«Домовой гриб», «сине-зелёные водоросли» способны с удивительной скоростью разрушать гранит и несущие конструкции зданий, самосевные травы и бактерии разрушают цокольную облицовку, корни деревьев фундаменты зданий. Нанесение штукатурки и шпаклёвки с нарушением норм и технологий не только не защищают от биоповреждений, но и являются причиной развития микроорганизмов.
При ликвидации последствий подобных разрушений необходимо разрабатывать свою конкретную методику работ. В зависимости от типа объекта и степени биоповреждений могут быть применены те или иные методы: прогрев, использование оборудования осушения воздуха сорбционного или конденсационного типа. Здание требует заботы, поэтому систематический уход, регулярный осмотр, своевременный ремонт систем водоотведения, оперативное устранение различных протечек, соблюдение температурно-влажностного режима в помещениях, регулярная очистка от пыли и грязи ему необходимы, как человеку воздух.
Лазерная физика наконец-то хоть и постепенно начала использоваться в реставрационном деле. Благодаря сверхсовременным технологиям появилась возможность создавать трехмерные модели произведений искусства, а также возможность получать информацию о химическом составе материалов и биозагрязнениях. Лазерной очисткой первичного слоя мрамора и фасадов пользовались, реставрируя Собор Санта Мария дель Флёри во Флоренции. В Санкт-Петербурге компания «Возрождение Петербурга» также успешно использовала лазерную технологию при реставрации зданий. Это, безусловно, дорогостоящая технология, но по эффективности она на порядок выше всех ныне существующих.
Художник-реставратор, работающий с декоративными покрасками и лепниной, в совершенстве знает материалы как настоящего, так и прошлого. Иногда приходится не один день просидеть в библиотеке, выискивая древний рецепт того или иного раствора. Еще больше времени уходит на его создание в современных условиях.
Возрождение Юсуповского дворца
|
На XVII век пришлось начало активного каменного строительства: в новом материале перестраивались церкви, административные и общественные здания, дворцы (например, Теремной и Потешный в Кремле) и жилые дома палаты. Архитектура этого времени продолжает традиции древнерусского зодчества. Для каменных палат характерна асимметричная композиция, сложные силуэты, шатровая крыша, «красное крыльцо».
Фасады отличает обилие богатого декора. Белокаменная резьба и многоцветные изразцы, ажурные кованные решетки и резные подзоры, коньки и флюгера на крышах таковы характерные черты нового архитектурного стиля, получившего название московского или нарышкинского барокко.
После революции 1917 года дворец Юсуповых был экспроприирован государством, а последние владельцы уехали за границу. Коллекция картин, антикварная мебель, собрание редкой хрустальной и фарфоровой посуды, другие предметы интерьера были отправлены в государственные хранилища, многие вещи бесследно исчезли. Одно время до 1929 года во дворце действовал Музей дворянского быта, затем Военно-исторический музей. С 1928 года в здании размещаются различные сельскохозяйственные учреждения, такие как Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, Всероссийская сельскохозяйственная академия им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую многие годы возглавлял академик, ученый-биолог Николай Иванович Вавилов. Здесь работал академик Дмитрий Николаевич Прянишников и многие другие ученые. В последние годы в здании располагался президиум Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН). В 2004 году памятник был передан в долгосрочную аренду проектной организации «МежрегионНИИпроект».
В течение долгой послереволюционной жизни уникальный памятник ветшал и разрушался, дворцовые интерьеры претерпели всевозможные изменения. После войны коллективом Центральной государственной реставрационной мастерской были проведены ремонтно-восстановительные работы.
В 1960 году, по Постановлению Совета Министров РСФСР, Палаты Волковых-Юсуповых XVI-XVIII вв. были поставлены на государственную охрану и являются объектом культурного наследия федерального значения.
К городским празднованиям 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина на фасадах здания Юсуповского дворца были проведены реставрационные работы -частично отремонтирована кровля и кованая решетка, выходящая на Б. Харитоньевский переулок.
В 2004 году, на основании планово-реставрационного задания, разработанного Главным Управлением по охране памятников г. Москвы (в настоящее время -«Москомнаследие»), начались масштабные ремонтно-реставрационные работы. До этого проводимая на памятнике реставрация носила скорее случайный, нежели планомерный характер.
Накануне последней реставрации была проведена большая подготовительная работа: обмеры, комплекс научных исследований по памятнику, включающий историко-архивные исследования, изучение документов личного фонда Юсуповых, а также чертежей архитекторов В. Ф. Померанцева и П. Р. Султанова, эскизов художника Ф .Ф. Солнцева, сохранившихся фотоматериалов XIX века.
|