![]() |
История
славян загадочна. Существует
предположение, что во времена
великого переселения народов они
пришли в Европу из Глубин Азии, из
Индии, с Иранского нагорья. Можно лишь
строить догадки, каков был их единый
язык. Свидетельств глубочайшей
древности почти не сохранилось:
многое уничтожили сами славяне после
принятия христианства, а многое
унесли пожары и наводнения. Древняя
религия славян - язычество. Само это
понятие этимологически связано со
словом “языки” и определяет
верования разных народов в
очеловеченную ими природу, в духов и
души умерших предков, в одушевленных
животных и растения. Наш отдаленный
предок был убежден, что
сверхъестественные силы постоянно
присутствуют в его жизни и участвуют в
ней. Сними приходилось иметь дело, они
были опасны, но их можно было
умилостивить или отпугнуть. Так
рождались особые ритуальные традиции.
Постепенно возник и пантеон языческих
славянских богов со своей иерархией. По
функциям мифологических персонажей,
по характеру их связей с коллективом,
по степени индивидуализированного
воплощения, по особенностям их
временных характеристик и по степени
их актуальности для человека внутри
славянской мифологии можно выделить
несколько уровней. Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свантовит). К низшей
мифологии относятся разные классы
неиндивидуализированной (часто и не
человекообразной) нечести, духов,
животных, связанных со всем
мифологическим пространством от дома
до леса, болота и т.п.: домовые, лешие,
водяные, русалки, вилы, лихорадки,
мары, моры, кикиморы, судачки у
западных славян; из животных —
медведь, волк. Человек
в его мифологизированной ипостаси
соотносится со всеми предыдущими
уровнями славянской мифологии,
особенно в ритуалах: Полазник,
Праславянское понятие души, духа
выделяет человека среди других
существ и имеет глубокие
индоевропейские корни. Роль
древа мирового в славянской мифологии. Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является — древо мировое. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем основным частям мирового дерева приурочены разные животные: к ветвям и вершине — птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера, например Див), а также солнце и луна; к стволу — пчелы, к корням — такие животные, как змеи и бобры. Земля,
в которой покоились
предки, считалась священной,
неприкосновенной: по поверьям многих
племен, те, кто не уважает святости
границ, вторгается ну чужую землю,
остаются после смерти без пристанища
и не могут найти успокоения. Нашим
предкам были ведомы и представления
об основных составляющих мира – Яви,
Нави и Прави. Явь – видимое, осязаемое,
материальное, Навь – потустороннее
пристанище мертвецов, Правь – Истина,
законы Сварога, управляющие Явью.
Покидая Явь, душа человека переходила
в иной, новый мир (Навь) и
в странствиях достигла Ирия (Рая).У
славянских племен не существовало
понятия ада.
|
|