"Профессии морей и океанов" |
![]() |
|
Слово «штурман» есть во
всех словарях. Самое короткое (но
далеко не самое полное) определение
слова «штурман» таково: специалист по
прокладке курса и вождению судов и
летательных аппаратов. На самом деле
потребность в штурманах существовала с
тех самых пор, как человек начал
передвигаться по земле. Разве штурманы
не были нужны во время передвижений
древних караванов по пустыням? Как без
самых элементарных штурманских
навыков найти дорогу в лесу или в тайге?
В какую сторону двигаться по внешне
однообразной тундре? В общем, умение
ориентироваться и находить верный путь
ценилось на земле с древних пор. В «заведовании»
у штурмана находились звезды - время,
погода и точки отсчета всего на планете
Земля. Если чуть подробнее остановиться на звездах, то следует сказать, что любимая звезда всех штурманов — Полярная, самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. По ней определяют направление на север и географическую широту места, которая равна высоте полюса мира над горизонтом. В Южном полушарии такой звезды на полюсе нет. …Можно предположить, что в качестве своеобразного штурмана приходилось выступать даже… Богу. Кто-то ведь зажег Вифлеемскую звезду над местом рождения Иисуса Христа, указав ею маршрут волхвам… А с тех пор как люди вышли в моря и океаны, профессия штурмана стала одной из самых уважаемых. Иногда ошибки штурманов приводили к грандиозным открытиям. Так, Колумб, двигаясь к берегам богатой Индии, сбился с курса. А в итоге была открыта Америка. Почему же штурманы неофициально отмечали свой праздник в день весеннего (21 марта) и осеннего (23 сентября) равноденствия? Дело в том, что именно в эти дни можно точно и без инструментов определить стороны света — Солнце в любой точке восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. К сожалению, с 1997 года в России праздник штурманов был перенесен на другую дату. В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ День штурмана Военно-Морского флота стал отмечаться 25 января, в день основания штурманской службы Российского флота.
Необходимость подготовки
отечественных штурманов возникла с
началом строительства в России
военного флота. Для реализации этих
планов в Москве создали Школу
математических и навигационных наук в
Сухаревой башне. В указе Петра I от 25
января 1701 года говорилось: «Быть
математических и навигацких, то есть
мореходных хитростно искусств учению». Надо добавить, что тот же Петр Великий издал Устав, согласно которому «штурманов в кабаки не пущать, ибо они, отродье хамское, не замедля напиваются и дебош устраивают…». Или дальше: «штурманов во время баталии на верхнюю палубу не пущать, ибо они своим гнусным видом всю баталию расстраивают». Воинскую службу многие известные флотоводцы начинали с должности штурмана. Среди них адмиралы, заложившие основы современного флота России — С. Горшков, В. Михайлин, А. Михайловский и многие другие. В истории великих географических открытий имена штурманов стоят в одном ряду с командирами кораблей и адмиралами. Только в Приморском крае России имена штурманов увековечены в названиях 64 мысов, 12 остров, трех полуостровов, девяти бухт. Профессия штурмана на флоте (особенно с появлением подводных лодок) считается особо трудной и ответственной. Как записано в «Правилах организации штурманской службы», «работа штурмана в походе носит творческий характер». Если посмотреть, сколько наук должен изучить сегодня даже начинающий штурман, то станет понятно, с каким объемом знаний и данных ему приходится иметь дело. В полный курс подготовки, скажем, авиационного штурмана входят метеорология, включающая знания о влиянии облаков и осадков на полет, об атмосферных фронтах и барических системах, полетах в горах, атмосферных явлениях, опасных для авиации. Штурман должен отменно знать местные признаки улучшения или ухудшения погоды, прекрасно владеть картографией. Владеть сведениями о земном магнетизме, ортодромии, локсодромии, линиях рваных пеленгов, малом круге. Уметь применять картографические проекции (цилиндрические, перспективные, конические, поликонические, многогранные). Владеть знаниями по авиационной астрономии, то есть разбираться в основных точках и кругах на небесной сфере, знать небесные координаты и видимое суточное движение светил, годовое движение Солнца, движение и фазы Луны. Особое мастерство штурмана заключается в умении определять поправки и ход часов. Он должен уметь работать с астрокомпасом и с авиасекстантом, да еще быть в состоянии «на глазок» определить стороны света по светилам. Для всего этого (и многого другого) штурман обязан неплохо знать геометрию, тригонометрию, алгебру, сферическую тригонометрию, физику и механику, помнить назубок огромное количество таблиц и графиков: от простейшей метрической системы мер до перевода минут дуги большого круга в километры. Или вот, к примеру, из перечня необходимых знаний штурмана — «номограмма определения путевого угла на карте гномонической проекции В или путевого угла на местности А по широте конечной точки Ф».
Конечно, сегодня на помощь и морским, и
авиационным штурманам все чаще
приходит техника. Это позволило в
авиации после соответствующего
обучения совмещать профессии штурмана
и второго пилота. Однако на
трансокеанских маршрутах и при дальних
перелетах без штурмана по-прежнему не
обойтись.
Русский
военный флот
Русский военный
флот, созданный по приказу Петра
I, по образу
английского и голландского,
заимствовал у них организацию экипажей
на кораблях, поэтому существовавшее на
этих флотах звание (подразумевающее и
должность, и служебное положение) “штурман”
и на нашем флоте составляло
непременную принадлежность
комплектования экипажа каждого
военного судна. Необходим краткий
обзор эволюции статуса штурмана на
кораблях военных флотов ведущих
морских государств Европы за
предшествующие два-три столетия.
Штурман обеспечивал кораблевождение.
Он имел большую теоретическую и
практическую подготовку по вопросам
кораблевождения, чем кто-либо из других
офицеров корабля, поэтому считался
важным лицом и пользовался большим
авторитетом на корабле.
Обязанности
штурмана базировались на некоторых
теоретических знаниях и поэтому не
могли быть освоены наглядным образом.
Штурманы же для поддержания своего
престижа облекали свои вычисления и
способы наблюдения некоторой
таинственностью и, как правило,
уклонялись от объяснения своих
действий.
Со временем
управление кораблем и все парусное
дело на военных судах перешло в ведение
капитана и его помощника, т. е. в руки
дворян. В глазах того общества парусное
дело стало почетным занятием и
приобрело важное значение, а
штурманское ремесло, исполняемое
представителями третьего сословия,
осталось "низшим", неблагородным
трудом. Школа
подготовки офицерского корпуса.
Присвоение
офицерского чина воспитанникам военно-учебных
заведений непосредственно при выпуске
их в войска, как это практикуется
теперь и стало нормой в новейшее время,
утвердилось в России далеко не сразу.
Идущее от петровской традиции
представление о том, что будущий офицер
должен обязательно прослужить какое-то
время в строю в нижних чинах, держалось
очень долго. На военно-учебные
заведения не смотрели как на институт,
способный полностью компенсировать
отсутствие опыта действительной
службы, знание которой с азов считалось
основным для командования людьми.
Военно-учебные заведения должны были
готовить к присвоению офицерского
звания, но их окончание само по себе не
означало гарантии его получения.
Отголоски этого представления
сохранились до начала XX в. в виде
выпуска худших воспитанников военных
училищ унтер-офицерами, а не офицерами.
Военные гимназии (кадетские корпуса) готовили
кадры для военных (общевойсковых) и
специальных училищ, военные
прогимназии
—
для юнкерских училищ. Ставшие
офицерами могли продолжать
образование в Академии Генштаба или
специальных академиях и проходить
переподготовку в офицерских школах по
родам войск.
С упразднением прогимназий и
преобразованием всех юнкерских училищ
в военные система военно-учебных
заведений в начале XX в. приняла полностью единообразный
вид. Такая структура была оптимальной и
вряд ли претерпела бы в дальнейшем
значительные изменения (современная
структура подготовки офицеров
практически не отличается от нее). Поэтому
вопрос фактически стоял о
целесообразности такой подготовки
вообще и даже шире — о
профессиональной ориентации будущего
офицера. С одной стороны, большинство
воспитанников военных гимназий и
кадетских корпусов были детьми военных
и поступали в них с принципиальной
установкой на офицерскую карьеру. С
другой стороны, они не были обязаны
поступать после выпуска в военные
училища. В этих условиях преимущества
кадетских корпусов в деле
психологической подготовки и
формирования окончательной ориентации
на военную карьеру совершенно очевидны.
В них воспитанник находился в
обстановке, максимально приближенной к
армейской, (тогда как в военной
гимназии — совершенно вне ее), и мог
объективно соотнести свои возможности
и ожидания с реальностью, делая
окончательный выбор, что избавляло
офицерскую среду хотя бы от части лиц,
психологически непригодных к
офицерской службе. В военных гимназиях этот фактор практически не действовал, а напротив, часть лучших учеников, вполне способных украсить собой в будущем офицерский корпус, под влиянием гражданских преподавателей (среди которых попадались люди, не только совершенно чуждые, но и враждебные армии) отказывались от военной профессии. В сущности, наиболее заметным результатом практика военных гимназий оказалось проникновение в среду будущих офицеров либеральных взглядов и настроений и ослабление морально-психологической подготовленности к офицерской карьере. Инициаторы реформ, конечно, не имели в виду такой цели, но объективно этого невозможно было избежать при такой постановке дела. Естественно, когда подобные последствия нововведений была вполне осознаны, военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса. И столь же естественно, что антигосударственными силами этот шаг был охарактеризован как «реакционный». Восстановление до училищной военной подготовки будущих офицеров вполне себя оправдало, и кадетские корпуса остались в качестве первичного звена в образовательной подготовке офицера, а их выпускники были ядром офицерского корпуса.
![]() Профессия
военного моряка-подводника всегда была
окружена ореолом таинственности и
романтики. Далеко не каждый сможет
вжиться в эту непростую профессию. Уж
очень специфична служба, говорят
бывалые подводники. И потому в ней
остаются, как правило, люди решительные,
смелые, уживчивые и Откуда берет
начало подводный флот России? Первая русская боевая
субмарина “Дельфин” - единственная в
составе нашего флота к началу русско-японской
войны, была построена в1903 году. Хотя до
этой субмарины в 1901 - 1902 годах в
Кронштадтском отделении Балтийского
завода по проекту лейтенанта Е.В.
Колбасьева в обстановке строжайшей
секретности была создана подлодка “Петр
Кошка”. Но это был
полуэкспериментальный подводный
корабль, оснащенный только
электродвигателем, работавшим от
аккумуляторных батарей. Его даже не
зачислили в списки флота, а в
документах морского ведомства
сведений о нем почти не сохранилось. Известно
лишь, что водоизмещение субмарины
составляло 20 тонн, экипаж - 2 человека,
вооружение - 2 торпедных аппарата,
скорость хода 6 узлов, дальность
плавания - Каков
сегодняшний подводный флот России?
Наш флот переживает сейчас не самые лучшие времена, однако он
по-прежнему остается одним из сильнейших в мире. Отечественные субмарины
успешно выполняют поставленные задачи вдали от родных берегов. Одно из
свидетельств тому - успешный пуск морской стратегической ракеты
“Булава”, осуществленной в конце 2005 года атомным подводным крейсером
Северного флота “Дмитрий Донской”.
Где в
настоящее время можно получить
профессию офицера-подводника? - Офицерские кадры для подводного флота нашей страны сегодня готовят 5 высших учебных заведений: Морской корпус Петра Великого - Санкт-Петербургский военно-морской институт; Военно-морской инженерный институт; Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова; Балтийский военно-морской инженерный институт им. адмирала Ф.Ф. Ушакова; Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. Желающие получить более полную информацию об этих учебных заведениях и о порядке оформления документов для поступления в них, могут обратиться к нам в объединенный военный комиссариат Южного и Северного Бутово по адресу: ул. Изюмская, дом 38.
|