основное 

история

рейтинг

режисёры

психологи

 юбилей

игротека

музыка

ресурсы

  главная

  заключение

древняя анимация

анимация

мультипликация

масяня

мировой

  популярные

лучшие

Котёночкин

Хитрук

Птушко

влияние

цитаты

Союзмультфильм

собери цветы

музыка

ссылки

Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое...

Как появились первые мультфильмы

Само слово «мультфильм» стало настолько привычным, что многие и не задумываются над его смыслом. Действительно, почему эти фильмы можно назвать и мультипликационными, и анимационными? Слово «мультипликация» означает «умножение», а анимация – «одушевление». Чтобы создать иллюзию движения, на пленку снимают множество рисунков или различных фаз движения куклы. Если взять в руки такую пленку, то видно, что в каждом кадрике неподвижный рисованный или объемный персонаж чуточку изменяет свое положение по отношению к предыдущему кадрику. И когда кинолента проецируется на экран со скоростью 24 кадра в секунду, зрителям кажется, что персонаж начинает двигаться. Эта иллюзия основана на способности сетчатки глаза удерживать изображение в течение некоторого времени, пока на него не накладывается следующее. Персонаж начинает двигаться, он оживает, и зрители ему сочувствуют. Поэтому фильмы называются анимационными.

         Анимация старше кинематографа: датой ее рождения принято считать 1892 г., когда появился оптический театр французского изобретателя и художника Эмиля Рейно (1844-1918). Правда, патент на это изобретение он получил еще в 1888 г. А раньше были придуманы оптические игрушки, при помощи которых можно было оживить неподвижный рисунок, в том числе фенакистоскоп. Это круг, на края которого нанесен ряд рисунков, изображающих различные фазы движения одного и того же персонажа. Существовали и другие игрушки, например блокнот  с нарисованными на отдельных страничках фазами движения: чтобы получить «движущуюся» картинку, надо быстро перелистать странички. Но все эти приспособления были сделаны в расчете на одного зрителя.

         В парижском Музее Гревен  28 октября 1892 года состоялся первый сеанс «световых пантомим» в оптическом театре Э.Рейно. Для  того чтобы можно было показывать «движущиеся картинки» зрителям, изобретатель сконструировал на основе зоетропа усовершенствованный аппарат — праксиноскоп. Он снабдил вращающийся барабан системой зеркал и соединил его с «волшебным фонарем». При помощи этого устройства Рейно демонстрировал зрителям целые программы из нескольких сюжетов, продолжавшиеся пятнадцать-двадцать минут.

         Через три года, в 1895 г., родился кинематогроф, а еще через несколько лет появились первые анимационные фильмы. Большинство историков кино считают, что первый рисованный графический фильм сделал в 1908 г. Эмиль Коль (настоящая фамилия Курте, 1857-1938). Его произведение называлось «Фантасмагория». Другие пионером анимации называют американца Джеймса Стюарта Блэктона (1875 – 1941). Так или иначе, первые рисованные фильмы ведут начало от иллюстрации, карикатуры и комикса. Коль рисовал своих персонажей на бумаге — у него еще не было прозрачного целлулоида. Он не мон сделать фон или рисовать только те части тела, которые меняли положение. Каждый кадр приходилось повторять практически полностью, и его персонажи — «фантоши» были очень условными.

Когда в Америке создавалась диснеевская империя, в СССР появились мультипликационные студии и мастерские. В самых ранних советских фильмах действовали плоские бумажные марионетки на шарнирах. Возможности движения у таких персонажей были ограниченными, и вскоре придумали вырезные бумажные перекладки. Каждая фаза движения рисовалась отдельно на бумаге, вырезалась по контуру и крепилась на фоне. Однако возникла сложность с точностью фиксации положения перекладок. Существовал и альбомный метод, когда фон вместе с фазой движения рисовался отдельно от каждого кадра на листах бумаги, скрепленных шрифтами.

         Применялся и еще один технологический прием — вырезная перекладка на шрифтах. Это «соединение» альбомного метода и вырезной перекладки. Изображенные на бумаге рисунки-фазы вырезались и накладывались на фон, а для точности расположения в кадре они соединялись тонкой полоской бумаги со шрифтами. Соединительная полоска (сверху или снизу) маскировалась каким-либо изображением на переднем плане. Такой метод по своим возможностям максимально приближал художников к свободе, достигавшейся впоследствии применением целлулоида. Именно тогда начали работать режиссеры, которые поже станут классиками отечественной мультипликации, — Иван Петрович Иванов-Вано (1900-1987) и Михаил Михайлович Цехановский (1889-1965). Одна из работ Цехановского — «Почта» (1929 г.; по стихотворению С.Я. Маршака) — первый постановочный звуковой фильм. Он сделан методом шарнирной марионетки в сочетании с перекладкой.

