История славян загадочна. Существует предположение, что во времена великого переселения народов они пришли в Европу из Глубин Азии, из Индии, с Иранского нагорья. Можно лишь строить догадки, каков был их единый язык. Свидетельств глубочайшей древности почти не сохранилось: многое уничтожили сами славяне после принятия христианства, а многое унесли пожары и наводнения.

Древняя религия славян - язычество. Само это понятие этимологически связано со словом “языки” и определяет верования разных народов в очеловеченную ими природу, в духов и души умерших предков, в одушевленных животных и растения. Наш отдаленный предок был убежден, что сверхъестественные силы постоянно присутствуют в его жизни и участвуют в ней. Сними приходилось иметь дело, они были опасны, но их можно было умилостивить или отпугнуть. Так рождались особые ритуальные традиции. Постепенно возник и пантеон языческих славянских богов со своей иерархией.  

По функциям мифологических персонажей, по характеру их связей с коллективом, по степени индивидуализированного воплощения, по особенностям их временных характеристик и по степени их актуальности для человека внутри славянской мифологии можно выделить несколько уровней.

Высший уровень характеризуется наиболее обобщенным типом функций богов (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная), их связью с официальным культом (вплоть до раннегосударственных пантеонов). К высшему уровню славянской мифологии относились два праславянских божества, чьи имена достоверно реконструируются как Perunъ (Перун) и Velesъ (Велес), а так же увязываемый с ними женский персонаж, праславянское имя которого остается неясным. Эти божества воплощают военную и хозяйственно-природную функции. Они связаны между собой как участники грозового мифа: бог грозы Перун, обитающий на небе, на вершине гор, преследует своего змеевидного врага, живущего внизу, на земле. Причина распри — похищение Велесом скота, людей, а в некоторых вариантах — жены громовержца. Преследуемый Велес прячется последовательно под деревом, камнем, обращается в человека, коня, корову. Во время поединка с Велесом Перун расщепляет дерево, раскалывает камень, мечет стрелы. Победа завершается дождем, приносящим плодородие. Не исключено, что некоторые из этих мотивов повторяются в связи с другими божествами, выступающими в других, более поздних пантеонах и под другими именами (например, Свантовит).

К низшей мифологии относятся разные классы неиндивидуализированной (часто и не человекообразной) нечести, духов, животных, связанных со всем мифологическим пространством от дома до леса, болота и т.п.: домовые, лешие, водяные, русалки, вилы, лихорадки, мары, моры, кикиморы, судачки у западных славян; из животных — медведь, волк.

Человек в его мифологизированной ипостаси соотносится со всеми предыдущими уровнями славянской мифологии, особенно в ритуалах: Полазник, Праславянское понятие души, духа выделяет человека среди других существ и имеет глубокие индоевропейские корни.

Роль древа мирового в славянской мифологии.

Универсальным образом, синтезирующим все описанные выше отношения, является — древо мировое. В этой функции в славянских фольклорных текстах обычно выступают Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, рябина, яблоня. К трем основным частям мирового дерева приурочены разные животные: к ветвям и вершине — птицы (сокол, соловей, птицы мифологического характера, например Див), а также солнце и луна; к стволу — пчелы, к корням — такие животные, как змеи и бобры.  

Земля, в которой  покоились предки, считалась священной, неприкосновенной: по поверьям многих племен, те, кто не уважает святости границ, вторгается ну чужую землю, остаются после смерти без пристанища и не могут найти успокоения.

Нашим предкам были ведомы и представления об основных составляющих мира – Яви, Нави и Прави. Явь – видимое, осязаемое, материальное, Навь – потустороннее пристанище мертвецов, Правь – Истина, законы Сварога, управляющие Явью. Покидая Явь, душа человека переходила в иной, новый мир (Навь)  и в странствиях достигла Ирия (Рая).У славянских племен не существовало понятия ада. Родившаяся в недрах других народов идея Троиця у славян воплатилась в образе Триглава, единого бога в трех лицах (Сварог, Перун и Световид).