Комплекс мифологических представлений, распространённых у народов, населяющих Африканский континент к югу от Сахары. Различные типы африканской мифологии определяют главным образом по типу или характеру центрального персонажа, вокруг которого циклизуются мифы и мифологические представления, тотемические или антропоморфные предки, обожествлённые вожди или цари, кузнецы, божества солнца, земли, громовники, духи и божества воды и др. Эти мифологические персонажи наделены функциями прародителя, демиурга, культурного героя и нередко трикстера (что в особенности характерно для архаических мифологий - бушменов, готтентотов). В развитых мифологиях происходит разделение функций божеств, трикстер выступает как самостоятельный персонаж (Легба).

Тотемические представления нашли отражение, прежде всего в архаических мифологиях. В мифологиях, в которых первенствующее значение приобретают небесное божество, громовник, зооморфный культурный герой становится помощником, посланцем верховного божества. Проявлением тотемических представлений в более поздних мифологиях является употребление имён тотемных животных в качестве эпитетов («хвалебных имён»), которыми наделяют богов, обожествлённых предков, вождей, царей (эпитеты Мвари, божества шона, - «слон», «большой павиан»; один из эпитетов Ньяме, божества ашанти, - «великий паук» и т. д.). Мифологии народов Межозёрья, бассейна Конго, Западного Судана, у которых был развит культ царских предков, также вобрали элементы тотемических верований: предкам царской династии приписывалось «звериное» происхождение.

Широкое распространение в мифологии африканских народов получили представления об антропоморфных родовых предках, выступающих в роли демиурга, прародителя, культурного героя. Иногда первопредки и культурные герои наделяются также функциями и атрибутами грозового божества, громовника.

В мифологиях народов, у которых наметилась социальная дифференциация, и в особенности у создателей раннеклассовых государств (в междуречье Лимпопо - Замбези, в Межозерье, в Западном Судане, в бассейне Конго), центральным персонажем становится обожествлённый вождь, правитель, обожествлённый царский предок, выступающий и как первый человек, и как культурный герой (дал людям огонь, воду, полезные злаки и др., ввёл ремёсла, обряды и т. п.).

Тенденция слияния мифов о божествах и культурных героях с преданиями о вождях и царях отчётливо прослеживается в мифологии ганда. Их предания и легенды циклизуются вокруг обожествлённого царя Кинту, представляющего собой наиболее развитый тип первопредка - культурного героя.

Государственной религией древнего Бенина был культ царских предков; духи царских предков почитались как общенародные божества в государстве Ашанти, а также у народов Межозёрья (Риангомбе, Гиханга, Кигва), Восточного Судана (Ньиканг) и др.

Характерны для Африканских народов мифология божества, олицетворяющие явления природы, небесные светила и т. п. Луна (Хайнэ) и солнце (Ишоко) выступают как центральные персонажи - демиурги, культурные герои. Известны мифы о солнечном божестве. У ряда народов древние божества солнца постепенно вытеснялись новыми, существовали параллельно с ними или уступали им место, передавая свои функции новым божествам (так, у мбугве солнце называют именем божества Мулунгу, у гого Мулунгу тесно связан с солнцем - молитвы о здоровье обращают как к нему, так и к солнцу). Часто к имени божества присоединяется имя солнца как «хвалебное».

Олицетворением дождя, грозы выступают божества-громовники (Леза - у народов верхнего и среднего Замбези, Замбии и южного бассейна Конго). Возникнув, как персонификация атмосферных природных явлений, божества-громовники модифицировались под влиянием представлений, связанных с культом предков. С другой стороны, и первопредки наделялись чертами, характерными для громовников. Путём взаимопроникновения и слияния этих представлений складывался единый мифологический тип предка-громовника.

Нередко небесное божество в паре с божеством земли характеризуются как прародители: они порождают солнце, луну и др. В мифологических системах некоторых народов (догонов, бамбара) божества и духи воды играют главную роль в создании и организации вселенной (Фаро и Номмо).

В мифологиях народов, достигших высокого уровня государственности, складываются политеистические пантеоны богов, - в мифологиях фон, йоруба, Бенина, ганда и др. Возглавляет пантеон божество, почитавшееся правящей группой. Однако нередко его главенство - номинальное, т. к. «второстепенные» божества, выступающие как его дети или слуги, сохраняют свою область деятельности и свои функции. Как правило, характеристика главы пантеона очень неопределённа (в отличие от подчинённых ему божеств), часто - это некое абстрактное «небесное» божество (deus otiosus), его связь с природными явлениями слабо выражена. Вождь пантеона часто выступает как царский предок или великий жрец.

У ряда народов Западной Африки (догоны, бамбара, моей, малинке, бозо, ку румба и др.) мифологические представления оформились в мифологические системы, отличающиеся большой сложностью, с развитой символикой. В создании этих «вторичных» мифологий большая роль принадлежит жреческому институту, системе тайных обществ. Этот мифологический материал нередко вызывает сомнения своей необычностью, в особенности, бросающейся в глаза при сравнении с африканским мифологическим материалом, записанным ранее миссионерами, этнографами, путешественниками.