В 1890-1950 гг. широкое распространение получили фотоаппараты, называемые бокс-камерами. Среди них заметное место занимает фотоаппарат "Кодак" (1888), положивший начало новому этапу фототехники. Фотоаппарат обеспечивал съёмку 100 кадров на плёнке с бумажной основой. После экспонирования обработка плёнки, печать и перезарядка камеры производились специалистами компании ("фотофинишерами"). В инструкции к камере было сказано: "...Теперь фотография возможна для каждого. Вы нажимаете кнопку, мы делаем остальное". Появление в 1890-х гг. фотоматериалов с большой светочувствительностью, введение катушечной плёнки со светозащитной бумагой дало толчок дальнейшему развитию фототехники, сопровождавшемуся переходом от сравнительно тяжёлых и громоздких бокс-камер к более лёгким и миниатюрным, карманным складным фотоаппаратам с гофрированным мехом. Наиболее известным и технически совершенным было семейство фотоаппаратов типа "Иконта" (Германия), первый из которых был изготовлен в 1929г.
Панорамный
фотоаппарат Мартенса
Поиск новых конструктивных решений и возможностей привёл к созданию стерео-
и панорамных фотокамер. Первый опыт стереоскопич. фотографирования предпринял
Мозер в 1844 г. Принцип действия двухобъективного стереофотоаппарата в 1849
г. описал известный английский физик-оптик Д. Брюстер. В 1850 г. Милле и в
1852 г. Дансер изготавливают фотокамеры для съёмки на дагерротипных пластинках.
Впервые в России стереоскопический аппарат был разработан И. Ф. Александровским
в 1854 г. Конструктор Д. П. Езучевский создал в 1875 г. стереоскопический
фотоаппарат, рассчитанный на 12 сухих бромо-желатиновых пластинок размером
17Х Х8,5 см. Фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать
моментально и с выдержкой. Аппарат широко применялся для географических и
др. научных исследований. На выставке в Париже в 1878 г. он был отмечен бронзовой
медалью.
Оскар Барнак
В 1912
г. американец Дж. Смит изготовил малоформатный фотоаппарат с размером кадра-
24Х36 мм на 35-мм киноплёнку. Затем были выпущены камеры такого типа во Франции
("Хомеос-3", 1913), Германии ("Минограф", 1915) и др.
Однако они не оказали заметного влияния на развитие фотоаппаратуры. В 1913
г. О. Барнак - инженер-конструктор немецкой фирмы Э. Лейца - изготовил первый
прототип малоформатного фотоаппарата, названный впоследствии "Пра-Лейка".
В 1925 г. была изготовлена первая партия (1000 шт.) малоформатных фотоаппаратов
"Лейка-1" с фокальным затвором, выдержками от 1/20 до 1/500 с и
объективом "Эльмакс 3,5/50". Благодаря точности изготовления, оригинальной
компоновке эта камера открыла новый этап в фотоаппаратостроении и фотографии.
Развитие фототехники привело к созданию миниатюрных фотоаппаратов (первая разработка-фотокамера "Минокс" рижанина В. Заппа, 1935), камер с использованием дисковой фотоплёнки (патент Д. Дилкса, 1926), фотокамер для технической фотографии в промышленности и науке (семейство аппаратов "Техника" германской фирмы "Линхоф" и аппараты "Синар" одноимённой швейцарской фирмы).
Существенные изменения по сравнению с первыми камерами претерпели основные конструктивные элементы фотокамер: объективы, затворы, устройства для транспортировки фотоматериала.
ОбъективыВ
1865-66 гг. немецким конструктором К. Штейнгелем были разработаны 2 новых
типа объектива: перископ ("кругозор"), представлявший собой симметрич.
объектив из 2 положит, менисков, и апланат, состоявший из 2 ахроматич. линз.
Формулы для расчёта апланата были предложены математиком Зейделем, работы
к-рого явились фундаментом для дальнейшего развития оптич. систем. Апланат
вместе с объективом И. Петцваля был осн. типом объектива, использовавшегося
фотографами 1870-80-х гг. В 1893 г. англичанин Г. Тейлор разработал объектив
типа триплет - несимметрич. анастигмат, состоявший из 3 простых линз. Объектив
широко применялся в недорогих фотоаппаратах 20 в.
