Наступление войск Юго-Западного и Воронежского фронтов на Среднем Дону.
Операция "Малый Сатурн"

(16 - 30 декабря)

Успешное наступление советских войск под Сталинградом позволило Верховному главнокомандованию уже с конца ноября 1942 года приступить к планированию и проведению целого ряда наступательных операций на широком участке фронта, начиная от Ростова и Краснодара и кончая Ленинградом и его освобождением от блокады.
К этому времени было завершено окружение 6-й армии Паулюса и все усилия фашистских войск были направлены на деблокаду армии, а советских – к недопущению этого. Сразу после завершения окружения 6-й армии Сталин задумал нанести противнику еще один решительный удар. Операция "Уран" теперь рассматривалась лишь как первая часть основного стратегического плана. Второй частью должна была стать операция "Сатурн". Она предусматривала наступление на Юго-Западном и Воронежском фронтах. В результате итальянская армия должна была быть отброшена назад, а оставшаяся часть группы армий "Дон" заперта на Кавказе.
Еще до того как 6-я армия окопалась в степях между Волгой и Доном, Василевский совместно с командующими Юго-Западным и Воронежским фронтами наметил следующую стадию наступления. Вечером 26 ноября он передал Сталину свой план операции. Наступление предполагалось начать 10 декабря. Сталин одобрил план Василевского, но, прежде чем приступить к его выполнению, необходимо было выяснить, что намерен предпринять Манштейн для спасения 6-й армии. 2 декабря 1942 года Ставка Верховного главнокомандования утвердила план операции «Сатурн». К ее проведению привлекались войска Юго-Западного фронта (командующий генерал Н.Ф.Ватутин) и левого крыла Воронежского фронта (командующий генерал Ф.И.Голиков). Начало операции намечалось на 10 декабря. Удар должен был быть нанесен из районов Верхнего Мамона с Осетровского плацдарма и южнее по Дону в направлении на Миллерово и Ростов. Цель - выйти в тыл всей группировки противника на южном крыле советско-германского фронта.
Но в связи с изменениями оперативной обстановки под Сталинградом дата наступления была перенесена с 10 декабря на 16. И именно в эти шесть дней произошли события, которые вынудили наше командование изменить план операции «Сатурн». Дело в том, что на участке фронта от станицы Вешенской и до реки Маныч была создана мощная - из 30 дивизий - группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна. Она-то и начала 12 декабря из района Котельниково наступление с целью деблокации 6-й армии Паулюса. Наступление развивалось успешно. Уже 10 дней спустя войска Манштейна и Паулюса разделяли всего 35-40 км.
Сталин стал проявлять признаки нетерпения. Он хотел получить все сразу — разгромить 6-ю армию и начать операцию "Сатурн". Сталин даже отдал приказ 2-й гвардейской армии развернуться к западу от Сталинграда и приготовиться к наступлению на Ростов. Но даже силами семи советских армий, противостоящих Паулюсу, разгромить окруженную группировку оказалось очень непросто. Сталин попросил Жукова дать оценку действий противника.
Сталин стал проявлять признаки нетерпения. Он хотел получить все сразу — разгромить 6-ю армию и начать операцию "Сатурн". Сталин даже отдал приказ 2-й гвардейской армии развернуться к западу от Сталинграда и приготовиться к наступлению на Ростов. Но даже силами семи советских армий, противостоящих Паулюсу, разгромить окруженную группировку оказалось очень непросто. Сталин попросил Жукова дать оценку действий противника.

