![]() |
Мифология индейцев Северной Америки сложилась в условиях родоплеменного строя и его разложения, когда началось образование Союза племён. В ней отсутствует чёткая иерархия богов и духов. Символом завершённости и единства мира у девних индейцев становятся четыре стороны света, а четыре стихии соотносятся с символикой цвета, явлениями природы и различными предметами. Все явления природы наделяются магической силой, которая служит обозначением не только духа или божества, но всего мира в целом. У многих племён были разные верховные божества, создатели мира, в соответствии с их версиями о миротворении. Так, у ирокезов прабабку людей Атаентсик, упавшую вниз с верхнего мира, населённого животными, поддержали на поверхности мирового океана бобр, ондатра, выдра и черепаха. Ондатра нырнула, достала со дна горсть земли и положила её на панцирь черепахи. Постепенно горсть земли выросла и образовала сушу. Вот почему в ирокезской мифологической традиции черепаха символизирует землю.
У племён северо-запада распространены мифы
о происхождении и истории индийских родов и их вождей, об их
переселениях, о чудесном приобретении тотемных гербов, которые
изображались на тотемных столбах, стенах вигвамов, надгробьях, лодках.
Такая, связанная с обрядностью, символическая живопись была развита у
многих племён. Это были фрески, разноцветные многофигурные «песчаные
рисунки», символические гербы-талисманы на щитах, геометрические
изображения на бизоньих шкурах, а также пиктографические календарные
летописи, воспроизводящие историю народа. Часто встречаются мифы о
превращениях людей в животных и о странствиях в иной мир.
Предания ирокезов об образовании Союза
ирокезских племён миф приписывает пророкам Гайавате и Деганавиде. О
первом написана получившая всемирную известность поэма Генри Лонгфелло.
|
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |