В услугах реставраторов нуждаются и государственные структуры музеи, галереи, исторические хранилища, научные лаборатории, и частные аукционные дома, антикварные магазины, реставрационные мастерские.
Суть работы реставратора восстановление уникальных памятников культуры. Это может быть старинный особняк, шашка времен Гражданской войны, редчайшие книги, монеты, посуда, мебель и многое, многое другое.
Однако разбираться сразу во всем невозможно, каждый предмет искусства требует специальных технологий реставрации, поэтому реставраторы обычно специализируются на каком-то определенном виде реставрационных работ.
Художник-реставратор, работающий с декоративными покрасками и лепниной, в совершенстве знает материалы, как настоящего, так и прошлого. Иногда приходится не один день просидеть в библиотеке, выискивая древний рецепт того или иного раствора. Еще больше времени уходит на его создание в современных условиях.
Реставратору книг нужно разброшюровать книгу, выполнить биологическую очистку, подобрать состав для очистки переплета, восполнить утраченные части. При работе требуется особая осторожность: бумага, если ей более 100 лет, материал хрупкий.
Реставратор, работающий с живописью, с помощью специальных растворов из-под толстого слоя пленки-краски возвращает на свет картину, казавшуюся темным размытым пятном в раме.
Есть реставраторы, восстанавливающие старинную мебель, металлические вещи, скульптуры
Чтобы работать реставратором, нужно обладать энциклопедическими знаниями, безграничным терпением и хорошо знать химию.
Малейшая неточность и работа насмарку
Творческой эту профессию назвать сложно нужно быть готовым к другому: месяцам кропотливой, ответственной работы. Например, на восстановление одной только детали в общей композиции у реставратора-художника по металлу может уйти от трех недель, а мастер-скульптор порой тратит на реставрацию шедевра до двух лет! Ответственность как у хирурга: ошибаться нельзя.
Работать приходится тщательно и аккуратно. Нужно не только продлить жизнь произведения, но и преподнести его зрителям в том виде, в котором оно было написано автором, сохранить историческую подлинность и свести свое вмешательство к минимуму (особенно если речь идет о произведениях великих мастеров).
Реставратору нелегко найти компромисс между кропотливой работой и жесткими сроками, диктуемыми заказчиками. Подогнать истинное искусство под требования современного бизнеса практически невозможно, да и вряд ли нужно. Однако, долго реставрируя один предмет, много не заработаешь.
Карьера и зарплата
По словам специалистов, карьеру лучше начинать в государственных музеях. Здесь можно поучиться у мастеров, получить бесценный опыт исследования настоящих произведений искусства. Реставраторы, «набившие руку» в музеях, работавшие с подлинниками и раритетами, пользуются особым спросом в частном бизнесе.
Другой вариант сразу устроиться помощником в частные реставрационные мастерские. Сегодня их только в Москве около 300.
Суть работы та же. Разница в оплате труда, схеме работы и вариантах заказов. Если в музее или научно-производственной лаборатории при Центрреставрации обеспечен оклад, известен заказ и объем работ (в соответствии с проектом), то в частной мастерской реставраторы сами ищут заказчиков (частных коллекционеров), сотрудничают с аукционными домами, участвуют в тендерах на реставрацию известных объектов и т.д.
Иногда мастера-реставраторы практикуют работу «от себя»: сами скупают в антикварных салонах или с рук старинную мебель, картины, реставрируют и затем продают на торгах или аукционах, в музеи, коллекционерам.
Зарплата у частного реставратора в основном сдельная. В среднем получается 25-30 тыс. руб. в месяц, но все зависит от количества заказов. Музейные работники получают гарантированный оклад до 500 у.е., но у них меньше возможностей подработки.
Можно организовать собственную мастерскую. Это вполне реальная задача базовое оборудование стоит недорого, гораздо дороже сами материалы. Но на первом этапе их можно включить в оплату работы. Проблема в другом высокая конкуренция на рынке услуг.
|