9 мая
  Школа №15 города Воронежа в годы войны.
Журавлева (Калистратова ) Валентина Ивановна
1944 год.  Ленинград.
Красноармейская 
книжка

В Отечественной войне на территории Воронежского края выделяют четыре периода:
1. июнь1941 - июль 1942 - начало перестройки работы на военный лад;
2. июль 1942 - декабрь 1943 - период оккупации;
3. декабрь 1942 январь 1943 - разгром фашистских войск;
4. февраль 1943 - май 1945 - период восстановления хозяйства.
До осени 1941 года область была тыловой. Проводилась частичная эвакуация жителей Воронежа. Многие жители города, в том числе и учителя, уходили на фронт. Директор школы Ф.П. Бурцев, преподаватели математики, химии школы №15 были мобилизованы.
Осенью 1941 года область стала прифронтовой. Многие школы стали использоваться для нужд войны. В Воронеж прибыл на постоянную дислокацию штаб Юго-Западного фронта. Войска фронта прикрывали Воронежское направление. Командующим фронта был в то время Маршал Советского Союза С.К. Тимошенко. Штаб возглавлял генерал П.И. Бодин, которого сменил И.Х. Баграмян. Штаб осуществлял руководство войсками на огромной территории от Тульской области до Северного Кавказа. Располагался он также в здании школы (улица Сакко и Ванцетти, 80).
Школьные классы наполнялись больничными койками - работали госпитали. Многие школы были превращены в призывные пункты, казармы. Если школа закрывалась, то все ученики переводились в другие школы. Бомбили в то время каждый день. Левый берег, особенно в районе авиационного завода подвергался бомбовым ударам непрерывно. Дети дежурили на крышах домов и тушили огонь песком. Горящие между домами зажигалки стали привычным явлением. Осенью авиационный завод был эвакуирован под Куйбышев. Вместе с ним уезжали и семьи работников завода. Учеников в школах становилось все меньше. Школа №15 еще в самом начале войны была освобождена под госпиталь, однако вскоре повреждена вражеской авиацией. Прямо в центр школы попала бомба.
В начале учебного 1941-42 года в Сталинском (Левобережном районе) сохранилось две школы.
Для данного периода были определены следующие задачи работы школы:
1. организация бесперебойной работы и обеспечение обязательного охвата всех детей школьного возраста;
2. повседневная забота о детях, в связи с тем, что их родители призваны в армию или заняты на производстве;
3. перестройка учебно-воспитательного процесса, подготовка детей к труду и обороне;
4. повышение роли идейно-политического, патриотического воспитания, укрепление дисциплины;
5. улучшение военно-физической подготовки;
6. всемерное развертывание массовой оборонной и политико-просветительской работы среди учащихся и населения.
7. оказание активной, посильной помощи фронту, промышленному производству, семьям фронтовиков.
Ученики школы №15 были переведены в здание школы №3 (бывшая школа № 39). Девочки посещали госпиталь, который находился в школе №41 (бывшей школе №33). Они беседовали с ранеными, писали письма их родным, а также работали на сортировке бинтов, менее окровавленные стирали, проглаживали, так как бинтов не хватало. Часто приходилось разводить гипс для повязок. Учеба в школе не прерывалась, только во время бомбежек приходилось уходить в укрытие, так называемые "щели", вырытые в земле, с потолком и настилом внизу. "Щели" были невысокие, приходилось или сидеть, или стоять на полусогнутых ногах в течении нескольких минут до "отбоя"- конца бомбежки.
В июне 1942 года в школе №3 играл патефон, были танцы. Это праздновали выпуск двух десятых классов. Юноши вскоре ушли на фронт.
В конце июня 1942 года немецкие войска прорвали оборону наших войск на стыке 13 и 40-х армий и направили удар прямо на Воронеж. Директиву о подготовке этой операции Гитлер подписал еще в апреле 1942 года (кодовое название "Blau"). После взятия Воронежа предполагалось направить войска на юг к Сталинграду и Северному Кавказу. Ночью 28 июня на Воронеж совершила свой массовый налет вражеская авиация. С неба сыпались сотни бомб, в городе начались пожары, были разрушены многие здания, особенно на левом берегу, где располагались здания заводов. Немецкие войска вели наступление по трем направлениям и в первых числах июля подошли вплотную к стенам города. На подступах к нему развернулись упорные бои.
В июле 1942 года немцы заняли правый берег р. Воронежа пределах города. В некоторых школах они оборудовали штабы и хозяйственные помещения. Так, например, первый этаж школы №64 (современная школа №13), занимает немецкая конюшня и немецкие склады. Оккупанты получили предписания открывать школы. Они должны были работать по особым программам. Учебный год в них планировался начинать 15-20 октября, а заканчиваться в мае. Длительность урока должна была составлять 25-30 минут. Такие школы открывались на оккупированной Воронежской земле, но чаще всего, родители не пускали в них детей.
Левый берег захвачен не был, однако он сильно обстреливался. Ясно, что ни о какой учебе речь не шла. Многие жители эвакуировались в восточные районы области, не занятые фашистами. Школы были закрыты.

