Меню

На следующую     

Дистанционное образование


Образование – это путь в будущее. Перед современным обществом стоит одна из важнейших задач: создание перспективной системы образования, способной подготовить население к жизни в новых условиях цивилизации. Появление новой педагогической технологии в какой-тот степени призвано решать эти задачи.

ДО - система подготовки специалиста 21 века, характеризующегося высоким профессионализмом, стремящегося к сотрудничеству, самоутверждению и высокому уровню коммуникации с коллегами. Но как новая педагогическая технология, она все же подчиняется основным законам педагогики, хотя трансформирует их в соответствии с новыми условиями обучения и требует переосмысления в рамках образовательных учреждений.

 

Понятие "дистанционное обучение"

 
 

  
В литературе имеется множество различных определений понятия "дистанционное обучение" не потому, что авторы недопонимают полностью его сущность, а потому что каждый из них оценивает данную педагогическую технологию с той стороны, которая ему наиболее очевидна. Мы встречаем упоминания о виртуальном обучении, доставке знаний студенту, открытом обучении, непрерывном образовании, активном общении с использованием современных телекоммуникаций и компьютерных обучающих программ, реальной работе с формированием необходимых навыков; используя любые средства организованного общения: курсы, семинары, лекции, модульное обучение, летние школы и т.д.

 
Указывается также, что это форма, объединяющая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа, причем достижения телекоммуникаций и электронных носителей учебной информации позволяют избежать недостатков традиционной формы обучения, сохраняя все ее достоинства. Акцент делается на то, что дистанционное обучение (ДО) объединяет лучшие традиционные и инновационные средства и формы обучения, в том числе глобализацию, специализацию, гибкость обучения и др. С точки зрения деятельностного аспекта ДО представляется как асинхронный процесс взаимодействия субъектов обучения между собой и со средствами обучения независимо от их пространственного и временного расположения. Учитывая всё вышеперечисленное, можно дать следующее обобщающее определение ДО.

Дистанционное обучение - это педагогическая технология, которая основывается на принципе самостоятельного обучения и ставит целью творческое саморазвитие личности на его основе. Это гуманистическая форма приобретения знаний и навыков, которая на базе использования достижений педагогики, психологии, традиционных образовательных, новых информационных и телекоммуникационных технологий создает любому человеку условия и направления для самосовершенствования, осознания своей дееспособности и самостоятельности, повышения общего, культурного и профессионального уровня, когда сам процесс учения не зависит от времени, места расположения, а, главное, от выбора конкретного образовательного учреждения. 

То есть, основными деятельностными и положительными компонентами процесса можно назвать активность учащихся в выборе направления, формы и темпа обучения; возможность более тесного непосредственного общения с педагогами-профессионалами, своими единомышленниками по учебе и специалистами высокого уровня именно в познавательной деятельности; доступ к обширным культурным и научным достижениям человечества; увеличение творческой составляющей учебной деятельности за счет интерактивных, игровых, развивающих форм занятий, постоянной мотивации к познанию и активизации деятельности (снятие возможных психологических барьеров в процессе общения, постепенная адаптация к учебному содержанию и др.).

 
Для оптимальной подачи материала при ДО надо опираться на следующие принципы:
 
 



1. Модульность курса.
2. Постепенность изучения.
3. Подача операционного и понятийного аппарата.
4. Действие в ситуации.
5.Создание проблемных ситуаций.
6. Альтернативные источники информации.
7. Систематические дискуссии.
8. Система открытых вопросов.
9. Обратная связь с преподавателем.
10. Контроль усвоения знаний, в том числе самоконтроль как средство мотивации.
11. Навигация по источникам информации и др.

 

 

Курс разбивается на отдельные модули, содержащие конкретную изучаемую информацию по одной теме. В него входит теоретическая информация, ее практическая переработка; закрепление и выявление проблем в процессе дискуссии. В начале курса должно находиться содержание с перечнем всех модулей.

 
Постепенность изучения предполагает разделение материала курса на три уровня:
 
 

 

1.Базовый уровень - это минимум знаний по данной тематике, который обычно оценивается как "удовлетворительно". В него должны входить основные определения и их подробная расшифровка, примеры выполнения заданий.

2.Повышенный уровень включает в себя альтернативную информацию относительно определений и альтернативные примеры выполнения задач.

3.Творческий уровень, в котором знания можно применять в исследовании, который дает возможность не только решать задачу, но и ставить ее применительно к профессиональной деятельности обучаемого.

Каждый модуль должен иметь эти три отдельно оформленные источника информации. Они должны быть равнодоступны при изучении данного модуля. Преподавателю необходимо в начале изучения модуля ориентировать обучаемого на уровни подачи материала. И каждый студент, в зависимости от потребностей, и возможностей, сможет либо остановиться на базовом уровне, либо пройти все уровни.

Если же студент имеет изначально высокий уровень подготовки, то он может сразу перейти к третьему уровню - творческому. Этот подход позволяет студентам как начинать учебу с нуля, так и восполнять пробелы в знаниях, как овладевать новыми навыками, так и совершенствовать имеющиеся. В начале каждого модуля должны даваться основные определения данной темы.

 
 
Информация представляется в трех уровнях
 
 

     
1.Общая информация. В этом разделе предлагается более подробное определение понятий, чем в начале темы. Приводятся описания, примеры. Возможно использование мультимедиа, т.к. информация, поданная в аудиовизуальном виде лучше воспринимается и усваивается.

2.Операционный аппарат. Это то необходимое количество параметров и формул, без которых невозможно конкретизировать понятие. Должно быть дано четкое определение каждого параметра, необходимость его учета в конкретной ситуации, рассматриваться ситуации, где параметр особенно важен, и где им можно пренебречь. Даже общеизвестные параметры следует описывать, чтобы не возникало двусмысленностей. Необходимо формирование алгоритмов деятельности.