На следующий день Жуков прислал в Ставку соображения по этому поводу. "Окруженные немецкие войска вряд ли попытаются вырваться из кольца без посторонней помощи, которая может прийти только со стороны Нижне-Чирской и Котельникова". Предположения Жукова оказались верными. Более тщательное изучение обстановки показало, что только таким способом немцы могут попытаться прорвать окружение. Отправив свой доклад Сталину, Жуков обсудил положение с Василевским, которому было приказано сосредоточить все внимание на уничтожении 6-й армии. Между собой генералы договорились, что, возможно, немного отложат начало операции "Сатурн", а вместо этого вплотную займутся операцией "Малый Сатурн", предусматривавшей удар в тыл и левый фланг группы армий "Дон". По плану это должно было лишить Манштейна возможности прийти на помощь окруженной группировке. План Манштейна по спасению 6-й армии назывался "Зимняя буря" и был разработан в полном взаимодействии со ставкой фюрера. План предусматривал прорыв через кольцо окружения и создание коридора для снабжения 6-й армии и пополнения ее людьми. Согласно приказу Гитлера удерживать оплот на Волге следовало до победного конца "с учетом будущих операций 1943 года". Манштейн прекрасно понимал, что, оставаясь на нынешних позициях, 6-я армия зиму не переживет, поэтому распорядился, чтобы его штаб разработал дополнительный план действий на случай, если у фюрера возобладает здравый смысл и он передумает. Новый план предусматривал выход 6-й армии из окружения и воссоединение ее с войсками группы армий "Дон". Операция получила название "Удар грома".
Операция, как и предсказывал Жуков, предполагала наступление в двух направлениях. Один удар должен быть нанесен из района Котельникова, а второй — со стороны реки Чир, западнее Дона. Правда, это направление удара пришлось почти сразу же исключить, так как не прекращающиеся атаки 5-й танковой армии Романенко сделали подготовку к наступлению невозможной. В итоге на помощь Паулюсу могли прийти только 57-й танковый корпус, сосредоточенный у Котельникова, и остатки разношерстной армии Гота.
57-й танковый корпус генерала Кирхнера был слишком слаб для выполнения этой задачи. Он состоял из двух румынских кавалерийских дивизий и 23-й танковой дивизии, в которой оставалось всего тридцать боеспособных машин. 6-я танковая дивизия, прибывшая из Франции, была более мощным формированием, но первые же впечатления по прибытии на место оказали крайне угнетающее воздействие на личный состав. 24 ноября командир дивизии австриец Эрхард Раус был вызван в королевский поезд Манштейна, стоявший в Харькове. Позже он вспоминал, что Манштейн расписал все в таких мрачных тонах, что ему сразу же захотелось сдаться. Три дня спустя, когда первый эшелон дивизии разгружался в Котельниково, приветствием ей стал артиллерийский налет русских батарей. Солдаты пехотного полка один за другим выпрыгивали из вагонов, а вдалеке уже раздавалось громогласное "ура" советских войск, наступавших на станцию.
Генерал Гот принял 6-ю дивизию с распростертыми объятиями. Это была свежая полнокровная дивизия, переформированная в Бретани. В ее распоряжении имелось 160 танков и 40 штурмовых орудий. Очень скоро дивизии представилась возможность опробовать свое вооружение в деле. 3 декабря она схлестнулась в ожесточенном сражении с 4-м кавалерийским корпусом русских. Бой произошел в семи километрах к северо-западу от Котельникова. Советские войска понесли большие потери. Генерал Раус остался чрезвычайно доволен первыми результатами. Узнав о прибытии дивизии Рауса, Еременко понял, что немцы готовят удар в северо-восточном направлении от Котельникова, но Сталин отказался перебросить резервные войска в опасный сектор.