Школьная политика в период после освобождения города Воронежа до окончания войны.
После освобождения Воронежской области выяснилось, что фашисты сожгли и разрушили 1382 школы. Из 63 школ города Воронежа 35 было разрушено полностью, 22 разрушены частично и требовали затрат на ремонт от 10 до 75% стоимости оборудования. Здание школы №15 было сильно разрушено: без крыши, без рам. От школы остались одна развалины. Вокруг горы перерытой земли, груды кирпичей.
В новом учебном 1943 - 1944 год. в 24-х вновь открытых школах за парты сели 10800 учеников. В сентябре был набран штат учителей, среди которых были и работающие прежде в этих школах и эвакуированные в начале войны из Украины. Завучи школ должны были сдать списки детей, которые должны быть заверены домоуправлением, комендатурой или уличным комитетом. Эти списки охватывали большую территорию Левого берега. (См. схему) Заводились личные дела, в которых указывались также данные о родителях, сведения о наличии огорода и домашних животных.
Занятия начались с опозданием 1 октября. 15-я школа была временно переведена в помещение 3-ей школы (она занимала левое крыло).
В первый учебный день на классных собраниях учителя должны были проработать следующие вопросы:
1. о начале учебного года в условиях Отечественной войны;
2. о новых правилах поведения учащихся;
3. о раздельном обучении мальчиков и девочек и его цели;
4. об обеспечении учащихся учебными пособиями.
Директором школы была сначала назначена Надежда Павловна Вереникина. Она занимала эту должность до 1 декабря 1943 г. Человек удивительной судьбы и неиссякаемой энергии, талантливый педагог, она очень много сделала для школы в те тяжелые дни (рис.1-2)
Родилась Надежда Павловна в 1899 году в уездном городе Новохоперске в семье почтового работника. Стремление стать педагогом у нее было не случайным - ее дедушка преподавал в Кадетском корпусе города Воронежа физику и математику. Надежда Павловна окончила гимназию с правом преподавания в начальных школах. Молодой девушкой уехала учить детей в казачью станицу Усть-Кундрюченскую. Там ее застала гражданская война. Надежда Павловна вернулась в Центральное Черноземье, стала работать в школе Верхнего Карачана, вышла замуж, родила троих детей. В те годы был дефицит дипломированных учителей средней школы, и Надежда Павловна поступает в Московский педагогический институт на факультет иностранных языков (немецкий язык). В 1936 году семья ее переезжает в Воронеж. Вереникина поступает работать в школу №29, а затем в школу №15. В годы войны на плечи Надежды Павловны легли заботы о хозяйстве школы, о снабжении пособиями, об учебном процессе и т.п. С 1 декабря 1943 г. директором школы становится Клавдия Алексеевна Геворкян, назначенная приказом Гороно.
Расположилась школа №15 в левом крыле двухэтажной школы №3. Для нее было выделено 9 классных комнат, 2 кабинета, учительская, кухня и столовая, вестибюль.
С 1 октября 1943 г. школа стала женской. Вводя раздельное обучение, Совнарком СССР приводил в его пользу такой аргумент, как необходимость введения особой допризывной и военно-физической подготовки. Осуществлялась допризывная подготовка в старших классах и предполагала необходимость организации специальных занятий только для мальчиков - подростков и юношей. Среди других оснований для осуществления раздельного обучения назывались:
1. Необходимость учета особенностей физиологического развития, якобы требующих обеспечения различных условий организации их обучения и воспитания.
2. Целесообразность придания известной специфики в подготовке к практической деятельности как тех, так и других .
Занятия в школе начинались в 8.30, дежурный учитель приходил к 7.30. Вынужденно школы города пошли на сокращение времени, отводимого на урок (до 35-40 мин.), перемен между ними (до 5 мин.) и перерывов между сменами (до 30 мин.), т.к. работали в три смены.
Помещение 3-ей школы было очень плохо восстановлено: окна заколочены фанерой. В школе было холодно. Топливом воронежские школы были обеспечены на 10-15%, поэтому ученики часто собирали дрова или другое топливо и сдавали в школу. В каждом классе была кирпичная печь, труба которой выходила в окно. Старшие классы по очереди пилили дрова, разносили их по школе. В январе 1944 г. ученица 6 - Б класса без разрешения классного руководителя и администрации затопила печь. Дым наполнил всю классную комнату, и невозможно было проводить урок истории. В те дни, когда ветер дул в окна, печи топили "по-черному", в классах было так холодно, что замерзали чернила. В такое время на доске писать было трудно, так как после мокрой тряпки мел не писал по ледяной корке.
Школы освобожденных районов испытывали острую необходимость буквально во всем. Учащиеся изготавливали самодельные географические карты, плакаты, таблицы. Не было парт, вместо них часто использовали самодельные столы и скамейки. Во время месячника помощи школе трудящиеся Воронежа в 1944 г. изготовили 1870 парт, 1999 столов, 1777 стульев, 351 классную доску . Тетрадей не хватало. Многие писали на газетах, бухгалтерских книгах. Бывали случаи, когда писали не чернилами, а сажей и свекольным соком. Занимались иногда, когда не было электричества, при свете "коптушек". Учебников было очень мало. Приказ по школе от 28 ноября 1943 г. обязал учителей собрать авансы с учащихся в размере 30 руб. на учебники и письменные принадлежности. Интересно, что, испытывая острую необходимость в школьном оборудовании, школы получили приказ вывесить в классных комнатах лозунги и портреты. Также был получен приказ оборудовать газоубежища в подвальных помещениях.
В школе были организованы горячие обеды. По нормам военного времени дети получали на завтрак 50 грамм хлеба и 10 грамм сахара без зачета продовольственных карточек. Понятным становится, почему необходимо было горячее питание. Кроме того, в согласовании с врачом были составлены списки детей на дополнительное питание. Девочки были очень бедно одеты и обуты. Сохранились приказы по школе о выделении нарядов на бесплатное получение обуви. В справках гороно есть сведения о распределении валенок, телогреек и т.п.
Учебный день начинался обычно с политинформации о положении на фронтах. Затем в течение трех часов проводились уроки по основным предметам, после чего учащиеся занимались расчисткой завалов, уборкой близлежащей территории. Учителя - предметники насыщали свои уроки военной тематикой. Математики учили применять измерительные приборы, инструменты и т.п., физики - работе двигателей, применении электричества в военном деле. Боевые эпизоды, демонстрация героизма служили материалом для бесед учителей.
Для учениц организовывались просмотры кинокартин в клубе завода № 64. Несмотря на военное время, все-таки в школе работали тогда танцевальный, хоровой и драматический кружки. Девочки часто выступали с концертами в госпитале (здание его располагалось в здании современной поликлиники №5).
В школе проводились занятия по ПВХО, сдавались обязательные нормативы. Итоги учебы вывешивались на доске социалистического соревнования. Выпускались стенгазеты. Девочки собирали подарки к праздникам для фронтовиков (сохранился приказ по школе, предписывающий учителям собрать с детей подарки к 7 Ноября). Чаще всего это были теплые вещи, связанные ученицами или их родителями, кисеты для махорки ит.п.
Девочки участвовали в воскресниках, убирали кирпич на пришкольной территории, сажали деревья, носили опилки для утепления здания. Летом 1944 г. начались восстановительные работы в здании 15-й школы. Учащиеся организовали бригады в помощь строителям. Были удалены остатки крыши, балок и очищено здание от мусора. Вокруг школы были окопы. Их засыпали мусором. И учителя и учащиеся работали все лето. К началу учебного 1944 года школа была восстановлена. В нее также перешли ученики бывшей школы № 69.
После торжественного открытия в школе начались занятия. Школа стояла на пустыре. С одной стороны можно было свободно пройти к трамвайному кольцу. С другой стороны была видна пойма реки, разбитый Вогрэсовский мост и большое песчаное поле с картошкой. С третьей стороны был видны развалины кинотеатра "Родина". Напротив школы были развалины домов (фото 4).
Посреди песка крутого,
На бугре у тихой речки,
Как корабль среди развалин
Возвышалась наша школа.
Правда, вовсе и не школа,
А развалин груда жалких
Со следами пуль на стенах
И с глазницами окошек…