В 1880-х гг. немецкий химик Ф. О. Шотт (1851-1935) освоил произ-во "нового йенского стекла" (баритовый крон, баритовый флинт, тяжёлый крон). Оно было использовано П. Рудольфом при расчёте ряда объективов, что обусловило качеств. скачок в объективостроении. Предложенная П. Рудольфом схема анастигмата позволила устранить астигматизм, выпрямить поле изображения с одноврем. коррекцией сферич. аберрации. В 1891 г. фирмой К. Цейса по указанной схеме был выпущен объектив "Протар", в 1896 г.- "Планар". П. Рудольф в 1902 г. предложил новую конструкцию четырёхлинзового объектива "Тессар". Высокое качество изображения позволило "Тессару" и апланату стать в начале 20 в. в осн. фотообъективами. Оригинальные конструкции зеркальных объективов и фотокамеры с отражат. зеркалом были предложены А. А. Поповицким в 1904 г. Объективы Поповицкого уменьшали потери света по сравнению с обычными линзовыми системами и исключали хроматич. аберрацию. Однако они нашли практич. применение значительно позднее.
Развитие
оптич. теории объективов и совершенствование инструмент, базы их изготовления
позволили сконструировать широкоугольные объективы (первый из них - объектив
К. Герца "Гипергон", 1900), телеобъективы (независимые разработки
Дальмейера в Миете, 1891). В 1935 г. сов. конструктором М. М. Русиновым была
предложена система с наружными дисперсионными и внутр. коллективными элементами.
Первый объектив с переменным фокусным расстоянием был разработан Ф. Беком
("Фойхтлендер-Зумар", 1958).
Вспышки
Первые фотоснимки требовали значит. времени экспозиции (до неск. часов). В
1839-40 гг. Л. Иббетсону, применившему устройство, использовавшее эффект свечения
извести в водородно-кислородном пламени (Друммондов свет), удалось в течение
5 мин получить дагерротип куска коралла, к-рый требовал экспозиции более 25
мин при съёмке на солнце. В 1854 г. во Франции Годэн и Деламар запатентовали
в качестве источника света бенгальский огонь. Горючая смесь состояла из серы,
азотно-кислого калия и сурьмы. Для получения портрета требовалось всего лишь
2-3 с. Первая успешная попытка использования электрич. света в фотографии
была сделана Ф. Талботом, к-рый применял для съёмки быстродвижущегося объекта
разряд лейденской банки (1851). Фотостудии с электрич. освещением появились
в Англии (1877), во Франции (1879), в Германии (1882).
Применение яркого актиничного света, излучаемого при горении проволоки магния, было освоено Р. Бунзеном и Г. Роскоу (1859). Первый портрет с натуры с использованием данного источника был выполнен А. Бразерсом в 1864 г. Понятие "вспышка" получило распространение с 1886 г., когда была использована пудра магния в смеси с др. компонентами, увеличивающими силу света и сокращающими период возгорания. В 1893 г. Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку с электрич. поджогом, к-рая представляла собой стеклянный шар с магниевой проволокой, наполненный кислородом. Недостатком её являлась возможность разрушения баллона в результате расширения кислорода при высокой т-ре. Конструкция соврем, безопасных ламп-вспышек разработана в Германии И. Остермайером в 1929 г. (баллон наполнен алюминиевой фольгой).
В 1932 г. американец Г. Эджертон предложил использовать в фотографии электронную лампу-вспышку многоразового действия. В 1939 г. изготовил вспышку на основе ксеноновой трубки и разработал метод поджога лампы-вспышки от затвора фотоаппарате, получившие затем широкое распространение. Выпущенная П. Метцем вспышка "Мекаблитц 100" с транзисторным преобразователем постоянного напряжения стала началом произ-ва электронных ламп-вспышек (1958). Поиски на пути дальнейшего управления съёмочным процессом привели к появлению согласованной автоматич. лампы-вспышки ("Кэнон Спидлайт 155А" для фотоаппарата "Кэнон АЕ-1", 1976), к-рая при установке в обойму функционально связывалась с камерой посредством дополнит. управляющих контактов.
|
---|