Россошь
Освобождение Россоши

 

План наступления наших войск. Увеличить.
 
План наступления наших войск  

В наступательных планах южной группы особое значение придавалось освобождению Россоши. К городу примыкала крупная железнодорожная станция, через которую шло снабжение итальянского альпийского корпуса и 24-го немецкого танкового корпуса. Здесь же находился штаб и часть резервов альпийского корпуса, дивизии которого занимали оборону на правом берегу Дона от Новой Калитвы до Верхнего Карабута. В нескольких километрах от Россоши располагался аэродром 3-й немецкой авиаполевой дивизии. Потеря Россоши для противника означала крушение правого фланга группировки немецких, венгерских и итальянских войск, насчитывающей более 250 тысяч солдат и офицеров.

Наступление 3-й танковой армии началось утром 14 января 1943 года. Густой туман не позволил артиллеристам вести прицельный огонь, и поэтому полуторачасовая артподготовка, предшествующая наступлению, не дала ожидаемого результата. Когда в атаку пошли пехотные полки, передний край противника ощетинился неподавленными огневыми точками. Пехота залегла, и бой по прорыву первой оборонительной полосы 24-го немецкого танкового корпуса принял затяжной характер. Чтобы ускорить прорыв, генерал Рыбалко вынужден был раньше намеченного срока послать на помощь пехоте 106-ю танковую бригаду полковника И.Е. Алексеева.

Перед вводом в прорыв 106-я бригада имела 32 танка Т-34 и 10 легких танков Т-70. На боевых машинах сидели десантники мотострелкового пулеметного батальона.

Танковая группа, которую вел полковник И. Е. Алексеев, проскочив с ходу Шрамовку и Ивановку, к трем часам ночи достигла совхоза имени Копенкина. Солдаты и офицеры расквартированной в совхозном поселке немецкой части были захвачены врасплох и не смогли оказать какого-либо сопротивления. Здесь танкисты освободили 57 советских военнопленных. Вооружившись трофейными вин­товками и автоматами, они присоединились к сидевшим на танках десантникам.

Далее, согласно боевому приказу, полковник Алексеев должен был вести свою бригаду на Лизиновку, но он на свой страх и риск принял решение повернуть на Россошь. Его решение было лаконичным и безоговорочным: «К 7.00 достигнуть Россоши и захватить город, железнодорожную станцию и аэродром, после чего выйти на северо-западную окраину города Россоши, отрезать противнику путь для отхода и держаться до подхода главных сил».

Памятник танкистам - освободителям. Увеличить.
 
   

Однако прежде чем танки 106-й бригады достигли окраины города, их постигла серьезная неудача: две боевые машины провалились под лед во время переправы через Черную Калитву. Так что фактически полковник Алексеев утром 15 января начал бой на улицах Россоши с 14 танками. В первые часы танковая атака проходила успешно. Она произвела сильное деморализующее влияние на итало-немецкий гарнизон. Из города началось паническое бегство.

Во время боя на улицах города танки 106-й бригады почти непрерывно бомбили немецкие самолеты. Но, нужно отметить, что атаки с воздуха в тот день были малоэффективными. Немецкие летчики, зачастую не разобрав­шись в целях, били по остовам танков, сгоревших еще в июле 1942 года и продолжавших стоять в разных концах города. Случалось, что они попадали и по своим.

Около полудня полковник И. К. Алексеев приказал 305-му батальону, которым командовал майор И. В. Васильев, взять железнодорожную станцию, а 306-му батальону во главе с майором Д. А. Сачко прорваться к хутору Красный пахарь и уничтожить немецкий аэродром. Па пути к станции при переправе через речку Россошь ушел под лед еще один танк. Первые большие потери от артиллерийского огня понес 305-й танковый батальон примерно в километре от окраины станционного поселка. В этом месте танки вынуждены были идти колонной по узкому, обрамленному по обочинам глубоким снегом шоссе. Немецкое самоходное орудие укрывалось за домом, стоявшим в стороне от дороги. Орудийная прислуга пропускала танки немного вперед и посылала снаряд в размещавшийся позади башни моторный отсек - самую уязвимую часть машины.

Последний танк 305-го батальона подорвался на мине прямо на железнодорожном полотне недалеко от вокзала. 306-му батальону удалось обойти станцию справа и преодолеть железную дорогу у реки Черная Калитва. На подходе к немецкому аэродрому на открытом заснеженном поле танки попали под огонь зенитной батареи. В это же время сверху их бомбили и обстреливали юнкерсы. Из этой переделки удалось вырваться только экипажу боевой машины лейтенанта В. Н. Цыганка. Все остальные танки батальона были сожжены на подступах к хутору Красный Пахарь. Вместе со своими экипажами погибли полковник И. Е. Алексеев и майор Д. А. Сачко.

В тот день, когда танкисты полковника Алексеева вели бой на улицах Россоши, правая группа 12-го танкового корпуса вела бой западнее станции Митрофановки. Только к вечеру 15 января оборонявшийся противник отступил. После этого для правой группы 12-го корпуса путь на Россошь был открыт.

 
Коллаж - Вокзал современный и военный вокзал. Увеличить.
 

Вокзал современный и военный

 

 

Пройдя за следующую ночь 25 километров , 13-я мотострелковая бригада и 30-я танковая бригада подошли к городу. Утром 16 января батальоны без потерь преодолели по льду Черную Калитву и начали бой за Россошь. С юга в направлении железнодорожной станции наступал 2-й мотострелковый батальон капитана М. В. Щенникова. Бой за станцию сразу принял упорный, ожесточенный характер. Противник несколько раз переходил в контратаки, кирпичные пристанционные постройки помогали ему в обороне.

Бои за станцию продолжались и на следующий день. В это время восточнее станции Россошь отходили на север более двух немецких и две итальянские дивизии.

По данным, приведенным в отчете о боевых действиях 12-го танкового корпуса, в боях за Россошь противник потерял до 2-х тысяч солдат и офицеров, оставил в городе более 40 складов военного имущества, боеприпасов, продовольствия, горючесмазочных материалов, более 500 автомашин. 3 танка 10 орудии, около 1500 его солдат и офицеров сдались в плен.

 

вверх