3 декабря Гот передал в штаб Манштейна свои соображения по поводу предстоящей операции "Зимняя буря". Доклад начинался словами: "Задача: освобождение 6-й армии из кольца силами 4-й танковой армии". Но драгоценное время было уже упущено. 17-я танковая дивизия, которая должна была усилить ударную группировку Гота, по приказу фюрера осталась в резерве 8-й итальянской армии и присоединилась к войскам Гота только на пятый день после начала операции. Теперь Гитлер приказывал Готу не терять времени даром. Помимо всего прочего, фюреру не терпелось узнать, как покажут себя в деле новые танки "тигр", оснащенные 83-миллиметровыми пушками. Первый батальон этих танков был в спешном порядке сформирован и отправлен на Восточный фронт.
Вечером 10 декабря пришел приказ Гитлера "Об освобождении окруженной группировки под Сталинградом", а уже 12 числа после непродолжительной артподготовки танки Гота двинулись на север. Немецкие солдаты, находившиеся в "котле", с радостными лицами прислушивались к отдаленной канонаде. Сердца их наполнялись безграничной верой в скорое спасение. "Манштейн идет!" — говорили они друг другу. Для тех, кто был предан Гитлеру всей душой, далекие залпы стали лишним подтверждением того, что фюрер всегда держит слово.
Советское командование не ожидало от Манштейна такой прыти. Его стремительное наступление заставило Еременко всерьез испугаться за судьбу 57-й армии, которая удерживала юго-западный сектор "котла". 12 декабря, когда стало известно о наступлении немцев, Хрущев и Василевский находились в штабе 51-й армии. Василевский попытался дозвониться до Сталина, но Москва не отвечала. Тогда он, чтобы не терять времени, связался с командующим Донским фронтом генералом Рокоссовским и сообщил, что хочет перебросить 2-ю гвардейскую армию генерала Малиновского в расположение Сталинградского фронта, чтобы блокировать наступление Манштейна. Рокоссовский бурно запротестовал, и Василевскому пришлось отложить разговор до получения указаний из Москвы. Когда наконец удалось дозвониться до Кремля, Сталин, узнав о наступлении немцев, пришел в ярость и отказался дать Василевскому четкий ответ. Генерал провел очень беспокойную ночь.
Тем временем Еременко отдал приказ 4-му механизированному и 13-му танковому корпусам остановить продвижение немецких танковых дивизий. К этому моменту 6-я танковая дивизия прошла уже тридцать километров и форсировала реку Аксай. Только два дня спустя, после длительных совещаний в Кремле и напряженных разговоров с Василевским, Сталин дал разрешение перебросить 2-ю гвардейскую армию на опасный участок.
На второй день наступления 6-я танковая дивизия немцев достигла Верхне-Кумского. На холмах рядом с этой деревней разыгралось сражение, которое Раус назвал "гигантским борцовым матчем". Яростная схватка длилась три дня и стоила больших жертв обеим сторонам. Однако последующие события показали, что эти кровопролитные бои имели лишь косвенное отношение к выводу 6-й армии из окружения. Судьба армии Паулюса решалась совсем в другом месте, в 125 километрах к северо-западу.
К счастью для русских, Сталин быстро понял, что Жуков и Василевский правы. Лучшим способом пресечь попытку 6-й армии прорвать кольцо окружения была блокировка ударной группы генерала Гота. Главный же удар следовало нанести в другом месте. Сталин полностью одобрил план операции "Сатурн" и дал согласие на некоторую отсрочку наступления. В первый день сражений у Верхне-Кумского были отданы соответствующие приказы, предписывавшие командованию Воронежского и Юго-Западного фронтов подготовить новую версию операции, известной под кодовым названием "Малый Сатурн".

ДИРЕКТИВА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО НАЧАЛЬНИКУ АРТИЛЛЕРИИ КРАСНОЙ АРМИИ - ПРЕДСТАВИТЕЛЮ СТАВКИ ВГК ГЕНЕРАЛ-ПОЛКОВНИКУ Н.А.ВОРОНОВУ, командующим войсками Юго-Западного и Воронежского фронтов об уточнении операции "Малый Сатурн"(13 декабря 1942 г.).

