Свет
Home Up Зелёный свет Свет в кинематографе Свет в изобразительном искусстве Свет Белый свет

 

 

Свет. Оптика.

Удивительное и интереснейшее явление, которое изучает оптика. Не касаясь вопроса о природе света, разберём лишь законы и характеристики, играющие существенную роль в восприятии света и цвета,  т.е. то, что важно для изобразительного искусства. Художник должен уметь создать у зрителя путём искусного подбора красок на картине психологически верное понимание своего замысла. Для этого он должен хорошо знать законы восприятия света, образования тени и полутени, фотометрию (часть оптики, изучающую световые измерения), колориметрию (раздел оптики, где рассматриваются методы измерения и количественного выражения цвета).

Человеческий глаз способен настраиваться на данный уровень яркости, и это называется адаптацией (приспособлением); всякий предмет, яркость которого в 100 раз меньше той, к которой адаптировано зрение, будет казаться наблюдателю чёрным, а тот, яркость которого в 100 раз больше яркости адаптации, производит слепящее впечатление. Поэтому, если художник изображает пейзаж, освещённый солнцем, то затемнённые места можно передать очень приблизительно, так как и в натуре их детали различаются плохо, если пейзаж дан в лунную ночь, то луна должна быть светлой и резко выделяться на тёмном фоне.

Незнание таких закономерностей приводит к искажению действительности. Талантливые же художники, взяв на вооружение эти закономерности, добиваются поразительных эффектов, в этом можно убедится, посмотрев репродукцию замечательной картины художника А.И.Куинджи "Ночь на Днепре". Используя игру света и интенсивные цвета, сведённые к нескольким тонам, художник добился иллюзии освещения, и это дало возможность передать поэтическое состояние природы. Некоторые не искушённые зрители даже подозревали,  что за картиной помещена лампочка, создающая необыкновенно эффектное световое впечатление.

Если художник умело сочетает яркий свет и глубокие тени, а также полутона там, где свет постепенно переходит, то он хорошо может передать объёмность людей и предметов, создать их непосредственную близость к зрителю, в живописи это называется светотенью. Светотень усиливает наглядность и эмоциональное восприятие картины.