Аниматоры: краткая история обучения профессии (продолжение)

Было предусмотрено взаимопроникновение профилей мультипликаторов и прорисовщиков. И был намечен принцип совместного обучения молодых кадров с разделением на узкие профессии в процессе обучения. Перевес в практических способностях определял будущее художника. Проявившие себя в динамическом аспекте могли стать мультипликаторами. Рисовальщики, менее способные к динамическим расчетам и актерской игре, менее музыкальные и способные фантазировать, были обречены на «прорисовку»».

В 1944 году для организации курсов была создана кафедра в составе: И.П.Иванов-Вано – председатель, члены: Д.Н.Бабиченко, М.С.Пащенко, Л.Бредис, Б.П.Дежкин. Среди выпускников были: первый выпуск (1945-46 гг.): Вадим Долгих, Владимир Пузанов, Татьяна Таранович, Рената Миренкова, Борис Меерович, Тамара Полетика (Весленева), Анатолий Бирулин, Владимир Марков, Борис Савков, Генрих Шиманец, Валерий Красновский, Марк Детковский, Юлий Кузькин, Борис Нечаев, Мария Васильева и др.; второй выпуск (1946-47 гг.): Роман (Рувим) Качанов, Борис Чани, Борис Степанцев, Иван Старюк, Елизавета Комова, Наль Драгунов, Евгений Трунов, Юрий Трохин, Ольга Соловьева и др.; третий выпуск (1947-48 гг.): Вячеслав Котеночкин, Владимир Арбеков, Владимир Данилевич, Евгений Райковский, Юрий Прытков, Иван Аксенчук, Иван Давыдов, Юрий Холин, Игорь Подгорский, Виктор Одинцов, Александр Рожков и др.;

 

четвертый выпуск (1948 г.): Борис Бутаков, Константин Чикин, Виктор Лихачев, Кирилл Малянтович, Евгений Гуров, Константин Никифоров, Евгений Жаренков, Евгений Алфеевский, Владимир Балашов, Виктор Кобелев, Сергей Степанов, Елена Кожевникова, Анна Мартинсон, Ирина Башкова, Марк Вайсборд, Болеслав Зелинский, Герман Долженков, Анатолий Седов, Олег Чуркин и др. Занятия первого набора начались зимой 1945 года, а отбор начался уже в конце 1944 г. Первые выпускники были зачислены в штат в феврале 1946 года. Зачисление в штат последующих групп выпускников проводилось, как правило, тоже в первом квартале года.

Состав преподавателей первого выпуска отличался от последующих: по операторскому мастерству – Н.Н.Соколов (по комбинированным съемкам – А.Л.Птушко), музыкальной грамоте – А.Н.Аксенов (со второго выпуска – композитор Крюков), академическому рисунку – А.В.Бабичев, карикатуре – искусствовед Варшавский. Начиная со второго выпуска, их сменили: М.З.Друян (операторское мастерство), С.М.Бендерский (музыкальная грамота), К.Ф.Морозов (академический рисунок), Г.М.Козлов (карикатура). Для всех наборов курсантов преподавались также режиссура (И.П.Иванов-Вано, Д.Н.Бабиченко), построение мультперсонажа (Е.Т.Мигунов), сценическое движение и танец (А.А.Румнев). Мультипликат преподавали Б.П.Дежкин, Г.Ф.Филиппов и – особенно успешно – Л.Бредис; кроме этого, разовые занятия проводили Р.В.Давыдов и Г.М.Козлов.

При приеме на курсы существовал не просто строгий, но узко направленный отбор, обусловленный спецификой будущей профессии. Так, на первом наборе из 500 желающих было принято около 25-27 человек, а зачислено в штат мультипликаторами – всего 10 из них. На втором - из 450-500 желающих допущено было 300 человек, принято – около двадцати, мультипликат стали делать не больше половины. Такая же картина (по свидетельству В.М.Котеночкина) – на третьем наборе: из 300 желающих допущена половина, принято – 20, осталось на студии около семи. Многие выпускники зачислялись фазовщиками, прорисовщиками и т.п., при этом мультипликаторам оплата начислялась исходя из метража (по экспозиционным листам), а остальным цеховым художникам – порисуночно. При чрезмерно заниженных по вине бесконтрольности и дилетантизма нормировщиков расценках нарушалось трудовое законодательство о семичасовом рабочем дне – чтобы в условиях сдельщины достигнуть минимума повременной оплаты труда, мультипликаторы и другие художники вынуждены были работать значительно больше.