Первое. Операция "Сатурн" с выходом на Каменск, Ростов была задумана при благоприятной для нас военной обстановке, когда у немцев не было еще резервов в районе Боковский, Морозовский, Нижне-Чирская, когда танковая армия успешно наступала в сторону Морозовский и когда предполагалось, что удар с севера будет поддержан одновременно ударом с востока, в сторону Лихая. При этом предполагалось, что 2-я гвардейская армия будет передвинута в район Калача и использована для развития успеха в сторону Ростова, Таганрога. В этой обстановке операция "Сатурн" была вполне обоснована.
Второе. В дальнейшем, однако, обстановка изменилась не в пользу нас. Романенко и Лелюшенко стоят в обороне и не могут двигаться вперед, так как за это время противник успел подвести с запада ряд стрелковых дивизий* и танковых соединений, которые сдерживают их. Следовательно, удар с севера не встретит прямой поддержки с востока от Романенко, ввиду чего наступление в сторону Каменск, Ростов не может получить успеха. Я уже не говорю о том, что 2-я гвардейская армия не может быть использована для операции "Сатурн", так как она работает на другом фронте.
Третье. Ввиду всего этого необходимо видоизменить операцию "Сатурн". Видоизменение состоит в том, чтобы главный удар направить не на юг, а на юго-восток в сторону Нижний Астахов и с выходом ИЗ Морозовский, с тем, чтобы Боковско-Морозовскую группу взять в клещи, пройтись по ее тылам и ликвидировать ее одновременным ударом с востока силами Романенко и Лелюшенко и с северо-запада силами Кузнецова и приданных ему подвижных частей. Задача Филиппова** при этом будет состоять в том, чтобы помочь Кузнецову ликвидировать итальянцев, выйти на реку Богучар в районе Кременков и создать серьезный заслон и против возможного удара противника с запада.
Четвертое. Прорыв произвести в тех же районах, в которых был он задуман по операции "Сатурн" После прорыва удар повернуть на юго-восток в сторону Нижний Астахов, Морозовский, обрушиться на тылы противника, стоящего против Романенко и Лелюшенко. Операцию начать 16 декабря. Наименование операции "Малый Сатурн".
Пятое. Вы теперь можете обойтись без 6-го мехкорпуса, тем более что к Вам подошли танковые полки. Поэтому 6-й мехкорпус передается Сталинградскому фронту для использования против котельниковской группы противника. Взамен 6-го мехкорпуса вы можете получить один из танковых корпусов Филиппова, 25-й или 17-й.
Суть это плана состояла в том, чтобы смять 8-ю итальянскую армию и выйти в тыл группы армий "Дон". Удар в направлении Ростова исключался. Армиям двух фронтов следовало подготовиться к операции в трехдневный срок.
Еременко нервничал. И было из-за чего. Танковый корпус Гота вышел к реке Мышковая., 6-я танковая дивизия Рауса находилась менее чем в сорока километрах от края "котла", а 2-я гвардейская армия Малиновского задержалась в пути из-за снежных буранов. Гвардейцы никак не успевали занять заданные позиции к 19 декабря. Еременко опасался также, что танковые дивизии 6-й армии вот-вот ударят из "котла". Он не мог знать, что Гитлер упорно отказывается дать разрешение на прорыв из кольца и что оставшиеся у Паулюса танки имели запас горючего в лучшем случае на десяток километров.
16 декабря, через четыре дня после начала наступления Гота, 1-я и 3-я гвардейские армии русских, находившиеся выше по течению Дона, нанесли удар в южном направлении. Почти сразу советские танковые части наткнулись на немецкие минные поля; из-за этого выступление оказалось не слишком удачным. Однако уже два дня спустя 8-я итальянская армия, оказавшая русским отчаянное сопротивление, была полностью смята. Резервов для организации контрнаступления у немцев не оказалось, поскольку 17-я танковая дивизия была передана Готу для участия в операции к востоку от Дона. К тому же советские танковые колонны прорвались на юг в заснеженные степи, и даже сильный мороз не помешал Т-34 успешно пройтись по тылам группы армий "Дон".

Исход миссии Гота был предрешен. Угроза левому флангу группы армий "Дон" и возможность прорыва русских войск к Ростову заставили Манштейна пересмотреть свой первоначальный план. Танковые дивизии у реки Мышковой несли тяжелые потери. 6-я танковая дивизия за один только день потеряла тысячу сто человек. Поэтому вечером 23 декабря Гот получил приказ отвести свой танковый корпус назад. Генерал Раус в то время записал в своем дневнике: "Для каждого самого последнего обозного солдата стало очевидно, что Сталинградская битва проиграна. Никто толком не знает, чем руководствовался Манштейн, отдавая этот приказ, но все томятся предчувствием скорой беды".
Началась операция «Малый Сатурн» 16 декабря 1942 года. Ранним утром после мощной артподготовки в наступление с Осетровского плацдарма и южнее перешли 6-я армия (командующий генерал В.И.Кузнецов) Юго-Западного фронта. Встречный удар слева наносила 3-я гвардейская армия (командующий генерал Д. Д. Лелюшенко).
Те, кто был на Осетровском плацдарме, видели на постаменте танк, принимавший участие в прорыве, и стелу со схемой наступления. В 7-8 километрах севернее плацдарма расположено село Дерезовка. Там в первый же день атаки совершил бессмертный подвиг 19-летний сержант Василий Прокатов, закрывший амбразуру своим телом. Пулемет захлебнулся, и это обеспечило успех атаки. Это произошло более чем за два месяца до подвига Александра Матросова. На месте гибели сержанта на высоком берегу стоит памятник Герою Советского Союза В. Прокатову, а вокруг разбит сквер.

