Аниматоры: краткая история обучения профессии

Стержневая, фундаментальная для анимационного искусства профессия художника-мультипликатора оформилась как самостоятельная специальность, очевидно, в 1930-е годы. Точной даты, когда творец движения, создатель образа графического (кукольного) персонажа через его пластику стал фигурой, профессионально обособленной от режиссера, художника-постановщика и других только начавших формироваться профессий мультипликации, наверное, назвать невозможно. Можно лишь сказать, что еще до внедрения в России «диснеевской» технологии движение персонажа было основным выразительным средством и рисованного и кукольного фильма, существовали типовые схемы движения (походка, бег и т.п.) человеческих и зоологических фигур, еще до освоения целлулоидного «конвейера» выделилась профессия фазовщика (этот термин фигурирует в воспоминаниях и публикациях кинопрессы). Целлулоидная технология принесла с собой понятия черновой и чистовой фазовки, контуровки, заливки; позже – в конце 1930-х – была введена прорисовка; в сентябре 1949 года чистовая фазовка и контуровка были объединены в единую операцию комплексной фазовки на целлулоиде – ФК. Но диснеевские принципы построения движения с их выразительной деформацией, остаточным движением, гиперболизацией жеста и прочими основными приемами установились в России в середине 1930-х годов (на экспериментальной студии под руководством В.Ф.Смирнова и позже – на «Союзмультфильме»).

 

В те времена под названием «художник-мультипликатор» могли подразумеваться представители различных специальностей, да и позже в титры картин, в перечень мультипликаторов подчас попадали фазовщики, контуровщики, прорисовщики, фоновщики, ассистенты, компоновщики и другие. Поэтому сегодня мы вряд ли сможем установить точную специализацию большинства художников, плодотворно работавших в российской анимации еще до создания «Союзмультфильма» (например, Эдгара (Эраста?) Вальдмана, Владимира Бочкарева, Якова Рейтмана, Юрия Попова, Дмитрия Лазурского, Артура Бергенгрина, Анны Щекалиной, В.Купер, Татьяны Пузыревой (Волковой), Е.Гиршберг, А.Нестерова, Людмилы Пожидаевой, И.Завадской, А.Кузнецова, Г.Ечеистова, Г.Левис, Ю.Камалова, Н.Теребиной, М.Шумковой, Н.Михайловской, Е.Барановой, Е.Дворкиной и других) и в довоенный период его существования (Игоря Коваленко, Евгения Милиотти, Валентина Макеева, Галины Фроловой и др.). Некоторые из них в послевоенное время работали уже в других специальностях (Вера Валерианова, Юлия Тычинина, Ксения Надеждина, Зинаида Кабатова, Нина Миндовская, Татьяна Гиршберг, Маргарита Зотова, Нина Михайловская), кое-кто успел проявить себя как художник-постановщик еще до войны (Ю.Попов, Я.Рейтман, В.Бочкарев и, по-видимому, Г.Фролова). Судя по титрам довоенных фильмов студии «Союзмультфильм» и воспоминаниям, можно предположить более или менее уверенно, что Вальдман, Бергенгрин, Щекалина, Купер, Пузырева, Фролова, Макеев, Коваленко, Милиотти были именно мультипликаторами. Помимо титров из картин «Мосфильма», «Межрабпомфильма»,«Союзмультфильма», вышеперечисленные фамилии упомянуты в справочнике Г.К.Елизарова «Кино и время. Советская мультипликация» и мемуарах И.П.Иванова-Вано «Кадр за кадром». К сожалению, их имена теперь уже вряд ли «заговорят», и о мастерстве, почерках, творческих пристрастиях, личностях большинства этих художников мы тоже, скорее всего, ничего не узнаем. Более или менее подробные сведения есть лишь о мастерах, занимавшихся режиссурой (тогда или позже) – Леониде Амальрике, Владимире Полковникове, Александре Снежко-Блоцкой, Петре Носове и других. Подобная ситуация сложилась и с аниматорами-кукловодами из мастерской объемной анимации на киностудии «Мосфильм», руководимой А.Л.Птушко, даже с самыми плодовитыми из них (К.Никифоров, В.Крылов, А.Веселова, С.Зонненбург, С.(Ф.?)Тихонова, В.Покорская, Г.Ялов, Е.Пиотровская, Л.Ряшенцева, К.Залле и другие). Исключение составляют Вячеслав Левандовский и Мария Бендерская, уже в те годы получившие известность как режиссеры.

Тем не менее именно представители «довоенного» поколения художников-мультипликаторов, пришедшие в эту профессию в 1930-х – начале 1940-х годов и продолжавшие работать позже, до сих пор справедливо считаются непревзойденными по мастерству и являются образцом для обучения всех последующих продолжателей их дела. В числе представителей этой генерации – Борис Дежкин, Геннадий Филиппов, Ламис Бредис, Григорий Козлов, Николай Федоров, Борис Титов, Роман Давыдов, Дмитрий Белов, Фаина Епифанова, Лев Попов, Лев Позднеев, Татьяна Федорова, Лев Жданов, Лидия Резцова, Александр Беляков, Валентин Лалаянц, Надежда Привалова, Константин Малышев, Борис Петин, Федор Хитрук, Михаил Ботов, Мстислав Купрач, Елена Хлудова (Померанцева) и другие. Хотя их всех обычно считают выучениками студии «Союзмультфильм», но время их прихода в мультипликацию весьма различно: кто-то (Филиппов, Резцова, Привалова, Лалаянц, Малышев, Беляков, др.) начинали работу еще на «Мосфильме» или «Межрабпомфильме»; кто-то (Дежкин, Федоров, и, очевидно, Бредис, Козлов, Федорова и прочие) – делал первые шаги на «Смирновской студии» в 1934-35 годах; кто-то приходил уже на «Союзмультфильм» (Хитрук, Ботов – в 1937 году; Давыдов – в 1938-м); кто-то набирался опыта в цехах или стажировался у ведущих мастеров; кто-то (Хлудова) пополнил ряды аниматоров уже во время войны…

Далее...

назад

О профессии Аниматор На "Мельнице"