Первые специалисты по настройке и ремонту пианино появились в Российской империи еще во времена Петра I, прибыв в нашу страну с первыми музыкальными инструментами из Германии. Обосновались в крупных городах, открыли мастерские, начали передавать детям и внукам свое мастерство. До революции в одном только Санкт-Петербурге существовало порядка семидесяти мастерских по настройке и реставрации старинных музыкальных инструментов. Сейчас там нет ни одной. Московские мастерские подобного профиля можно пересчитать по пальцам. А на всей территории России существует десятка полтора организаций, работающих со старинными музыкальными инструментами.
Ветеранов и виртуозов музыкальной реконструкции можно встретить в московском Центре реставрации музыкальных инструментов, расположившемся в юго-западной промзоне за Кольцевой дорогой.
«Больница для старых роялей» разместилась в серой бетонной коробке бывшего завода. Лет двадцать назад тут располагалась фабрика по производству музыкальных инструментов. Сейчас в здании работает несколько фирм, имеющих самое непосредственное отношение к их предшественникам: Центр реставрации и организация, специализирующаяся на ремонте и настройке народных инструментов, всевозможных балалаек, гармошек и домр.
Именно здесь возрождались из небытия пианино и рояли Архангельского, Остафьева, Клинского музея Петра Ильича Чайковского. А вот одному из российских музыкальных музеев Центр реставрации оказался не в состоянии помочь. Речь идет о Музее-усадьбе Рахманинова, расположенном в Тамбовской области, где великий композитор жил незадолго до эмиграции, написал множество произведений. Во время Гражданской войны усадьбу, равно как и множество других, сожгли, затем уже через много лет попробовали восстановить, создали мемориальный комплекс. Сейчас на его территории находятся четыре рояля и фисгармония, изготовленные еще при жизни Рахманинова. Однако все они в нерабочем состоянии, и никакая реставрация не может вернуть инструменты к жизни. Что и говорить, печальный парадокс: музыкальный музей имени прекрасного российского композитора остается без живой музыки.
Какого-то общего «срока использования» у роялей и пианино нет. Это зависит от множества обстоятельств, начиная от материалов, примененных при «постройке» рояля, до условий, в которых он содержался, и частоты использования. Конечно, в самом аховом и изношенном состоянии находятся рояли из учебных заведений. Если за «частным» инструментом исполнитель проводит максимум пять часов в сутки, то эти пианино и рояли испытывают ежедневную нагрузку по 10 14 часов подряд. Впрочем, пианино можно загубить, даже если вообще не использовать его по прямому назначению. Так, в Нижнем Новгороде на объявление о покупке музыкальных инструментов однажды откликнулась владелица пианино, которое на протяжении многих лет использовалось в качестве шкафа: оказалось, что в корпусе раритета было очень удобно хранить белье.
Правильная реставрация продлевает жизнь даже самым «убитым» пианино. Другое дело, что это удовольствие стоит немалых денег. Так, полное «возрождение из небытия» обойдется владельцу музыкального антиквариата в 90 тысяч рублей, качественная покраска-полировка «потянет» на 40 тысяч рублей. Дешевле всего стоит настройка старинного пианино тысяча рублей. Но только ею одной, как правило, не обойтись. За дорогим старинным инструментом требуется качественно и тщательно ухаживать.
Чаще всего в замене нуждается резонансная дека и молоточки. Практически всегда, приступая к работе с «музыкальным ветераном», мастеру приходится заменять мелкие детали: за эти годы они либо успели затеряться, либо пришли в абсолютную негодность. Пожелтевшие клавиши, как правило, заменяют полностью или чистят специальными растворами, позволяющими слоновой кости вернуть свой первоначальный блеск. А для замены потрепанных струн используется специальный струнонавивочный станок.
Только после того, как вся механика приведена в подобающее состояние, с инструментом начинают работать столяры-краснодеревщики. Иногда корпус приходится заменять полностью, иногда лишь фрагментарно. Часто заказчики просят, чтобы инструмент, проживший на свете сто с лишним лет и при этом звучащий как новенький, сохранял все признаки благородной старины. В таком случае новую «обшивку» обрабатывают специальными составами.
Но самые любопытные открытия ждут вас в покрасочном цеху. Оказывается, кроме классических черных и белых роялей, в природе существуют инструменты самых необычных расцветок. Красные, синие, зеленые рояли гордо сияют полированными боками. При этом одни из них изначально носили нестандартную окраску, другие сменили масть по настоянию новых владельцев.
|