|
Свет в изобразительном искусстве. Физики,
вооружённые различной аппаратурой,
помогают специалистам выявить судьбу и
состояние красочного слоя картин,
практически не прикасаясь к драгоценной
живописи, т.е. исследуя её на расстоянии. В
распоряжении специалистов несколько
методов. Первый - метод научной
фотографии в ультрафиолетовых лучах,
который позволяет "разглядеть" каких
участков на полотне касалась чужая кисть,
что пририсовано или нарисовано заново. Второй
- фотографии в инфракрасных лучах, дающий
возможность как бы снять с живописи лак и
судить о состоянии верхних слоёв краски,
прояснить надписи, которые казалось бы,
невозможно прочесть. И наконец, третий -
рентгенография. Рентгеновские лучи,
пронизывая картину, делают доступными для
изучения глубокие и самые старые слои
живописи, при этом на фотоплёнке
фиксируются трещины в красочном слое; по их
расположению можно установить, на чём
первоначально была написана картина (на
дереве или холсте), определить авторство, т.к.
на снимках хорошо видна индивидуальность
мазка, первоначальные наброски, места, где
сохранялась авторская живопись, где "лежит"
чужая краска. Для исследования делают
рентгенограмму; её получают на очень
контрастной и высокочувствительной
рентгеновской плёнке, заряженной в кассету
и расположенной за просвечиваемым объектом. Для
исследования техники живописи используют
макро и микрофотографию, её применяют для
выяснения вида "заболевания"
живописных слоёв. Микрофотографией
определяют этапы старения живописи, ведут
исследование трещин, профилактический
осмотр. Для выяснения степени прозрачности
лаковых слоёв и красок применяют
рефрактометры, дающие возможность измерять
показатели преломления и тем самым судить о
сохранности определенных слоёв живописи.
Ценными методами исследования картин
является спектрометрия и колориметрия,
которые позволяют определять коэффициенты
поглощения и отражения света, яркость и
цветовую гамму картин; знание этих
характеристик важно для предупреждения
преждевременного потемнения произведений
физики.
|