|  
      Меню  | |||||||||||||
| Информационная культура | |||||||||||||
|  | |||||||||||||
|     Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, всей окружающей человека среде, возросшему объему информации, стремительному развитию новых информационных технологий. Особое значение в информационном обществе приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности. Сегодня есть все основания говорить 
            о формировании новой информационной культуры, которая может стать 
            элементом общей культуры человечества. Ею станут знания об информационной 
            среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных 
            потоках. Информационная культура пока еще является показателем не 
            общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет 
            важным фактором развития каждой личности. |   | ||||||||||||
| 
 | Понятие "информационная культура" | ||||||||||||
|     В широком смысле под информационной культурой понимают совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В узком смысле - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации. Один из ведущих отечественных специалистов в области информатизации Э.П. Семенюк под информационной культурой понимает информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений. 
 | |||||||||||||
| История 
            информационной культуры насчитывает тысячелетия  | |||||||||||||
|     | |||||||||||||
| 
            Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные 
            кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных 
            кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения 
            знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации 
            и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый 
            период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура 
            общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования 
            и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование 
            информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные 
            формы информационной культуры не только не утратили своего значения, 
            но и обогатились системой взаимосвязей с письменными. | 
 | ||||||||||||
| Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерные технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы. Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры. 
            В настоящее время создается база для формирования противоречия между 
            категорией индивидов, информационная культура которых формируется 
            под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения 
            информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура 
            которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни 
            ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную 
            несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого 
            проявления одних субъектов по сравнению с другими. 
 | |||||||||||||
| Критерии
            информационной культуры человека | |||||||||||||
| 
 Всё выше перечисленное должно базироваться на осознании роли информации в обществе, знании законов информационной среды и понимании своего места в ней, владении новыми информационными технологиями. 
 | |||||||||||||
| Уровни 
            реализации информационной культуры | |||||||||||||
| 
 |    
 | ||||||||||||
| Эмпирическая интерпретация 
            понятия “информационная культура личности" | |||||||||||||
| 
 Табл.1 
 | |||||||||||||
|      Овладение информационной культурой - путь универсализации качеств 
            человека, способствующий реальному пониманию человеком самого себя, 
            своего места и своей роли.   | |||||||||||||
|  | |||||||||||||
|  Сергеева 
            Л. В. Информационная среда как основа формирования информационной 
            культуры | |||||||||||||
|  На 
          главную | |||||||||||||