"Профессии неба"

 

Рожденный ползать - летать может!

Сейчас тяжелое время. Мы живем в мире, где есть страшная беда – терроризм. Не один раз захватывали самолет террористы;  а сколько произошло авиакатастроф!  В такой рисковой профессии могут работать только бесстрашные люди. Честь и хвала им!

Профессиональная жизнь летчиков непродолжительна. По статистике самая короткая она у летчиков-испытателей.

Профессия летчика — это постоянный стресс, профессия летчика-испытателя — стресс втройне. В среднем каждый четвертый испытатель погибает.

Как стать летчиком?

Для начала надо пройти медкомиссию. Человек должен иметь очень хорошее здоровье. Физическая подготовка для будущего летчика очень важна, а если человек еще и на вид худощавый, он однозначно не сможет выдерживать большие физические и психофизические нагрузки. Из-за определенных габаритов салонов самолетов существуют и ограничения в росте: для гражданской авиации- 1,90 м, для военной 1,85 м.Психофизиологическое обследование будущих летчиков проводят следующим образом. Во многих летных училищах есть специальные тренажеры, на которых определяют мыслительную и двигательную реакцию абитуриентов. Очень важно, чтобы последняя была мгновенной, максимально приближенной к реакции спортсмена. К тому же летчик - это не просто оператор, который сидит и переключает кнопки. Ему необходимо уметь быстро усваивать информацию и принимать правильные решения. Реакция мышления в идеале должна составлять 0,1 секунды. Помимо всего прочего важен так называемый мостик, соединяющий двигательный ответ и реакцию мышления, он тоже должен быть моментальным. Когда у человека все в порядке, он преобразует верные решения в необходимые действия. Нельзя забывать и о волевом стержне: летчик - это решительный, смелый, в меру отчаянный человек. Может случиться так: отказал какой-то механизм, зажглась красная лампочка, а человек вместо того чтобы действовать, начинает лихорадочно думать, что же теперь будет. Вся профессиональная выучка уходит в сторону - налицо полная растерянность. Это коэффициент обалдения. Если он равен 1, то человеку нечего делать в авиации. А если 0,1-0,2, то при возможной опасности и возникающем напряжении от человека можно ожидать адекватных действий.

Чем отличается испытатель от обычного летчика?

Летчик-испытатель — это летчик от Бога. Он проверяем машину на пределе ее максимальных возможностей. Например, разгоняет самолет до предельной скорости, а когда он уже начинает разрушаться, говорит: что, при скорости 600 км/ч самолет начинает разрушаться. Это значит, всем, кто летает на самолете, рекомендуют не превышать скорость больше 580 км/ч. Обычный летчик никогда эту рекомендованную отметку не превысит. Гражданские летчики действуют по заученной схеме, а в нестандартных ситуациях и действовать нужно нестандартно. Поэтому в этой профессии нужно мыслить творчески.

 

Есть ли различия в профессии гражданского летчика и военного?  

Различие конечных целей. Военный летчик обязан выполнить поставленную перед ним задачу, иногда - любой ценой, гражданский — выполнить рейс вовремя. У гражданских летчиков  нет парашютов. Шансов спастись, оставив самолет, гражданским летчикам не предусмотрено. Выжить обязаны все.

Учебные заведения для подготовки летчиков

Бугурусланское летное училище ГО им. П.Ф. Еромасова.

Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации

Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище

Сасовское им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации

КРАСНОКУТСКОЕ летное училище гражданской авиации

БАЛАШОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ. 412340, Балашов-3 Саратовской обл.; тел. 3-42-88.

БАРНАУЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ. 656018, Барнаул-18 Алтайского края, ул. Чкалова, 49; тел. 22-07-03, 22-06-93.

КАЧИНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ. 400010, Волгоград; тел. 39-32-90 доб. 3-81.

Филиал: 353660, Ейск-7 Краснодарского края; тел. 3-90-91 доб. 3-62.

ТАМБОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ. 392004, Тамбов-4; тел. 24-47-63, 24-48-11 доб. 5-75.

ЧЕЛЯБИНСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ШТУРМАНОВ. 454015, Челябинск; тел. 36-03-02.

ВОРОНЕЖСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ. 394064, Воронеж, ул. Старых Большевиков, 27; тел. 22-18-88. . Филиал: 397140, Борисоглебск-2 Воронежской обл.

ИРКУТСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ. 664036, Иркутск, ул. Советская, 176; тел. 27-15-58, 27-45-35.

ТАМБОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ ИНЖЕНЕРНОЕ УЧИЛИЩЕ. 392006, Тамбов; тел. 29-17-84.

 

В полетах случается всякое. В самолете пассажиры не просто коротают время до пункта назначения, некоторые, например, играют свадьбы, а некоторые даже рожают детей. Успокоить того, кто боится летать, развлечь, кому скучно, вылечить того, кому стало плохо. Бортпроводник всегда готов к экстремальной ситуации - собран, подтянут и забывает о себе, если пассажиру нужна помощь.

Бортпроводник - он и модель, он и метрдотель, он и повар, и продавец, и психолог, он и инженер, и врач, но всегда дипломат. Бортпроводники шутят, что могут самую резкую мысль выразить в самой вежливой форме, и никогда не говорят "нет".

Бортпроводник - дипломат, обязан всегда знать, что спросить, когда не знает, что ответить.

Красивые, стройные, хорошо знающие иностранные языки - это стартовый минимум бортпроводника. Потом их учат искусству изысканной сервировки, объясняют, как успокоить привередливого пассажира, как угодить капризному. Они постоянно в форме. На борт самолета не разрешают подниматься даже с насморком. Они привыкли жить на высоте несколько тысяч метров. Привыкли, перелетая из страны в страну, не замечать разницу во времени и каждый год сдавать зачеты по медицинской помощи, сервису, аварийной эвакуации. Тут все равны: и ветераны, и новички.

Как стать стюардессой?

Отсутствие страха перед полетами, хорошее здоровье, коммуникабельность и толерантность - вот основные качества тех, кого готовят к работе с пассажирами авиакомпаний. В учебно-тренировочном центре по подготовке этих специалистов к выпуску готовится группа будущих стюардесс и стюардов. Это лишь имитация работы бортпроводников в полете. До настоящего рейса еще несколько недель.  Этих учеников отобрали из сотни желающих. Затем они прошли тестирование на знание английского языка, психологический тренинг и медицинское обследование. После чего в течение двух месяцев они слушают лекции и проходят практику в авиакомпании. Конструкция воздушного судна, аварийно-спасательная подготовка, медицина, обслуживание пассажиров в полете, психология - это лишь малая часть лекций. После окончания учебного курса 10 экзаменов и два зачета. Кроме того, на занятия будущие бортпроводники должны приходить в форме. Белая блузка, классические брюки или юбка, черные туфли-лодочка. Все очень строго. Промах при наборе сотрудников, говорят специалисты учебного центра, может обернуться авиакомпании плохой репутацией, убытками и недоверием клиентов. Но, как правило, если человек не может работать с людьми и тем более их обслуживать, становится заметно через пару занятий. Учебников мало. Преподаватели передают будущим специалистам свой опыт с помощью демонстрации. Тем более что тележки для посуды, сама посуда, напитки, еда, салфетки - все настоящее. А еще, говорят наставники, чтобы стать профессионалом, нельзя поучать пассажира, как маленького ребенка. Если просьба не угрожает его здоровью и безопасности тех, кто находится на борту самолета, выполните ее. Какой бы невероятной она не оказалась.