Методы «починки» в то давнее время были далеки от требований, предъявляемых современной реставрационной наукой. Профессии реставратор, конечно, не было, и поновление поручали «людям художественным».
Кто и когда первым начал заниматься реставрацией художественных произведений с целью сохранения их исторической ценности? В какой стране заложена научная основа этого дела? Найти точный ответ на эти вопросы довольно сложно. Ясно одно: с течением времени художественные произведения под воздействием внешних факторов теряют первозданный вид и красоту. А это, в свою очередь, порождает нужду в возвращении первозданного вида ценностям, ибо история живет не только в летописях, памяти людей, но и в работах мастеров искусств, сделанных вручную. И покуда живы эти предметы и произведения искусства, исторический период, к которому относятся эти реликвии, весьма близок и понятен нам.
Еще в XVIII в. наметились два основных направления в реставрации «техническая» (или «механическая») и «художественная». Художественное направление имело богатую традицию, поскольку восполнением утрат занимались всегда. Новым в XIX столетии было то, что, восполняя утраты, старались не трогать оригинальные фрагменты. Суть технической реставрации, которая значительно потеснила художественную в «консервации» произведения, в продлении срока его существования. Комплекс операций по укреплению вещей обретает в XIX в. строгую разработанность и делает «техническую реставрацию» основой всей реставрационной деятельности.
В нашей стране плановая и комплексная реставрация произведений искусства не имеет глубоких исторических корней. Научно-реставрационный центр музейных ценностей и памятных предметов создан только в 1957 году. В создании и формировании этой мастерской большая заслуга принадлежит азербайджанскому художнику-реставратору Фархаду Гаджиеву первому, кто из отечественных мастеров искусства овладел этой профессией.
В настоящее время реставрация является немыслима без изучения как документальных свидетельств, так и без надлежащего физико-химического анализа памятника культуры. Другими словами, в XX столетии реставрация становится наукой, а сам процесс ее проведения включает изучение памятника, его фотофиксацию на различных этапах работы, и, что не менее важно, коллегиальное обсуждение, широкую гласность и постоянный контроль за выполненной работой. Воссоздание произведения ведется обратимыми методами, с использованием материалов подобных, но отличных от авторских. Делается это для того, чтобы в любой момент реставратор мог вернуться к началу своей работы и изменить сделанное ранее.
Пожалуй, самым сложным в деле реставрации является принятие решения о степени реставрационного вмешательства. Здесь недостаточно ремесленных навыков, тут необходимы чутье и вкус, осторожность и тщательная взвешенность используемых приемов.
|