художественный образ все это необходимые предпосылки для успешного выполнения работы.
Первой задачей реставратора является правильное определение состояния реставрируемого предмета, а также выбор соответствующей последовательности работы.
Каждый предмет, принимаемый на реставрацию, в первую очередь дезинфицируется с целью обезвреживания микробов.
Затем на реставрируемое произведение искусства заводится паспорт, куда в обязательном порядке вкладывается фотография предмета к моменту поступления на реставрацию.
Проведению реставрационных работ предшествует исследование памятника культуры, его атрибуция (атрибуция- определение подлинности и автора художественного произведения, а если это невозможно, то школы, страны, времени создания и т. д.), выявление степени сохранности и степени искажения предшествующими реставрациями, установление первоначального вида. В результате исследования определяют объем и методы реставрационных работ, разрабатывают методику их выполнения.
Под методом реставрации понимают способ и образ действий реставратора, под методикой последовательность и приемы выполнения отдельных операций.
В настоящее время существуют два основных метода реставрации памятников истории и культуры: консервация и реконструкция. Консервация- совокупность научно обоснованных мер, направленных на приостановление процесса разрушения памятника, укрепление и поддержание памятника в дошедшем до нашего времени виде.
Реконструкция- воссоздание памятников прошлого по сохранившимся их остаткам, изображениям или описаниям.
Задача реставрационной реконструкции воспроизведение с максимальной точностью первоначального облика как отдельных элементов, так и предмета в целом. Объем реконструкционных работ зависит от состояния памятника, его исторической и художественной ценности, а также от его дальнейшего назначения и характера экспозиции. В некоторых случаях он может быть полностью воссоздан заново. Так, при реставрации дворцовмузеев под Ленинградом (Павловск, Петродворец и др.) были воссозданы заново многие детали убранства интерьеров и образцы мебели по сохранившимся чертежам и путем копирования уцелевших.
Именно сохранение подлинности реставрируемого объекта, его исторической ценности как документа своей эпохи (которая со временем только возрастает) является основной задачей реставрации.
|