"Профессии морей и океанов"

 

Слово «штурман» есть во всех словарях. Самое короткое (но далеко не самое полное) определение слова «штурман» таково: специалист по прокладке курса и вождению судов и летательных аппаратов. На самом деле потребность в штурманах существовала с тех самых пор, как человек начал передвигаться по земле. Разве штурманы не были нужны во время передвижений древних караванов по пустыням? Как без самых элементарных штурманских навыков найти дорогу в лесу или в тайге? В какую сторону двигаться по внешне однообразной тундре? В общем, умение ориентироваться и находить верный путь ценилось на земле с древних пор. В «заведовании» у штурмана находились звезды - время, погода и точки отсчета всего на планете Земля.

Если чуть подробнее остановиться на звездах, то следует сказать, что любимая звезда всех штурманов — Полярная, самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. По ней определяют направление на север и географическую широту места, которая равна высоте полюса мира над горизонтом. В Южном полушарии такой звезды на полюсе нет.

…Можно предположить, что в качестве своеобразного штурмана приходилось выступать даже… Богу. Кто-то ведь зажег Вифлеемскую звезду над местом рождения Иисуса Христа, указав ею маршрут волхвам…

А с тех пор как люди вышли в моря и океаны, профессия штурмана стала одной из самых уважаемых. Иногда ошибки штурманов приводили к грандиозным открытиям. Так, Колумб, двигаясь к берегам богатой Индии, сбился с курса. А в итоге была открыта Америка.

Почему же штурманы неофициально отмечали свой праздник в день весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия? Дело в том, что именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. К сожалению, с 1997 года в России праздник штурманов был перенесен на другую дату. В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского флота стал отмечаться 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.

Необходимость подготовки отечественных штурманов возникла с началом строительства в России военного флота. Для реализации этих планов в Москве создали Школу математических и навигационных наук в Сухаревой башне. В указе Петра I от 25 января 1701 года говорилось: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».

Надо добавить, что тот же Петр Великий издал Устав, согласно которому «штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают…». Или дальше: «штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом всю баталию расстраивают».

Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана. Среди них адмиралы, заложившие основы современного флота России — С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралами. Только в Приморском крае России имена штурманов увековечены в названиях 64 мысов, 12 остров, трех полуостровов, девяти бухт.

Профессия штурмана на флоте (особенно с появлением подводных лодок) считается особо трудной и ответственной. Как записано в «Правилах организации штурманской службы», «работа штурмана в походе носит творческий характер».

Если посмотреть, сколько наук должен изучить сегодня даже начинающий штурман, то станет понятно, с каким объемом знаний и данных ему приходится иметь дело. В полный курс подготовки, скажем, авиационного штурмана входят метеорология, включающая знания о влиянии облаков и осадков на полет, об атмосферных фронтах и барических системах, полетах в горах, атмосферных явлениях, опасных для авиации. Штурман должен отменно знать местные признаки улучшения или ухудшения погоды, прекрасно владеть картографией. Владеть сведениями о земном магнетизме, ортодромии, локсодромии, линиях рваных пеленгов, малом круге. Уметь применять картографические проекции (цилиндрические, перспективные, конические, поликонические, многогранные). Владеть знаниями по авиационной астрономии, то есть разбираться в основных точках и кругах на небесной сфере, знать небесные координаты и видимое суточное движение светил, годовое движение Солнца, движение и фазы Луны. Особое мастерство штурмана заключается в умении определять поправки и ход часов. Он должен уметь работать с астрокомпасом и с авиасекстантом, да еще быть в состоянии «на глазок» определить стороны света по светилам. Для всего этого (и многого другого) штурман обязан неплохо знать геометрию, тригонометрию, алгебру, сферическую тригонометрию, физику и механику, помнить назубок огромное количество таблиц и графиков: от простейшей метрической системы мер до перевода минут дуги большого круга в километры. Или вот, к примеру, из перечня необходимых знаний штурмана — «номограмма определения путевого угла на карте гномонической проекции В или путевого угла на местности А по широте конечной точки Ф».