3.Действие в ситуации. Операционный аппарат дает нам лишь понятие как происходит действие вообще, без сопоставления теории и конкретики. В процессе принятия решения необходимо добавить некоторые критерии для решения задачи. Это могут быть советы типа "обратите внимание...", "имеет смысл...", "подумайте как...", формулировки типа "ведь правда...", "Вы согласны...". При этом не выражены явные рекомендации как конкретно делать или поступать, а лишь идет толчок к осмыслению и выбору действия самим субъектом. Одновременно это не является негативной подсказкой с ложными путями. При негативных подсказках студент боится ошибиться и находится в "скованном" состоянии, что снижает уровень познавательной деятельности. Позитивные рекомендации с точки зрения психологии более успешны и лучше воспринимаются учащимися.
  

 
 
Проблему управления информацией в обучении следует рассматривать в аспекте триединой системы:
 
 
  • информация;
  • ученик;
  • преподаватель.

Понимание особенности каждого элемента данной совокупности позволяет использовать наиболее полные методики работы с информацией в обучении. Обучаемый рассматривается как активный объект, пропускающий через себя потоки информации, которые организованы определенным образом преподавателем, при этом поддерживается обратная связь преподаватель-обучаемый. Обратная связь - один из важнейших ключевых механизмов в обучении. Особенно это важно для ДО. Курс ДО должен быть построен с учетом использования обратной связи, которая применяется для коррекции содержания курса в зависимости от уровня обучаемого и его целей.

Для того, чтобы студент мог успешно работать со всеми предложенными источниками информации, курс ДО должен обладать хорошей навигацией. Источники должны быть выделены как основные, так и альтернативные. Должны быть использованы ссылки, желательно с гиперпереходами на дополнительные источники информации. Навигация должна быть доступной и простой, однотипной по всему курсу.

Управление работой с информацией - это большое поле деятельности с точки зрения структурирования информации, деятельностного подхода. Особенно это актуально для ДО с его электронными библиотеками и возможностями навигации.

 

 
 

Функции и значение коммуникаций в дистанционном обучении

 
 

     
Отличие дистанционного обучения от традиционного в основном состоит в его цели: формировании личности творческой и способной к саморазвитию в процессе деятельности. Поэтому в его содержание должны быть заложены необходимые компоненты: информация, деятельность по ее переработке и по ее использованию. 

Все эти виды деятельности предусматривают общение с информацией, с организационным аппаратом, с субъектом деятельности в процессе обучения, которое само по себе является взаимодействием с информацией непосредственно и в процессе межличностного общения. 

Дистанционное обучение, безусловно, как и всякое обучение, представляет собой обмен информацией в общении, но в основном оно представляет собой обмен, осуществляемый непосредственно через информацию, то и поэтому к организации информации предъявляются особые требования.  

 
 
В случае обучения могут быть рассмотрены три компоненты общения:
 
 

 

1.Коммуникативная - факт обмена информацией между обучаемыми (и кроме того, обучаемого с информацией),

2. Интерактивная - факт организации взаимодействия

3. Перцептивная - факт установления взаимопонимания и присвоения.

Непосредственное общение личности с информацией и ее присвоение в результате этого сложного процесса приобретают особое значение в дистанционном обучении. В этом случае формы общения либо их имитация должна быть включена в саму информацию в тексте. То есть мы имеем в дистанционном обучении два параллельных вида общения, оба из которых должны быть ориентированы на деятельность обучаемых.

Так как при дистанционном обучении затруднена передача невербальной информации такой как: кинестика (жесты, мимика, пантомимика); паралингвистика (качество голоса, его диапазон, тональность) и экстралингвистика (включение в речь пауз, смеха, покашливаний); проксемика (пространственная и временная организация общения), то следует при организации информации учесть разнообразные формы ее наглядности, объемности (схемы), имитации обсуждения, для того чтобы обучаемый имел все возможности сделать ее своей системой знаний и деятельности. Однако при этом у него могут возникать различные вопросы и затруднения, которые часто постановщик курса не мог предусмотреть. Поэтому содержательный и продуктивный процесс обучения без эффективной обратной связи они обречены на неудачу.

 
Эффективность любого вида обучения на расстоянии зависит от 4 составляющих:
 
 
  • эффективного общения преподавателя и обучаемого;
  • использование педагогических технологий в обучении;
  • эффективности методических материалов для дистанционного обучения;
  • эффективности обратной связи.

Передача информации в дистанционном обучении является взаимодействием преподавателя и обучаемого, их внутреннего мира, и чем глубже и чаще эффективным общение, тем совершеннее будут средства этого процесса, тем более полным и эффективным с точки зрения деятельности будет отражение информации в сознании обучаемого.

 

  
 
Сегодня дистанционное обучение стало реальным элементом развития образования. Оно дает уникальную возможность получать новые знания в различных областях человеческой деятельности, самостоятельно планируя место, время и форму обучения.


Кухаренко В.Н., Рыбалко Е.В.ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
В.Н. Кухаренко, А.С. Молодых
ДИСКУССИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Кухаренко В.Н., Сиротенко Н.Г. МНОГОГРАННОСТЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СТРУКТУРА ДИСТАНЦИОННОГО КУРС
Кухаренко В.Н., Токарь А.И. УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ С ИНФОРМАЦИЕЙ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
Рыбалко Е.В.СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  На главную

На следующую    

Вас приветствует объединенная команда №6 СЮТ Воронеж - Новотарбеевская СОШ - Шебекино СОШ4