Мифология индейцев Северной Америки сложилась в условиях родоплеменного строя и его разложения, когда началось образование Союза племён. В ней отсутствует чёткая иерархия богов и духов. Символом завершённости и единства мира у девних индейцев становятся четыре стороны света, а четыре стихии соотносятся с символикой цвета, явлениями природы и различными предметами.

Все явления природы наделяются магической силой, которая служит обозначением не только духа или божества, но всего мира в целом. У многих племён были разные верховные божества, создатели мира, в соответствии с их версиями о миротворении. Так, у ирокезов прабабку людей Атаентсик, упавшую вниз с верхнего мира, населённого животными, поддержали на поверхности мирового океана бобр, ондатра, выдра и черепаха. Ондатра нырнула, достала со дна горсть земли и положила её на панцирь черепахи. Постепенно горсть земли выросла и образовала сушу. Вот почему в ирокезской мифологической традиции черепаха символизирует землю.

У племён северо-запада распространены мифы о происхождении и истории индийских родов и их вождей, об их переселениях, о чудесном приобретении тотемных гербов, которые изображались на тотемных столбах, стенах вигвамов, надгробьях, лодках. Такая, связанная с обрядностью, символическая живопись была развита у многих племён. Это были фрески, разноцветные многофигурные «песчаные рисунки», символические гербы-талисманы на щитах, геометрические изображения на бизоньих шкурах, а также пиктографические календарные летописи, воспроизводящие историю народа. Часто встречаются мифы о превращениях людей в животных и о странствиях в иной мир.
Все явления природы у северо-американских индейцев наделялись невидимой магической силой, присущей не только духу или божеству, но и всему миру в целом. Так, у племён алгонкинов творцами мира были добрые духи маниту.

Предания ирокезов об образовании Союза ирокезских племён миф приписывает пророкам Гайавате и Деганавиде. О первом написана получившая всемирную известность поэма Генри Лонгфелло.