Конечно, сегодня на помощь и морским, и авиационным штурманам все чаще приходит техника. Это позволило в авиации после соответствующего обучения совмещать профессии штурмана и второго пилота. Однако на трансокеанских маршрутах и при дальних перелетах без штурмана по-прежнему не обойтись.

 

Русский военный флот

Русский военный флот, созданный по приказу Петра I, по образу английского и голландского, заимствовал у них организацию экипажей на кораблях, поэтому существовавшее на этих флотах звание (подразумевающее и должность, и служебное положение) “штурман” и на нашем флоте составляло непременную принадлежность комплектования экипажа каждого военного судна. Необходим краткий обзор эволюции статуса штурмана на кораблях военных флотов ведущих морских государств Европы за предшествующие два-три столетия. Штурман обеспечивал кораблевождение. Он имел большую теоретическую и практическую подготовку по вопросам кораблевождения, чем кто-либо из других офицеров корабля, поэтому считался важным лицом и пользовался большим авторитетом на корабле.

Обязанности штурмана базировались на некоторых теоретических знаниях и поэтому не могли быть освоены наглядным образом. Штурманы же для поддержания своего престижа облекали свои вычисления и способы наблюдения некоторой таинственностью и, как правило, уклонялись от объяснения своих действий.

Со временем управление кораблем и все парусное дело на военных судах перешло в ведение капитана и его помощника, т. е. в руки дворян. В глазах того общества парусное дело стало почетным занятием и приобрело важное значение, а штурманское ремесло, исполняемое представителями третьего сословия, осталось "низшим", неблагородным трудом.

  Школа подготовки офицерского корпуса.

Присвоение офицерского чина воспитанникам военно-учебных заведений непосредственно при выпуске их в войска, как это практикуется теперь и стало нормой в новейшее время, утвердилось в России далеко не сразу. Идущее от петровской традиции представление о том, что будущий офицер должен обязательно прослужить какое-то время в строю в нижних чинах, держалось очень долго. На военно-учебные заведения не смотрели как на институт, способный полностью компенсировать отсутствие опыта действительной службы, знание которой с азов считалось основным для командования людьми. Военно-учебные заведения должны были готовить к присвоению офицерского звания, но их окончание само по себе не означало гарантии его получения. Отголоски этого представления сохранились до начала XX в. в виде выпуска худших воспитанников военных училищ унтер-офицерами, а не офицерами. 

Военные гимназии (кадетские корпуса) готовили кадры для военных (общевойсковых) и специальных училищ, военные прогимназии — для юнкерских училищ. Ставшие офицерами могли продолжать образование в Академии Генштаба или специальных академиях и проходить переподготовку в офицерских школах по родам войск.

С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные система военно-учебных заведений в начале XX в. приняла полностью единообразный вид. Такая структура была оптимальной и вряд ли претерпела бы в дальнейшем значительные изменения (современная структура подготовки офицеров практически не отличается от нее).

Поэтому вопрос фактически стоял о целесообразности такой подготовки вообще и даже шире — о профессиональной ориентации будущего офицера. С одной стороны, большинство воспитанников военных гимназий и кадетских корпусов были детьми военных и поступали в них с принципиальной установкой на офицерскую карьеру. С другой стороны, они не были обязаны поступать после выпуска в военные училища. В этих условиях преимущества кадетских корпусов в деле психологической подготовки и формирования окончательной ориентации на военную карьеру совершенно очевидны. В них воспитанник находился в обстановке, максимально приближенной к армейской, (тогда как в военной гимназии — совершенно вне ее), и мог объективно соотнести свои возможности и ожидания с реальностью, делая окончательный выбор, что избавляло офицерскую среду хотя бы от части лиц,  психологически непригодных к офицерской службе.

В военных гимназиях этот фактор практически не действовал, а напротив, часть лучших учеников, вполне способных украсить собой в будущем офицерский корпус, под влиянием гражданских преподавателей (среди которых попадались люди, не только совершенно чуждые, но и враждебные армии) отказывались от военной профессии. В сущности, наиболее заметным результатом практика военных гимназий оказалось проникновение в среду будущих офицеров либеральных взглядов и настроений и ослабление морально-психологической подготовленности к офицерской карьере. Инициаторы реформ, конечно, не имели в виду такой цели, но объективно этого невозможно было избежать при такой постановке дела. Естественно, когда подобные последствия нововведений была вполне осознаны, военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса. И столь же естественно, что антигосударственными силами этот шаг был охарактеризован как «реакционный». Восстановление до училищной военной подготовки будущих офицеров вполне себя оправдало, и кадетские корпуса остались в качестве первичного звена в образовательной подготовке офицера, а их выпускники были ядром офицерского корпуса.

 

Профессия военного моряка-подводника всегда была окружена ореолом таинственности и романтики. Далеко не каждый сможет вжиться в эту непростую профессию. Уж очень специфична служба, говорят бывалые подводники. И потому в ней остаются, как правило, люди решительные, смелые, уживчивые и терпеливые. Представьте себе: 80 - 90 суток плавания, а в замкнутом пространстве – одни и те же лица. И очень жесткий, монотонный ритм корабельной жизни: 4 часа сон, 4 - вахта… А случись аварийная ситуация, никто из отсека не может уйти. Человек должен бороться за живучесть подводного корабля до конца, победить или погибнуть, чтобы спасти товарищей. Яркий пример этого – подвиг капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова, командира турбинного отсека АПРК «Курск», который в момент гибели атомохода взял на себя командование оставшимися в живых членами экипажа и, вселяя веру в каждого, пытался вывести их из безжизненного корпуса.
     – Служба на таких кораблях – это своеобразный образ жизни, это, если хотите, особое состояние души, – рассказывал мне однажды капитан 1 ранга Сергей Китов, совершивший несколько дальних походов в Индийский океан. – И что прежде всего отличает подводника – честность перед самим собой и перед экипажем. Пошутить у нас могут, обмануть – нет, даже в мелочах.

Откуда берет начало подводный флот России?

Первая русская боевая субмарина “Дельфин” - единственная в составе нашего флота к началу русско-японской войны, была построена в1903 году. Хотя до этой субмарины в 1901 - 1902 годах в Кронштадтском отделении Балтийского завода по проекту лейтенанта Е.В. Колбасьева в обстановке строжайшей секретности была создана подлодка “Петр Кошка”. Но это был полуэкспериментальный подводный корабль, оснащенный только электродвигателем, работавшим от аккумуляторных батарей. Его даже не зачислили в списки флота, а в документах морского ведомства сведений о нем почти не сохранилось. Известно лишь, что водоизмещение субмарины составляло 20 тонн, экипаж - 2 человека, вооружение - 2 торпедных аппарата, скорость хода 6 узлов, дальность плавания - 15 миль . Русско-японская война стала основной причиной для принятия решения российским правительством о создании регулярного подводного флота. Свою необходимость подводные лодки наглядно подтвердили уже в ходе Первой мировой войны. В общей сложности за ее годы на всех морских театрах боевых действий 600 подлодок потопили 237 боевых кораблей и около 19 млн. тонн торгового тоннажа противника.

Каков сегодняшний подводный флот России?

  Наш флот переживает сейчас не самые лучшие времена, однако он по-прежнему остается одним из сильнейших в мире. Отечественные субмарины успешно выполняют поставленные задачи вдали от родных берегов. Одно из свидетельств тому - успешный пуск морской стратегической ракеты “Булава”, осуществленной в конце 2005 года атомным подводным крейсером Северного флота “Дмитрий Донской”.

 

Где в настоящее время можно получить профессию офицера-подводника?

- Офицерские кадры для подводного флота нашей страны сегодня готовят 5 высших учебных заведений: Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт; Военно-морской инженерный институт; Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова; Балтийский военно-морской инженерный институт им. адмирала Ф.Ф. Ушакова; Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. Желающие получить более полную информацию об этих учебных заведениях и о порядке оформления документов для поступления в них, могут обратиться к нам в объединенный военный комиссариат Южного и Северного Бутово по адресу: ул. Изюмская, дом 38.