Попытки набора новых курсов предпринимались и в 1950-е годы. С конца 1955 года на «Союзмультфильме» проводилось бригадное обучение специальности мультипликатора (училось восемь человек). В это же время обучалась основам мультипликата группа выпускников ВГИКа (20 человек) и три учебных часа в неделю занимались шесть групп по повышению квалификации – такие данные приводились в справке, направленной в 1955 году директором студии в Министерство культуры.

Следующий «этап» в истории воспитания творческих кадров этой профессии был осуществлен в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Тогда (по документам – как временная мера до так и не осуществленного создания отделения по обучению художников-мультипликаторов в Училище им. 1905 года) на «Союзмультфильме» прошло два набора на новые, уже двухгодичные, курсы мультипликаторов – в 1956-58 и 1959-61 годах. Эта школа дала студии и всей отечественной анимации множество ярчайших имен, работа большинства из которых и по сей день является основой успеха российских анимационных картин, а изрядная часть выпускников стала гордостью отечественного кино, перейдя к режиссерской деятельности. По продуктивности эти два выпуска, пожалуй, не имеют себе равных в истории нашей мультипликации. В 1958 году курсы окончили: Виолетта Карп (Колесникова), Анатолий Петров, Марина Восканьянц, Вячеслав Шилобреев, Галина Баринова, Виктор Шевков, Александр Давыдов, Павел Петров, Владимир Зарубин, Валентин Караваев, Галина Караваева, Ольга Орлова (Столбова), Иосиф Куроян, Валентин Кушнерев, Эрик Трескин, Игорь Березин, Елена Вершинина, Галина Золотовская, Кирилл Мамонов, Дина Меламед, Вера Харитонова и др. Выпускниками 1961 года стали: Валерий Угаров, Леонид Носырев, Геннадий Сокольский, Наталья Богомолова, Светлана Жутовская (Сичкарь), Эльвира Маслова, Юрий Норштейн, Мария Зубова, Виктор Арсентьев, Олег Сафронов, Сергей Дежкин, Анатолий Солин, Юрий Кузюрин, Анатолий Абаренов, Татьяна Померанцева, Антонина Алешина (Коровина), Владимир Морозов, Виталий Бобров, Юрий Бабичук, Янина Вольская, Рене Овивян, Нина Юсупова, Борис Садовников и др. Выпускники 1958 года осваивали предметы: мультипликат (педагог Р.В.Давыдов), актерское мастерство и пантомиму (педагог А.А.Румнев), музыкальную грамоту (С.М.Бендерский), карикатуру (Л.И.Мильчин), композицию и рисунок (П.А.Саркисян), основы режиссуры и монтажа (И.С.Аксенчук), операторское дело (М.З.Друян). Для курсантов выпуска 1961 года занятия по мультипликату вели В.И.Пекарь, В.М.Котеночкин, а по движению четвероногих – В.Ф.Крумин. Музыку и операторское дело вели те же преподаватели (Бендерский, Друян), актерское мастерство – А.У.Стабилини, рисунок (с натуры) – П.А.Саркисян, занятия по композиции и раскадровке – Р.В.Давыдов. Некоторые выпускники называют среди педагогов по рисунку также Л.И.Мильчина и В.И.Соболева. Отдельные занятия вели Б.П.Дежкин и Д.Н.Бабиченко. Директором курсов была К.Г.Надеждина.

