основное |
история |
рейтинг |
режисёры |
психологи |
юбилей |
игротека |
музыка |
ресурсы |
|||
Союзмультфильм |
|||||||||||
Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое... |
|||||||||||
В 1941-1943 гг. студия эвакуирована в Самарканд, многие сотрудники студии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенные успехи «Союзмультфильма» — выпуск первого полнометражного (часового) рисованного фильма «Конек-Горбунок» И. Иванова-Вано (1947), картин В. и 3. Брумберг «Пропавшая грамота» (1945) и «Федя Зайцев» (1948), фильма Л. Амальрика и В. Полковникова «Серая Шейка» (1948), лент, созданных ленинградцами М. Цехановским («Цветик-семицветик», 1948) и М. Пащенко («Песенки радости», 1946 — первый фильм студии, награжденный на международном кинофестивале — Венеция, 1947). В режиссуре осваиваются Б. Дежкин и Г. Филиппов («Тихая поляна», 1946; «Кто первый?», 1950 и др.). В 1940-50-е годы на студии появляются новые художники — выпускники ВГИКа и других учебных заведений — известные графики и книжные иллюстраторы — Е. Мигунов, А. Сазонов, Л. Мильчин, Л. Шварцман, Л. Азарх, А. Винокуров, В. Никитин, А. Савченко, П. Саркисян, П. Репкин, С. Русаков и др. Начиная с 1945 года, несколько раз набираются курсы художников-мультипликаторов — сперва 8-месячные, затем — двухгодичные. В 1950-е годы студия выпускает известные фильмы «классического» направления — преимущественно детские, часто основанные на применении «эклера» (ротоскопа) (особенно в 1950-55 гг.) В этот период сняты такие знаменитые ленты, как «Каштанка» (1952), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) М. Цехановского, «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957) Л. Атаманова; «Волшебный магазин» (1953) Л. Амальрика и В. Полковникова; «Заколдованный мальчик» (1955), «Оранжевое Горлышко» (1954) В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой; «Снегурочка» (1952), «Двенадцать месяцев» (1956), «В некотором царстве...» (1957) И. Иванова-Вано; «Дедушка и внучек» (1950) А. Иванова; «Первая скрипка» (1958) и «Миллион в мешке» (1956) Д. Бабиченко; «Кораблик» (1956), «Снеговик-почтовик» (1955), «Кошкин дом» (1958) Л. Амальрика; «Ночь перед Рожеством» (1951), «Остров ошибок» (1955) В. и З. Брумберг; «Ореховый прутик» (1955) И. Аксенчука; «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Непослушный котенок» (1953) М. Пащенко; «Необыкновенный матч» (1955) и «Старые знакомые» (1956) М. Пащенко и Б. Дежкина, «В яранге горит огонь» О. Ходатаевой и Л. Аристова (1956); «Петя и Красная шапочка» (1958) Е. Райковского и Б. Степанцева. В 1957 году возрождается жанр мультплаката («Чудесница» А. Иванова — 1957г. и др.). В 1953 году организовывается Объединение кукольных фильмов (первое в СССР после войны). Первый успех объединения — фильм Е. Мигунова «Карандаш и Клякса — веселые охотники». Долгое время в кукольном объединении снимают в основном кукольные спектакли с добавлением покадровой съемки. Но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернуто уже на высоком уровне. Об этом говорят работы таких режиссеров, как В. Дегтярев, А. Каранович, Р. Давыдов, Р. Качанов. Начало 1960-х годов ознаменовано творческими поисками и экспериментами - как в рисованном ("Козленок" Р. Давыдова, 1961; "Большие неприятности" В. и З. Брумберг, 1961; "Знакомые картинки" Е. Мигунова,1957; "История одного преступления" Ф. Хитрука, 