Однообъективный зеркальный фотоаппарат был запатентован англичанином Т. Саттоном в 1861 г. В 1896 г. на Российской пром. выставке демонстрировалась серия аппаратов, представленных И. И. Карповым. По образцу его зеркальной камеры "Рефлекс" впоследствии конструировались аппараты неск. зарубежных фирм. Двухобъективный зеркальный фотоаппарат изобрели англичане Р. и Дж. Бек (1880). В 1929 г. немецкие конструкторы Р. Гейдике и П. Франке разработали зеркальный фотоаппарат "Роллейфлекс", который выпускался в разных модификациях ок. 60 лет и стал заметным этапом в развитии фотоаппаратостроения (в 1970-е гг. зеркальный аппарат стал ведущим типом фотоаппарата, воплотившим в себе лучшие достижения оптики и микроэлектроники). В 1855 г. был запатентован ящичный фотоаппарат, который можно было разместить в женском ридикюле или в сумке врача. Для полиции англичанин Т. Болас в 1881 г. разработал два ручных "детективных" фотоаппарата (один из них в форме книги), позволявших получать моментальные снимки. "Детективным" фотоаппаратам придавался вид сумки, бинокля, часов.

В 1890-1950 гг. широкое распространение получили фотоаппараты, называемые бокс-камерами. Среди них заметное место занимает фотоаппарат "Кодак" (1888), положивший начало новому этапу фототехники. Фотоаппарат обеспечивал съёмку 100 кадров на плёнке с бумажной основой. После экспонирования обработка плёнки, печать и перезарядка камеры производились специалистами компании ("фотофинишерами"). В инструкции к камере было сказано: "...Теперь фотография возможна для каждого. Вы нажимаете кнопку, мы делаем остальное". Появление в 1890-х гг. фотоматериалов с большой светочувствительностью, введение катушечной плёнки со светозащитной бумагой дало толчок дальнейшему развитию фототехники, сопровождавшемуся переходом от сравнительно тяжёлых и громоздких бокс-камер к более лёгким и миниатюрным, карманным складным фотоаппаратам с гофрированным мехом. Наиболее известным и технически совершенным было семейство фотоаппаратов типа "Иконта" (Германия), первый из которых был изготовлен в 1929г.

Панорамный фотоаппарат Мартенса

Поиск новых конструктивных решений и возможностей привёл к созданию стерео- и панорамных фотокамер. Первый опыт стереоскопич. фотографирования предпринял Мозер в 1844 г. Принцип действия двухобъективного стереофотоаппарата в 1849 г. описал известный английский физик-оптик Д. Брюстер. В 1850 г. Милле и в 1852 г. Дансер изготавливают фотокамеры для съёмки на дагерротипных пластинках. Впервые в России стереоскопический аппарат был разработан И. Ф. Александровским в 1854 г. Конструктор Д. П. Езучевский создал в 1875 г. стереоскопический фотоаппарат, рассчитанный на 12 сухих бромо-желатиновых пластинок размером 17Х Х8,5 см. Фотокамера была снабжена затвором, позволявшим фотографировать моментально и с выдержкой. Аппарат широко применялся для географических и др. научных исследований. На выставке в Париже в 1878 г. он был отмечен бронзовой медалью.

Оскар Барнак

В 1912 г. американец Дж. Смит изготовил малоформатный фотоаппарат с размером кадра- 24Х36 мм на 35-мм киноплёнку. Затем были выпущены камеры такого типа во Франции ("Хомеос-3", 1913), Германии ("Минограф", 1915) и др. Однако они не оказали заметного влияния на развитие фотоаппаратуры. В 1913 г. О. Барнак - инженер-конструктор немецкой фирмы Э. Лейца - изготовил первый прототип малоформатного фотоаппарата, названный впоследствии "Пра-Лейка". В 1925 г. была изготовлена первая партия (1000 шт.) малоформатных фотоаппаратов "Лейка-1" с фокальным затвором, выдержками от 1/20 до 1/500 с и объективом "Эльмакс 3,5/50". Благодаря точности изготовления, оригинальной компоновке эта камера открыла новый этап в фотоаппаратостроении и фотографии.

Развитие фототехники привело к созданию миниатюрных фотоаппаратов (первая разработка-фотокамера "Минокс" рижанина В. Заппа, 1935), камер с использованием дисковой фотоплёнки (патент Д. Дилкса, 1926), фотокамер для технической фотографии в промышленности и науке (семейство аппаратов "Техника" германской фирмы "Линхоф" и аппараты "Синар" одноимённой швейцарской фирмы).

Существенные изменения по сравнению с первыми камерами претерпели основные конструктивные элементы фотокамер: объективы, затворы, устройства для транспортировки фотоматериала.

Объективы
Одним из первых универсальных объективов в фотокамерах 19 в. был мениск, представляющий собой одиночную линзу, у к-рой обе поверхности имели одинаковое направление кривизны (Волластон, 1812). Затем был разработан ландшафтный объектив (ахромат), состоявший из 2 склеенных между собой линз (Ш. Шевалье, 1828). Наиболее известный портретный объектив И. Петцваля (1840) представлял собой комбинацию из пары двойных ахроматич. линз, относит, отверстие достигло 1:3.7. Дальнейшее совершенствование объективов (в течение почти 20 лет) сдерживалось отсутствием научно обоснованных методов расчёта.

