Имена далеко не всех фотографов и владельцев видных когда-то портретных заведений вошли в историю художественной фотографии. С каждым десятилетием открываются все новые имена провинциальных фотографов, поражающих  истинно художественным дарованием.

Портретная студийная фотография в середине XIX века, как и в наши дни, в большинстве случаев не относилась к искусству. Для создания удовлетворительного — в свете требований той или иной поры — портретного изображения достаточно было пользоваться набором проверенных приемов.

Какой круг профессиональных вопросов занимал фотографов ателье? Выбор поз, расположение модели перед аппаратом, так называемая группировка. Тут не обходилось без трафаретов. Один русский фотографический журнал не без иронии описал излюбленные портретистами позы. Журнал упоминал о положениях: «спокойно-равнодушном с опущенными руками, важно-политическом с откинутою назад головою и правою рукою, заложенной за лацкан сюртука, или лучше — фрака, глубокомысленно-гениальном со скрещенными на груди руками и взглядом исподлобья, слегка вольном, с руками, засунутыми в карманы...» Право, не видим ли мы и в современной профессиональной студийной фотографии стереотипных поз у клиентов павильонов? Разумеется, в рядовых студийных фотографиях.

К профессиональным  вопросам относились: использование освещения, применение негативной и позитивной ретуши, придание цвета снимку (вираж). Павильоны имели стеклянную крышу и одну застекленную стену. Фотографы сочетали верхний и боковой свет. Позже ввели довольно искусную регулировку освещения, устраивая целую систему занавесей на застекленной стене. Приспособляли экраны-ширмы, обтянутые белой тканью, — для подсветки с теневой стороны. Контрастного освещения избегали. Старались смягчить переходы от света к тени; тональную шкалу предпочитали мягкую, длинную. Альбуминная бумага обладала подходящими для этого свойствами.

Композиционные возможности были ограничены. Малая глубина резко изображаемого пространства, характерная для портретных объективов того времени, вынуждала располагать фотографируемого и предметы обстановки примерно в одной плоскости. Ракурс не допускался. Из приемов линейной композиции применяли чаще всего фронтальное     построение  заполнялась изображением в одном плане), реже по диагонали, довольно часто в овале — такое построение по традиции перешло от жанра акварельного миниатюрного портрета.  

Немало фотографов-портретистов середины прошлого века проявили себя как творческие натуры. Кто умел сочетать незаурядные организаторские и изобретательские способности с художественной одаренностью. Кто выказывал себя художником, не способным, однако, к коммерческой деятельности: некоторые из них не имели даже своих профессиональных фотографических ателье, а считаются классиками раннего портретного фотоискусства.