В 1960-е годы на базе ВГИКа были организованы годичные вечерние курсы для работников студии – без отрыва от производства (выпуск лета 1966 года). На них преподавались мультипликат (педагоги Р.В.Давыдов (он же вел занятия по рисунку), В.Ф.Крумин, В.С.Долгих, К.И.Чикин), рисунок (А.А.Петров). Отдельные занятия по карикатуре вел также Б.П.Дежкин; по мультипликату – Р.А.Качанов. Среди студийцев, занимавшихся на этих курсах, - такие фамилии, как Елена Малашенкова, Федор Елдинов, Станислав Соколов, Борис Савин, Олег Комаров, Марина Рогова, Елена Пророкова, Юрий Бутырин (делал мультипликат и до обучения – с конца 1950-х), Анна Атаманова, Людмила Калмыкова (Багина), Галина Фадеева, Александр Соловьев, Евгений Воронин и др.

Следующий набор был осуществлен уже в 1970-е: выпускниками двухгодичных курсов 1971-72 гг. стали Галина Зеброва, Александр Горленко, Александр Мазаев, Алексей Букин, Ольга Панокина, Юрий Батанин, Лидия Маятникова, Александр Панов, Юрий Мещеряков, Елена Ливанова, Владимир Шевченко, Наталия Барковская, Людмила Крылова, Татьяна Фадеева, Лев Рябинин и др. Преподавали: Р.В.Давыдов (анималистика, занятия по раскадровке), Л.И.Мильчин (карикатура), О.И.Гроссе (рисунок), В.А.Грамматиков (пантомима), А.А.Волков (история кино), а также Ан.Турицын (общая история искусств) и Глеб Папандопуло (эстетика и философия). Занятия по мультипликату вели В.М.Котеночкин, В.И.Пекарь, А.А.Петров. Слушатели были зачислены в штат «Союзмультфильма» с января 1973 года.

В 1974-75 годы на студии «Мульттелефильм» на годичных курсах прошло обучение целой плеяды аниматоров (выпуск февраля 1975 года), среди которых были: Владимир Вышегородцев, Татьяна Молодова, Сергей Олифиренко, Вадим Меджибовский, Борис Тузанович, Рита Карпинская, Фазиль Гасанов, Александр Федулов, Валерий Шуленин, Ольга Анашкина (Веселова), Владимир Кадухин, Ольга Дегтярева, Ирина Гундырева, Наталья Базельцева, Константин Романенко, Ксения Прыткова, Татьяна Великород, Андрей Колков, Владимир Спорыхин, Александр Левчик, Елена Хайкина, Наталья Грачева, Юрий Белов, Игорь Самохин, Александр Елизаров, Семен Петецкий, Юрий Андреев и другие. Мультипликат преподавали В.И.Пекарь и В.П.Колесникова, а также С.Сичкарь, А.Алешина и др., пластику, пантомиму и актерское мастерство – Евг.Харитонов. Обучали слушателей также рисунку (педагог Шолохов), музыкальной грамоте, эстетике, а также политическим дисциплинам. Занятия по раскадровке вел Г.Г.Смолянов, общее руководство осуществлял Д.Н.Бабиченко.

На «Союзмультфильме» на рубеже 1970-80-х годов были набраны курсы по подготовке аниматоров объемной мультипликации. Выпускниками их (1980) стали Роман Митрофанов, Сергей Косицын, Алла Соловьева, Людмила Африна, Михаил Письман, Елена Гагарина, Татьяна Строева и др. Обучение занимало около девяти месяцев. Педагогами по мультипликату были В.М.Шилобреев и Н.Б.Дабижа. Помимо этого преподавались также история кино (А.А.Волков) и читались лекции по охране труда. Разумеется, обучение начиналось с освоения принципов движения в рисунке, а затем предусматривался переход к работе с объемными объектами.

Вскоре после этого на «Союзмультфильме» вновь пополнились ряды аниматоров рисованного фильма. Среди выпускников двухгодичных курсов 1985-86 годов оказались Юрий Кулаков, Александр Маркелов, Андрей Смирнов, Сергей Глаголев, Вячеслав Каюков, Андрей Игнатенко и многие другие. Часть из них уже работала на студии раньше, многие имели опыт создания мультипликата (например, Ю.Кулаков, А.Игнатенко). Преподавали на курсах В.И.Пекарь и В.П.Колесникова.