В 1865-66 гг. немецким конструктором К. Штейнгелем были разработаны 2 новых типа объектива: перископ ("кругозор"), представлявший собой симметрич. объектив из 2 положит, менисков, и апланат, состоявший из 2 ахроматич. линз. Формулы для расчёта апланата были предложены математиком Зейделем, работы к-рого явились фундаментом для дальнейшего развития оптич. систем. Апланат вместе с объективом И. Петцваля был осн. типом объектива, использовавшегося фотографами 1870-80-х гг. В 1893 г. англичанин Г. Тейлор разработал объектив типа триплет - несимметрич. анастигмат, состоявший из 3 простых линз. Объектив широко применялся в недорогих фотоаппаратах 20 в.

В 1880-х гг. немецкий химик Ф. О. Шотт (1851-1935) освоил произ-во "нового йенского стекла" (баритовый крон, баритовый флинт, тяжёлый крон). Оно было использовано П. Рудольфом при расчёте ряда объективов, что обусловило качеств. скачок в объективостроении. Предложенная П. Рудольфом схема анастигмата позволила устранить астигматизм, выпрямить поле изображения с одноврем. коррекцией сферич. аберрации. В 1891 г. фирмой К. Цейса по указанной схеме был выпущен объектив "Протар", в 1896 г.- "Планар". П. Рудольф в 1902 г. предложил новую конструкцию четырёхлинзового объектива "Тессар". Высокое качество изображения позволило "Тессару" и апланату стать в начале 20 в. в осн. фотообъективами. Оригинальные конструкции зеркальных объективов и фотокамеры с отражат. зеркалом были предложены А. А. Поповицким в 1904 г. Объективы Поповицкого уменьшали потери света по сравнению с обычными линзовыми системами и исключали хроматич. аберрацию. Однако они нашли практич. применение значительно позднее.

Развитие оптич. теории объективов и совершенствование инструмент, базы их изготовления позволили сконструировать широкоугольные объективы (первый из них - объектив К. Герца "Гипергон", 1900), телеобъективы (независимые разработки Дальмейера в Миете, 1891). В 1935 г. сов. конструктором М. М. Русиновым была предложена система с наружными дисперсионными и внутр. коллективными элементами. Первый объектив с переменным фокусным расстоянием был разработан Ф. Беком ("Фойхтлендер-Зумар", 1958).

Вспышки
Первые фотоснимки требовали значит. времени экспозиции (до неск. часов). В 1839-40 гг. Л. Иббетсону, применившему устройство, использовавшее эффект свечения извести в водородно-кислородном пламени (Друммондов свет), удалось в течение 5 мин получить дагерротип куска коралла, к-рый требовал экспозиции более 25 мин при съёмке на солнце. В 1854 г. во Франции Годэн и Деламар запатентовали в качестве источника света бенгальский огонь. Горючая смесь состояла из серы, азотно-кислого калия и сурьмы. Для получения портрета требовалось всего лишь 2-3 с. Первая успешная попытка использования электрич. света в фотографии была сделана Ф. Талботом, к-рый применял для съёмки быстродвижущегося объекта разряд лейденской банки (1851). Фотостудии с электрич. освещением появились в Англии (1877), во Франции (1879), в Германии (1882).

Применение яркого актиничного света, излучаемого при горении проволоки магния, было освоено Р. Бунзеном и Г. Роскоу (1859). Первый портрет с натуры с использованием данного источника был выполнен А. Бразерсом в 1864 г. Понятие "вспышка" получило распространение с 1886 г., когда была использована пудра магния в смеси с др. компонентами, увеличивающими силу света и сокращающими период возгорания. В 1893 г. Шауфер разработал магниевую лампу-вспышку с электрич. поджогом, к-рая представляла собой стеклянный шар с магниевой проволокой, наполненный кислородом. Недостатком её являлась возможность разрушения баллона в результате расширения кислорода при высокой т-ре. Конструкция соврем, безопасных ламп-вспышек разработана в Германии И. Остермайером в 1929 г. (баллон наполнен алюминиевой фольгой).

В 1932 г. американец Г. Эджертон предложил использовать в фотографии электронную лампу-вспышку многоразового действия. В 1939 г. изготовил вспышку на основе ксеноновой трубки и разработал метод поджога лампы-вспышки от затвора фотоаппарате, получившие затем широкое распространение. Выпущенная П. Метцем вспышка "Мекаблитц 100" с транзисторным преобразователем постоянного напряжения стала началом произ-ва электронных ламп-вспышек (1958). Поиски на пути дальнейшего управления съёмочным процессом привели к появлению согласованной автоматич. лампы-вспышки ("Кэнон Спидлайт 155А" для фотоаппарата "Кэнон АЕ-1", 1976), к-рая при установке в обойму функционально связывалась с камерой посредством дополнит. управляющих контактов.