"Хочешь увидеть весь мир, загляни в каплю воды".

Вряд ли эта старая итальянская пословица имела в виду фотографию Но разве документальный сюжетный снимок не капля огромного моря человеческих деяний?
Что же такое  фотография? 

Фотография (от греч.: Photos - свет и grapho - пишу) - рисование светом, светопись - область науки, искусства и техники, служа­щая для получения на светочувствительных материалах изображений (также обычно называемых фотографиями) предметов или для регистрации излучений при физических,  химических и других   процессах.

Некоторые современники сомневались в пользе изобретения фотографии. Новому способу получения изображения предсказывали в лучшем случае скромную роль прикладного технического средства.
О каком-либо художественном воспроизведении натуры никто не помышлял. притязания подобного рода расценили бы как профанацию искусства.
Бальзак и Бодлеp, увидели в светописи угрозу "чистому" творчеству.

Шаpль Бодлеp писал с тревогой:
"Если только ей (фотографии) позволено будет захватить в свои руки область неосязаемого и воображаемого, то есть все то, что ценно только потому, что человек прибавляет к нему свою душу, - тогда горе нам".
Hаиболее рьяные противники "механического изображения" особенно недопустимой считали съемку людей. Они видели в этом чуть ли не богохульство. Hе успело последовать официальное признание изобретения Дагеpа, как в том же 1839 году немецкая газета "Лейпцигеp Анцейгеp" разразилась гневным осуждением:
"Желание фиксировать беглые отображения граничит с кощунством. Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога; бог должен был бы изменить своим вечным принципам, чтобы позволить какому-то французу из Парижа бросить в мир такую дьявольскую выдумку".
Тогда же голоса осуждения раздавались и в России. критики милостиво оставляли светописи съемку мертвой натуры, но тоже возражали против изображения человека. "Что касается до снимка портретов посредством дагерротипа, - резюмировала одна газета, - то нам это кажется бесполезным".

У первых дагерротипов было много недостатков. Съемку живой натуры - человека - затрудняла слабая светочувствительность фотоматериалов и примитивная оптика.

Однако, уже в 1840 г (через год после официального признания изобретения) газета "Гамбуpгский корреспондент" уже писала о "выставке фотографических портретов художника Изеpинга". Этот художник в 1841 году открыл первое в Германии съемочное ателье.

Россия тоже не отставала. Она даже опередила немцев. Газета "Московские ведомости" за 1840 год (№ 51) уведомляла об открытии А. Ф. Гpековым "художественного кабинета". Пытливый русский умелец предлагал обзавестись фотопортретами "величиной в обыкновенную золотую табакерку".

Упоминание о табакерке имело свой смысл. В нем таился косвенный намек на соревнование с художниками - миниатюристами. На смену их монополии шел технический способ изображения, еще не ставший искусством, но уже искавший потребителя.

Постепенно примирялись с дагерротипией и ее вчерашние противники. Они сами уже не отказывались от услуг фотографов.

Известный французский художник - карикатурист О. Домье, вначале яростно выступавший против светописи, покорно встает перед аппаратом Hадаpа, а по другому дагерротипу того же мастера сам пишет портрет композитора Беpлиоза.

Охотно позирует фотографам и Бальзак.

Другой знаменитый француз - поэт, историк и политический деятель А. Ламаpтин, называвший светопись "бессовестным шарлатанством", через двадцать лет изменил свое мнение. В 1859 году он письменно заявил: "фотография - это фотография... Мы не говорим больше, что это ремесло, это искусство".

  А в 1878 году в садах Ватикана сфотографировался со своей свитой сам папа Лев XIII. Свои впечатления о результатах он излил латинскими стихами.

Увлечения фотографией не избежали многие выдающиеся люди и в том числе писатели (Эмиль Золя, Виктор Гюго).

Делакpуа поспешил записать в свой "Дневник": "...если гениальный человек воспользуется фотографией так, как следует ею пользоваться, он поднимется до недоступной нам высоты"

"Ах, какие портреты с натуры можно было бы делать с помощью фотографии и живописи! "- продолжает ту же мысль Ван Гог.

С большим уважением к фотографии относился Илья Ефимович Репин. По словам Коpнея Чуковского, великий русский художник предвидел те огромные возможности, которые в ней таятся. Илья Ефимович любил рассказывать друзьям, что композицию своей знаменитой картины "Государственный совет" он открыл благодаря любительским снимкам, сделанным в 1899 году его женой Hатальей Боpисовной Hоpдман-Севеpовой. Один из персонажей этой картины - министр внутренних дел Д. С. Сипягин - написан целиком по фотоснимку.

С. А. Толстая в своих автобиографических записках ("Моя жизнь") сообщает: "...Лев Hиколаевич с купанья шел домой босой, Репин тут же зарисовал его в таком виде и потом уже кончил портрет по фотографиям".

В числе тех, кто высоко оценил значение фотографии как искусства, был и другой известный русский художник - И. И. Левитан. Он писал К. А. Тимиpязеву: "Ваша мысль, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, верна, и будущность фотографии в этом смысле громадна".

Сила фотографии - в конкретизации, в неоспоримой достоверности запечатленного. Это драгоценное качество быстро сделало светопись распространенным средством изобразительной документации.