Во ВГИКовской «Программе курса «Мастерство художника мультипликационного фильма»» кафедры мастерства художника кино и телевидения, утвержденной в 1975 году, говорилось дословно следующее: «Большое значение для воспитания художника-постановщика мультипликационного фильма имеет изучение мультипликационного движения, овладение мастерством художника-одушевителя, художника-актера рисованного фильма. Специфика работы над мультипликационным движением является одним из главных моментов, определяющих своеобразие мультипликационного фильма как разновидности киноискусства, своеобразие его производственно-технологического цикла. Приобщение студентов к сфере мышления чисто мультипликационными образами невозможно без знания ими мультипликационного движения.

Работа над мультипликационным движением является хорошей тренировкой в области рисования по представлению и дает возможность выявить подлинных мультипликаторов-одушевителей (аниматоров), что важно на начальной стадии обучения … Программа имеет в виду, что мультипликационная мастерская ВГИК может готовить не только художников-постановщиков, но и художников-одушевителей (аниматоров), а также художников-режиссеров мультипликационного фильма и именно после изучения раздела «Основы мультипликационного движения» рациональнее всего проводить распределение студентов по этим профилям». Поэтому фактически все выпускники этого курса постигали «азы» мультипликата и имели хотя бы единичный опыт его изготовления.

Появлению этой системы предшествовал опыт двух экспериментальных наборов: режиссеров-мультипликаторов (выпуск конца 1960-х годов) и художников-мультипликаторов. Последний курс был набран во ВГИКе единожды. Обучение занимало 5 лет, не считая времени работы над дипломом; выпуск состоялся в 1972 году (дипломы заканчивались студентами уже в 1973-м). Выпускниками этого курса были, в частности, Ирина Собинова-Кассиль, Владимир Пальчиков, Аида Зябликова, Людмила Лобанова, Эльвира Авакян и другие. Ученики осваивали всю программу, традиционно положенную при обучении курса художников-постановщиков: мастерство (педагог И.П.Иванов-Вано), композицию (С.А.Алимов), живопись (Б.М.Неменский, В.В.Тараканов), рисунок (В.А.Токарев, О.И.Гроссе), историю искусств (А.А.Губер, Н.Н.Третьяков, П.Волкова), историю кино, литературу и другие предметы. Но кроме того, и дополнительные дисциплины: музыкальную грамоту (И.Б.Шур), пантомиму и актерское мастерство (А.С.Орлов, Е.В.Харитонов) и, конечно, мультипликат (И.В.Подгорский).

В 1979 году на Высших курсах сценаристов и режиссеров было открыто отделение по подготовке кинорежиссеров мультипликационного кино. Параллельно прошел набор и на отделение по подготовке художников-мультипликаторов. На первом году обучения слушатели выполняли первую курсовую работу (на отделении художников-мультипликаторов – элементы мультипликата: пробег парнокопытных, прыжок зайца, полет и посадка птицы, характерная походка человека). На втором году обучения второй курсовой работой было задание для всех слушателей – русская сказка, с привлечением для изготовления мультипликата слушателей отделения художников-мультипликаторов, которым выполнение этой работы засчитывалось курсовой. Среди окончивших этот курс в 1981 году были Александр Дорогов, Дмитрий Куликов, Сергей Аврамов, Тенно Пент Соостер, Владимир Петкевич, Елена Гаврилко, Игорь Ковалев, Владлен Барбэ. Со второго набора предусматривалась подготовка режиссеров анимационного фильма с одновременным обучением их профессии художника-мультипликатора. Были пересмотрены учебные программы и учебные планы в связи с введением одновременного обучения режиссуре и мультипликату. На первом курсе мультипликат преподавали В.И.Пекарь и В.П.Колесникова. Прочие дисциплины – А.А.Волков (история и теория мультфильма), Л.И.Мильчин (рисунок, карикатура), М.А.Меерович (музыкальная грамота), Р.А.Быков (актерское мастерство), И.Г.Рутберг (пантомима), И.Я.Боярский (технология производства мультфильмов).

