Специальная комиссия, состоящая из искусствоведов, хранителей картин и реставраторов, тщательно обследует картину, выявляет все дефекты и устанавливает причины их возникновения. На основе этого анализа специалисты оценивают возможности восстановления художественных особенностей произведения, определяют необходимые методы работы, а также материалы. Непосредственный исполнитель будущих реставрационных работ обязательно участвует в этом обсуждении.
Комиссия утверждает задание. Получив его, художник-реставратор составляет подробное описание всех обнаруженных дефектов данной картины. Описание состояния сохранности произведения ответственный этап реставрационной работы, от которого зависит порядок выполнения всех последующих операций. Результаты экспертных исследований и описание состояния картины вместе с заносимыми позже в протокол сведениями о произведенных работах и примененных материалах являются источником информации для искусствоведческой научной работы.
При определении дефектов картины художник-реставратор использует арсенал всевозможных средств. Он занимается фотографированием, составляет схемы, делает зарисовки деталей картины. Устанавливая состав материалов грунта, красок, лака, реставратор консультируется со специалистами по физике и химии красок. При исследовании художественного полотна реставраторы нередко прибегают к помощи специальных технических средств, позволяющих видеть то, что скрыто от невооруженного глаза. Как правило, чем сложнее предстоящий реставрационный процесс, тем длительнее предшествующие ему исследования.
Важное направление работы реставратора определение всевозможных дефектов в материалах, из которых создано живописное произведение. Ведь картина соединение весьма различных по своим физическим качествам материалов. Создавая живописное полотно, художник непременно учитывает различные свойства красок, характер и эффекты их сочетания. Способы письма, а также материалы, которые использовались в художественном творчестве, были, естественно, различны в разные исторические эпохи. Неодинаковы они в разных странах и у разных художников.
Заметную роль в создании выразительности картины играет фактура ее поверхности, то есть толщина красочного слоя, гладкая или рельефная, глянцевая или матовая живопись. Индивидуальная манера мазка живописца, качество фактурной обработки поверхности картины являются завершающими средствами художественной выразительности.
Материалы, использованные при создании картины, придают произведению
различную художественную выразительность. Уголь, сангина, карандаши, гуашь, масляные краски каждый из этих красочных материалов обладает своими специфическими качествами.
Большое эстетическое значение имеет и технологический процесс написания картины. Так, для классической масляной живописи характерна сложная, многослойная структура, которая последовательно создается грунтовкой, первоначальными прописками, корпусной (густой) кладкой краски, жидкими прозрачными лессировками и лаковыми покрытиями.
Приступая к работе над произведением масляной живописи, реставратор должен знать, когда господствовало классическое направление и особенно большое значение придавалось рисунку и объемной моделировке формы, когда создавались картины с более фактурной кладкой мазка.
Наряду с композицией, рисунком, светотенью, цветом и другими особенностями, существенными элементами художественной формы являются почерк художника и фактура картины. Но эти элементы могут пострадать при неквалифицированной реставрации.
|