основное |
история |
рейтинг |
режисёры |
психологи |
юбилей |
игротека |
музыка |
ресурсы |
|
|
|||||||||
|
|||||||||
![]() |
|||||||||
Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое... |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Как появились первые мультфильмы
Анимация старше кинематографа: датой ее
рождения принято считать 1892 г., когда
появился оптический театр французского
изобретателя и художника Эмиля Рейно
(1844-1918). Правда, патент на это изобретение
он получил еще в 1888 г. А раньше были
придуманы оптические игрушки, при
помощи которых можно было оживить
неподвижный рисунок, в том числе
фенакистоскоп. Это круг, на края
которого нанесен ряд рисунков,
изображающих различные фазы движения
одного и того же персонажа. Существовали
и другие игрушки, например блокнот с
нарисованными на отдельных страничках
фазами движения: чтобы получить «движущуюся»
картинку, надо быстро перелистать
странички. Но все эти приспособления
были сделаны в расчете на одного зрителя.
В парижском Музее Гревен 28 октября 1892
года состоялся первый сеанс «световых
пантомим» в оптическом театре Э.Рейно.
Для того чтобы можно было показывать
«движущиеся картинки» зрителям,
изобретатель сконструировал на основе
зоетропа усовершенствованный аппарат —
праксиноскоп. Он снабдил вращающийся
барабан системой зеркал и соединил его с
«волшебным фонарем». При помощи этого
устройства Рейно демонстрировал
зрителям целые программы из нескольких
сюжетов, продолжавшиеся пятнадцать-двадцать
минут. Через три года, в 1895 г., родился кинематогроф, а еще через несколько лет появились первые анимационные фильмы. Большинство историков кино считают, что первый рисованный графический фильм сделал в 1908 г. Эмиль Коль (настоящая фамилия Курте, 1857-1938). Его произведение называлось «Фантасмагория». Другие пионером анимации называют американца Джеймса Стюарта Блэктона (1875 – 1941). Так или иначе, первые рисованные фильмы ведут начало от иллюстрации, карикатуры и комикса. Коль рисовал своих персонажей на бумаге — у него еще не было прозрачного целлулоида. Он не мон сделать фон или рисовать только те части тела, которые меняли положение. Каждый кадр приходилось повторять практически полностью, и его персонажи — «фантоши» были очень условными. Когда
в Америке создавалась диснеевская
империя, в СССР появились
мультипликационные студии и мастерские.
В самых ранних советских фильмах
действовали плоские бумажные
марионетки на шарнирах. Возможности
движения у таких персонажей были
ограниченными, и вскоре придумали
вырезные бумажные перекладки. Каждая
фаза движения рисовалась отдельно на
бумаге, вырезалась по контуру и
крепилась на фоне. Однако возникла
сложность с точностью фиксации
положения перекладок. Существовал и
альбомный метод, когда фон вместе с
фазой движения рисовался отдельно от
каждого кадра на листах бумаги,
скрепленных шрифтами.
Применялся и
еще один технологический прием —
вырезная перекладка на шрифтах. Это «соединение»
альбомного метода и вырезной перекладки.
Изображенные на бумаге рисунки-фазы
вырезались и накладывались на фон,
В 1933 г. в Москве впервые были показаны
фильмы Диснея, которые произвели
большое впечатление. И от
мультипликаторов немедленно
потребовали «своего, советского Микки-Мауса».
Через три года, в 1936 г., появилась
студия «Союзмультфильм», устроенная по
американскому образцу. В течение
нескольких десятилетий мультипликация
двигалась только по одному пути:
художники создавали сказки для детей с
как можно более реалистичными
персонажами. Советские мультипликаторы
увлеклись новой для них технологией,
с удовольствием ее осваивали и сделали
много замечательных фильмов: «Серая
шейка» (1848 г.; режиссеры Л.К. Амальрик и
В.И.Полковников), «Золотая антилопа» (1954
г., режиссер Л.К. Атаманов), «Снежная
королева» (1957 г., режиссер Л.К. Атаманов).
В 1953 г. открылось второе, кукольное
объединение студии.
Прошло еще несколько лет, и в
мультипликации произошли огромные
перемены. Появился фильм «Большие
неприятности» (1961 г.) режиссеров
Валентины Семеновны (1899-1975) и Зинаиды
Семеновны (1900-1983) Брумберг, сделанный как
будто детской рукой; за ним — «История
одного преступления» (1962 г.), первая
режиссерская работа Федора Савельевича
Хитрука (родился в 1917 г). Здесь все
было непривычным: и бытовая тема, и новый
условный (далекий от реальности) стиль
изображения, и сложная технология —
совмещение рисованной мультипликации с
фотовырезками и плоскими перекладками,
использование приема полиэкрана (полиэкран
– одновременное существование
нескольких самостоятельных картинок, в
каждой из которых происходит отдельное
действие). В фильме «Топтыжка» (1964 г.)
Хитрук снова использовал возможности
перекладки, ан этот раз для того, чтобы
сделать персонажей пушистыми.
Однако это было
только начало — ведь для перекладок
можно использовать разные материалы:
гладкие и шершавые, прозрачные и
непрозрачные. Можно делить персонаж не
только на крупные детали (рука, голова),
но и до бесконечности менять части лица.
Этим и стал заниматься в 70-х гг. Юрий
Борисович Норштейн (родился в 1941 г.),
которого знают прежде всего по фильму «Ежик
в тумане» (1975 г.). Его главная работа — «Сказка
сказок» (1979 г.) признана критиками и
киноведами «лучшим фильмом всех времен
и народов».
Норштейн
использовал кусочки фольги и целлулоида.
На них он рисовал и царапал линии, до тех
пор пока не складывался именно тот
персонаж, который представлялся
режиссеру. Кроме того, оказалось, что
можно разложить эти кусочки на
нескольких стеклянных ярусах (одни
ближе к камере, другие дальше), и
персонаж станет объемным и живым.
Все фильмы, о
которых говорилось до сих пор, можно
разделить на рисованные и кукольные, а
также выделить группу перекладок.
Однако существует множество других
возможностей. Рисунок может быть
подробно проработан, а может быть сделан
одной линией. Персонаж может выйти на
экран «готовеньким», а может рождаться и
оживать на глазах у зрителей. Еще больше
возможностей дает кукольная (правильнее
говорить объемная) мультипликация —
назовем здесь фильм Романа Абелевича
Качанова (родился в 1921 г.) «Чебурашка» (1971
г.; экранизация сказки Эдуарда
Успенского).
Иногда на глазах зрителей оживают
предметы, и тогда человеческое
поведение объединяется с особенностями
предметов и материалов, из которых они
сделаны. Например, по-настоящему сгорают
спички в фильме «Конфликт» (1983 г.) Гарри
Яковлевича Бардина (родился в 1941 г.). |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Созмультпроект |
Команда 14 2005 | ||||||||