В последующие годы (1989-2001) подготовка новых специалистов-аниматоров велась на студиях «Пилот», «Союзмультфильм», «Классика», «Рысь», а также в Школе-студии мультипликационного искусства при институте повышения квалификации работников ТВ и радио и в Лицее анимационной кинематографии № 333.

При ознакомлении с этим неполным перечнем легко заметить, что некоторые выпускники не задерживались в профессии мультипликатора или вообще не занимались ею, а плодотворно работали в цехах, либо становились художниками-постановщиками, ассистентами и представителями иных специальностей анимации (не говоря уж о последующем переходе в режиссуру). Были и другие способы освоить профессию аниматора – многие ее представители вообще не обучались на курсах и в специализированных учебных заведениях, а получали квалификацию «самоучками», после долгой практики в цехах, либо стажируясь в съемочных группах и у опытных мастеров мультипликата. В послевоенное время такими или подобными путями пополнили списки мультипликаторов: Владимир (Вольф) Пекарь, Владимир Крумин, Михаил Першин, Василий Рябчиков, Геннадий Новожилов, Мария Мотрук, Владимир Попов, Леонид Каюков, Юрий Клепацкий, Мара Портная, Алла Гришко, Майя Бузинова, Иосиф Доукша, Татьяна Гущина, Наталья Дабижа, Наталья Тимофеева (Федосова), Евгения Афанасьева, Владимир Захаров и другие.

Обучение мастерству мультипликатора на курсах при студии давало, по признанию многих специалистов, наиболее оптимальные результаты (несмотря на столь строгий отсев, описанный выше), т.к. эта форма более чем академические системы ВУЗов способствовала выявлению и отбору художников с весьма специфическим, редким набором творческих данных, необходимых именно для этой профессии. Кроме этого, играли роль и тесный контакт с производством, наглядный пример мастеров, «обкатка» ремесла выпускников на практических заданиях и общий творческий тонус. Интересно, что наиболее приемлемой неоднократно оказывалась система комплексного многопрофильного обучения (с последующим разделением или без него) смежным специальностям: мультипликат – прорисовка (на курсах 1940-х годов), мультипликат – режиссура (на Высших курсах сценаристов и режиссеров), мультипликат – режиссура – мастерство художника-постановщика (во ВГИКе). Очевидно, при этом лучше и точнее выявлялись способности и пристрастия абитуриентов после первоначального ознакомления с основами мультипликационного искусства; давалось больше возможностей для постижения специфики смежных профессий (что в дальнейшем облегчало «притирку» и вхождение в совместную творческую работу).

Имена большинства выдающихся мультипликаторов ныне забыты, либо встречаются только в титрах, но не в литературе. Персонифицированное исследование творчества даже самых выдающихся представителей этой профессии, их амплуа, почерков, выявление эпизодов и сцен того или иного художника в фильмах тех лет – проигнорированы киноведением. В журнале «Кинограф» № 11 опубликованы воспоминания К.Г.Малянтовича о педагогах и выпускниках послевоенных курсов 1940-х годов. Практически этот текст – единственный след от целого исчезнувшего материка на поверхности океана отечественного кино. Необходимо, чтобы эта публикация послужила толчком к целенаправленному изучению и описанию фактов, относящихся к творчеству художников-мультипликаторов, стала первой, но не единственной попыткой зафиксировать «портреты» мастеров мультипликата, составивших славу российской анимации.

Следует заметить, что свидетельства выпускников и педагогов бывают весьма разноречивы и это их свойство подчас затрудняет восстановление полной и точной картины процесса обучения, так что и в этом материале вполне могут встретиться неточности и ошибки. Тем не менее автор благодарен всем, кто помог ретроспективно описать (хотя бы бегло) то, как «рождались» мастера-аниматоры – представители самой неисследованной профессии нашего кино.

Георгий Бородин. 2001 год.

назад

О профессии Аниматор На "Мельнице"