Уже на 5-й день наступления весь фронт итальянцев был взломан. Началось беспорядочное отступление. Были разбиты 8-я итальянская и оперативная группа «Холлидт». Наши войска выходили в тыл Манштейну и другим частям противника. А 24 декабря 2-я гвардейская и 51-я армии Сталинградского фронта (командующий генерал А.И.Еременко) перешли в решительное наступление, тесня противника. Наиболее успешно действовали 7-й танковый, 6-й механизированный, 13-й танковый и 3-й гвардейский механизированный корпуса. Утром 29 декабря в результате упорных уличных боев 7-й танковый корпус полностью очистил город Котельниково.
Соединения Воронежского фронта — 6-я армия генерала Ф. М. Харитонова, 17-й танковый корпус полковника П. П. Полубоярова и летчики генерала К. Н. Смирнова — разгромили на кантемировском направлении четыре дивизии противника. Было уничтожено 11 тысяч вражеских солдат и офицеров, 9 тысяч взято в плен. Большие потери понесли гитлеровцы на богучарском направлении, где наступали дивизии 1-й гвардейской армии генерала В. И. Кузнецова, бригады 18, 24 и 25-го танковых корпусов генералов Б. С. Бахарова, В. М. Баданова и П. П. Павлова. Уже в первые дни операции «Малый Сатурн» были освобождены от оккупантов многие южные районы Воронежской области — более 200 населенных пунктов, в том числе Новая Калитва, Кантемировка, Писаревка, Богучар, Радченское. К концу декабря внешний фронт отодвинулся от окруженной под Сталинградом немецко-фашистской группировки на 200—250 километров. Создавались благоприятные условия для разгрома врага в Донбассе и под Воронежем.
Остатки немецко-фашистских войск, оказывая сопротивление, отходили. В результате наступления Сталинградского фронта с 24 по 31 декабря была окончательно разгромлена 4-я румынская армия, а 57-й танковый корпус противника с большими потерями отброшен на 150 км.
В ту же ночь фельдмаршалы при помощи телеграфа обсудили создавшееся положение. Манштейн сообщил Паулюсу, что 4-я танковая армия встретила сильное сопротивление, а итальянские войска на северном фланге разбиты. Паулюс спросил, не пришел ли приказ, позволяющий 6-й армии попытаться вырваться из окружения. Манштейн на это ответил, что ставка фюрера молчит. Манштейн намеренно не вдавался в подробности, но если бы рассказал Паулюсу всю правду, тот понял бы, что 6-ю армию уже ничто не спасет.
Итак, совместные действия войск Воронежского, Юго-Западного и Сталинградского фронтов ликвидировали попытку противника вызволить из окружения 6-ю армию Паулюса. Главная заслуга операции «Малый Сатурн», по оценке маршала А.М.Василевского, состоит в срыве наступления Манштейна на Сталинград и разгрома его группировки.
За успешное проведение операции по освобождению Кантемировки корпус генерала Полубоярова получил звание гвардейского и почетное наименование Кантемировский. Хранителями его славных боевых традиций выступают воины-танкисты знаменитой гвардейской Кантемировской танковой дивизии - одного из самых боеспособных частей Российской армии. Одна из центральных улиц Кантемировки носит имя генерала Полубоярова.

 

НАВЕРХ