         В 1933 г. в Москве впервые были показаны фильмы Диснея, которые произвели большое впечатление. И от мультипликаторов немедленно потребовали «своего, советского Микки-Мауса». Через три года, в 1936 г., появилась студия «Союзмультфильм», устроенная по американскому образцу. В течение нескольких десятилетий мультипликация двигалась только по одному пути: художники создавали сказки для детей с как можно более реалистичными персонажами. Советские мультипликаторы увлеклись новой  для них технологией, с удовольствием ее осваивали и сделали много замечательных фильмов: «Серая шейка» (1848 г.; режиссеры Л.К. Амальрик и В.И.Полковников), «Золотая антилопа» (1954 г., режиссер Л.К. Атаманов), «Снежная королева» (1957 г., режиссер Л.К. Атаманов). В 1953 г. открылось второе, кукольное объединение студии.

         Прошло еще несколько лет, и в мультипликации произошли огромные перемены. Появился фильм «Большие неприятности»  (1961 г.) режиссеров Валентины Семеновны (1899-1975) и Зинаиды Семеновны (1900-1983) Брумберг, сделанный как будто детской рукой; за ним — «История одного преступления» (1962 г.), первая режиссерская работа Федора Савельевича Хитрука (родился в 1917 г). Здесь все было непривычным: и бытовая тема, и новый условный (далекий от реальности) стиль изображения, и сложная технология — совмещение рисованной мультипликации с фотовырезками и плоскими перекладками, использование приема полиэкрана (полиэкран – одновременное существование нескольких самостоятельных картинок, в каждой из которых происходит отдельное действие). В фильме «Топтыжка» (1964 г.) Хитрук снова использовал возможности перекладки, ан этот раз для того, чтобы сделать персонажей пушистыми.

         Однако это было только начало — ведь для перекладок можно использовать разные материалы: гладкие и шершавые, прозрачные и непрозрачные. Можно делить персонаж не только на крупные детали (рука, голова), но и до бесконечности менять части лица. Этим и стал заниматься в 70-х гг. Юрий Борисович Норштейн (родился в 1941 г.), которого знают прежде всего по фильму «Ежик в тумане» (1975 г.). Его главная работа — «Сказка сказок» (1979 г.) признана критиками и киноведами «лучшим фильмом всех времен и народов».

         Норштейн использовал кусочки фольги и целлулоида. На них он рисовал и царапал линии, до тех пор пока не складывался именно тот персонаж, который представлялся режиссеру. Кроме того, оказалось, что можно разложить эти кусочки на нескольких стеклянных  ярусах (одни ближе к камере, другие дальше), и персонаж станет объемным и живым.

         Все фильмы, о которых говорилось до сих пор, можно разделить на рисованные и кукольные, а также выделить группу перекладок. Однако существует множество других возможностей. Рисунок может быть подробно проработан, а может быть сделан одной линией. Персонаж может выйти на экран «готовеньким», а может рождаться и оживать на глазах у зрителей. Еще больше возможностей дает кукольная (правильнее  говорить объемная) мультипликация — назовем здесь фильм Романа Абелевича Качанова (родился в 1921 г.) «Чебурашка» (1971 г.; экранизация сказки Эдуарда Успенского).

         Иногда на глазах зрителей оживают предметы, и тогда человеческое поведение объединяется с особенностями предметов и материалов, из которых они сделаны. Например, по-настоящему сгорают спички в фильме «Конфликт» (1983 г.) Гарри Яковлевича Бардина (родился в 1941 г.).

         Многим режиссерам нравится работать с пластилином. Александр Михайлович Татпарский в «Пластилиновой вороне» (1980 г.) или Г.Я. Бардин в мультфильме «Брэк» (1985 г.) изобретательно используют этот материал. По словам югославского режиссера Душана Вукотича, «мультипликация — искусство, границы которого совпадают с границами фантазии».
 

Созмультпроект

Команда 14 2005