занимались режиссеры Студии Вахтангова Г.Толчан и И.Раппопорт. Очень многое нам дали и занятия по ритмике и пластике движения, которые вели опытные специалисты». В планах руководства, по данным Г.К.Елизарова, масштабы обучения выглядели еще грандиознее: «…При курсах намечалась работа экспериментальной лаборатории (возглавляемой лучшими творческими работниками), в плане которой предполагалось разработать ряд проблем по вопросам драматургии мультсценария, его монтажного строения и проч. В программе лаборатории намечались занятия режиссеров с актерами-имитаторами, которые должны озвучивать роли зверей и птиц – постоянных героев мультфильмов; и также занятия для художников-одушевителей. Для чтения лекций по мастерству актера (работа над образом) были приглашены артисты театра им. Е.Вахтангова – Б.Е.Захава, Н.М.Раппопорт, И.М.Толчанов. На отдельные лекции по режиссерскому мастерству предполагалось приглашение таких мастеров, как С.М.Эйзенштейн, В.Э.Мейерхольд, В.И.Качалов, И.Я.Судаков. Курс лекций по народному эпосу должен был прочесть специалист по фольклору профессор В.Соколов. В программу курсов включались также упражнения по ритмике, танцу, пластике и др.». Важно отметить, что в программе этих курсов мемуаристы (И.П.Иванов-Вано) и историки (Г.К.Елизаров) не указывают дисциплины «мультипликат». Очевидно, ее отсутствие было обусловлено нехваткой опыта в освоении этой профессии. Но остальные дисциплины впоследствии преподавались и на послевоенных восьмимесячных курсах – уже по обучению конкретно художников-мультипликаторов.
Эти курсы выдержали четыре набора учащихся, выпускники их наравне с представителями «довоенного поколения» были основной производственной опорой мультцеха студии в 1940-50-е годы. Многие из них активно проявляли себя в учебном и научном кино (на студиях «Моснаучфильм», «Школфильм», «ВУЗфильм», «Воентехфильм»), некоторые впоследствии оказали большое содействие в становлении мультипликации в республиках СССР, обучая местных художников, помогая осваивать производство. О системе, принятой на курсах сороковых годов, и ее создании вспоминает Е.Т.Мигунов: «Ни программы, ни методики, ни опыта преподавания у практиков-педагогов не было. Организация курсов была скорее делом энтузиастов, нежели педагогов-профессионалов. Из тех, кто был способен передать опыт работы, сложившийся на практике, набралось 2-3 человека. Для того, чтобы выработать методику и программу обучения – и того меньше. Один – мог на словах объяснить то, что умел практически делать другой (но не мог объяснить). Но все-таки нашлись те, кто на первых порах … сделали попытку создания программы обучения.
В частности – острый на язык и склонный к теории и логике Е.Мигунов, практик и прекрасный мастер динамической мультипликации Б.Дежкин, активист и общественник, бывший карикатурист Д.Н.Бабиченко, мультипликатор Н.Федоров и др.
Мигунов, уже поднатаскавшись в практической дрессировке прорисовщиков, взялся за составление методической программы для курсов. И, поднапрягшись, составил довольно стройную программу, гарантирующую достаточный уровень развития графических способностей художника, пригодных для участия в создании фильмов.
Пожилая и энергичная дама с каркающим гнусавым голосом, некто Гоффшнейдер О.П., известная всем под кличкой «Марабу» (и похожая на эту птичку), имевшая в прошлом практику руководства курсами (в 30-40-х довоенных годах), приняла и одобрила разработку и в составе комиссии утвердила ее. Смешнее всего – это то, что она была методически безукоризненна.
Программу по обучению мультипликату писать было некому. Дежкин умел великолепно работать, но объяснить секреты и методику своей профессии не мог. А может быть – и не хотел. Мой опыт по созданию «статической программы» рисования в чем-то был аналогичен методически требуемой программе анимации. Я вызвался помочь Борису (к тому же враждовавшему с Ламисом Бредисом, неплохим одушевителем-эмпириком). Одновременно Бредис, тоже не слишком грамотный бывший беспризорник, нуждался в организующей и формулирующей руке. Но тоже делал попытки создания программы.
Наметки, кое-как набросанные двумя «асами» тогдашнего «Союзмультфильма», попали мне в руки. И я, достаточно теоретически подкованный, взялся за систематизацию и методологическую обработку практического опыта этих мастеров. К удивлению, эта работа прошла быстро и уверенно. И через несколько дней программа для обучения одушевителей была утверждена на методсовете студии …
Далее...
назад