Приказ № 9
по школе № 15 от 1 сентября 1944 г.
С первого сентября школу № 15 именовать
средней женской школой № 15.
Основание: приказ гороно.

В этом учебном году в школе было четыре первых класса (набирались и восьмилетки и семилетки), три вторых, по два третьих, четвертых, пятых и шестых, с седьмого по десятый - по одному классу. Младшие классы были большой наполняемости: от 30 до 44 человек. Каждый месяц контролировался охват детей обучением. В рамках программы всеобуча все дети школьного возраста должны были посещать занятия.
Несмотря на тяжелое положение системы образования, сдавались выпускные экзамены в 4, 7 ( позже и в 10-х классах). В остальных - переводные.
При школе кипела жизнь. Рядом со зданием были разбиты участки огорода, на которых сажали картофель, лук, морковь и другие овощи. Огород помогал школьной столовой - овощи шли на детское питание. Некоторые учителя жили при школе, т.к. многие жилые дома были разрушены полностью. В тяжелые годы войны не забывали учителя и об эстетическом развитии детей, о развлекательных мероприятиях. Надежда Павловна Вереникина организовала хоровой кружок, театральный кружок. Ученицы, которым подчас самим нечего было надеть в школу, ухитрялись изготавливать театральные костюмы.
Школа в годы войны заменила многим детям семью, так как их родители были либо на фронте либо заняты на производстве. Большая заслуга в этом принадлежит учителям.








 
 
 
 
 



Баннерообменная сеть РИА Новости: РИА Нововсти