"Хочешь увидеть весь мир, загляни в каплю воды". Вряд
ли
эта старая итальянская пословица имела в виду
фотографию Но разве документальный сюжетный снимок не капля
огромного моря человеческих
деяний? Фотография (от греч.: Photos - свет и grapho - пишу) - рисование светом, светопись - область науки, искусства и техники, служащая для получения на светочувствительных материалах изображений (также обычно называемых фотографиями) предметов или для регистрации излучений при физических, химических и других процессах. Некоторые
современники сомневались в пользе изобретения
фотографии.
Новому способу получения изображения предсказывали
в лучшем случае скромную роль прикладного
технического средства. Шаpль
Бодлеp писал с тревогой: У
первых дагерротипов было много
недостатков. Съемку живой натуры -
человека - затрудняла слабая
светочувствительность фотоматериалов
и примитивная оптика. Однако,
уже в 1840 г (через год после
официального признания изобретения)
газета "Гамбуpгский корреспондент"
уже писала о "выставке фотографических
портретов художника Изеpинга". Этот
художник в 1841 году открыл первое в Германии
съемочное ателье. Россия
тоже не отставала. Она даже опередила
немцев. Газета "Московские
ведомости" за 1840 год (№ 51)
уведомляла об открытии А. Ф. Гpековым
"художественного кабинета".
Пытливый русский умелец предлагал
обзавестись фотопортретами "величиной
в обыкновенную золотую табакерку". Упоминание
о табакерке имело свой смысл. В нем
таился косвенный намек на соревнование
с художниками - миниатюристами. На
смену их монополии шел технический
способ изображения, еще не ставший
искусством, но уже искавший потребителя. Постепенно
примирялись с дагерротипией и ее вчерашние
противники. Они сами уже не
отказывались от услуг фотографов. Известный
французский художник - карикатурист О.
Домье, вначале яростно выступавший против
светописи, покорно встает перед аппаратом
Hадаpа, а по другому дагерротипу того
же мастера сам пишет портрет композитора
Беpлиоза. Охотно
позирует фотографам и Бальзак. Другой
знаменитый француз - поэт, историк и
политический деятель А. Ламаpтин,
называвший светопись "бессовестным
шарлатанством", через двадцать лет
изменил свое мнение. В 1859 году он
письменно заявил: "фотография - это фотография...
Мы не говорим больше, что это ремесло,
это искусство".
А в 1878 году в садах Ватикана сфотографировался
со своей свитой сам папа Лев XIII. Свои
впечатления о результатах он излил
латинскими стихами. Увлечения
фотографией не избежали многие
выдающиеся люди и в том числе писатели
(Эмиль Золя, Виктор Гюго). Делакpуа
поспешил записать в свой "Дневник":
"...если гениальный человек
воспользуется фотографией так, как
следует ею пользоваться, он
поднимется до недоступной нам высоты"
"Ах,
какие портреты с натуры можно было бы
делать с помощью фотографии и
живописи! "- продолжает ту же
мысль Ван Гог. С
большим уважением к фотографии
относился Илья Ефимович Репин. По
словам Коpнея Чуковского, великий русский
художник предвидел те огромные
возможности, которые в ней таятся.
Илья Ефимович любил рассказывать друзьям,
что композицию своей знаменитой картины
"Государственный совет" он открыл
благодаря любительским снимкам,
сделанным в 1899 году его женой Hатальей
Боpисовной Hоpдман-Севеpовой. Один из персонажей
этой картины - министр внутренних дел
Д. С. Сипягин - написан целиком по
фотоснимку. С.
А. Толстая в своих автобиографических
записках ("Моя жизнь") сообщает:
"...Лев Hиколаевич с купанья шел
домой босой, Репин тут же зарисовал
его в таком виде и потом уже кончил портрет
по фотографиям". В
числе тех, кто высоко оценил значение фотографии
как искусства, был и другой известный русский
художник - И. И. Левитан. Он писал К. А.
Тимиpязеву: "Ваша мысль, что фотография
увеличивает сумму эстетических
наслаждений, верна, и будущность фотографии
в этом смысле громадна". Сила фотографии - в конкретизации, в неоспоримой достоверности запечатленного. Это драгоценное качество быстро сделало светопись распространенным средством изобразительной документации. |