История Цели Технология Реставрация Актуальность ВУЗы
На главную

Реставрация икон
Реставрация православных икон — процесс требующий помимо художественного и искусствоведческого образования, профессионального опыта, высокого уровня знаний иконописи — определенного духовного уважения к предмету искусства.

Реставрировали с давних времен и много. Во все времена было популярным так называемое «поновление» икон. То есть разрушенную поверхность не восстанавливали, а просто записывали сверху. Часто производилась «допись», то есть писались заново отдельные места. Даже величайший памятник русского искусства — икона Андрея Рублева «Троица», написанная в начале 15-го века не избежала серьезных дописей уже в начале 20-го века. После снятия оклада, было установлено, что икона записана палехскими художниками 19-го века. При удалении слоя 19-го века были обнаружены слои 16-го и 17-го веков. Однако, после удаления записей, подлинную авторскую живопись ввиду значительных ее утрат вновь записали сверху (поновили) современные мастера, согласно своих представлений о живописи Рублева. И только в 20-годах была проведена настоящая реставрация, то есть перед зрителем предстала живопись Андрея Рублева и ничего более. Действительно, слово «реставрация» поисходит от латинского слова «restauratio»- восстановление. И в этом смысле основным правилом реставраторов стало: «не навредить».<

Икона состоит из четырех-пяти слоев, расположенных в следующем порядке: основа, грунт, красочный слой, защитный слой. Икона может иметь оклад из металлов или каких-либо других материалов. Первый слой — основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Иногда доска бывает без паволоки. Очень редко основу под произведения желтковой темперы изготовляли только из холста. Второй слой — грунт. Если икона написана в поздней манере, сочетающей темперу с красками на других связующих (преимущественно масляных), и слои грунтовки имеют окраску (использованы цветные пигменты, а не традиционные мел или гипс), то его так и называют — «грунт». Но в желтковой темпере, преобладавшей в иконописи, грунт всегда белый. Такой вид грунта называется левкасом.

Третий слой — красочный. Красочный слой состоит из различных красок последовательно нанесенных на грунт. Это самая существенная часть произведения живописи, так как именно с помощью красок создается изображение. Четвертый — защитный (или покровный) слой из олифы или масляного лака.


Очень редко в качестве материала для защитного слоя использовали белок куриного яйца (на белорусских и украинских иконах). В настоящее время нередко используют смоляные лаки. Оклады для икон изготовлялись отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они бывают из металлов, тканей с шитьем и даже резные деревянные, покрытые левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы и реже — почти всю ее поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.

Традиционные приемы расчистки, заключающиеся в размягчении записей компрессами с органическими растворителями и последующим их удалением скальпелем, уступили место тщательной и скрупулезной работе под микроскопом. На смену обычным медицинским скальпелям пришли специальные микроинструменты. В практику повседневного контроля за проведением реставрации вошла макро- и микрофотография.

Раскрытие под микроскопом, внимательное изучение памятников позволили внести некоторые уточнения и в традиционные представления о технике и технологии иконописи. Наиболее важным из них для реставрационной практики является открытие в большом числе памятников комбинированной техники письма с использованием цветных лаков. Обычно считалось, что лаки появляются в иконах лишь с конца ХVI столетия. Однако работы последних лет позволили выявить их в произведениях ХIII — ХV веков.

История Цели Технология Реставрация Актуальность ВУЗы
Интернет и мы 2007 Воронежская СОШ №65 с углубленным изучением отдельных предметов Павловская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов Воронежская СОШ №80