1962; "Ключ" Л. Атаманова, 1961), так и в кукольном кино ("Баня" А. Карановича и С. Юткевича, 1962; "Машенька и медведь" Р. Качанова, 1960; "Конец Черной топи" В. Дегтярева, 1960). С этого времени начинается период огромного диапазона стилистических, жанровых, тематических направлений в творчестве художников и режиссеров, живущих единым студийным коллективом, характерного для мультипликации 1960-70-х и начала 1980-х годов. Количество международных наград, возраставшее в течение 1950-х годов, в это время уже исчисляется десятками. В новых поисках ярко проявляют себя как ветераны студии (И. Иванов-Вано - "Левша", 1964, "Поди туда - не знаю куда...", 1966; Л. Атаманов - "Пастушка и трубочист", 1965, "Балерина на корабле",1969, “Скамейка”,1967; Л. Амальрик - "Про бегемота, который боялся прививок", 1966, "Дюймовочка", 1964; В. и З. Брумберг - "Tри толстяка", 1963, "Кот в сапогах", 1968; Б. Дежкин - "Чиполлино", 1961, "Снежные дорожки", 1963, "Шайбу! Шайбу!!", 1964, "Матч-реванш", 1968; В. Полковников - "Тараканище", 1963, "Кот-рыболов", 1964; А. Снежо-Блоцкая - "Баранкин, будь человеком”, 1963, так и недавно пришедшие в режиссуру художники (Б. Степанцев - "Окно", 1966, "Вовка в Тридевятом царстве", 1965; Ф. Хитрук – “Топтыжка”, 1955, “Каникулы Бонифация”, 1965, "Человек в рамке”, 1966, "Фильм, фильм, фильм”, 1968, и др.). Дебютируют в режиссуре В. Пекарь и В. Попов ("Случилось это зимой", 1968 и др.), В. Котеночкин ("Лягушка-путешественница”, 1965, "Межа", 1967), Н. Мильчин (“Бабушкин зонтик”,1969), Е. Гамбург (“Шпионские страсти”, 1967), А. Хржановский ("Жил-был Козявин'', 1966, "Стеклянная гармоника", 1968). В кукольном объединении самые яркие работы 60-х годов - фильмы Р. Качанова "Потерялась внучка”, 1966, "Варежка", 1967; В. Дегтярева "Кто сказал мяу?”, 1962, "Тимошкина елка", 1966, “Козленок, который считал до десяти", 1968 и др., И. Иванова-Вано и Л. Мильчина (см. выше). Яркие дебютанты кукольного кино этого времени - В. Курчевский ("Мой зеленый крокодил", 1966, "Легенда о Григе”, 1967, "Фратишек", 1967), Н. Серебряков (Я жду птенца", 1966, "Не в шляпе счастье", 1968, "Клубок", 1968), а также М. Камецкий и И. Уфимцев ("Чьи в лесу шишки?" 1965 и др. картины). В шестидесятые и семидесятые годы заявляют о себе художники A. Курицын, С. Алдимов, А. Спешнева, М. Соколова, Н. Днигубский, М. Жеребчевский, Д. Менделевич, В. Лернер, И. Урманче, Т. Полетика, В. Зуйков и другие. На рубеже
1970-х годов возникает созвездие фильмов-сериалов
с постоянными персонажами: “Маугли” (Р.
Давыдов, 1967-71), "Малыш и Карлсон" (Б.
Степанцев, 1968-70), "Умка" (1969-70, В.
Пекарь и В. Попов), "Ну, погоди!" (В.
Котеночкин 1969-93, Госпремия СССР 1988г.), "Бременские
музыканты" И. Ковалевской и "По
следам Бременских музыкантов'' В.
Ливанова (1969-73), "Винни Пух” (Ф. Хитрук,
1969-72), “Крокодил Гена'' (Г. Качанов 1969-83). С
1969 года выпускается альманах “Веселая
карусель”, где пробуют силы режиссеры,
определившие "лицо" мультипликации
в 1970-80 годы (А. Петров, В. Угаров, Г.
Баринова, Л. Носырев, Г. Сокольский и др.).
Осуществляются первые совместные
постановки с зарубежными студиями ("Странная
птица”, 1969 – с Загреб - Фильмом; “Юноша
Фридрих Энгельс”, 1970 - со студией “ДЕФА”.
В 1970-80 годы подчас уже каждый режиссер
разрабатывает свое направление: И.
Ковалевская - музыкальный фильм ("Катерок”,
“В
порту”, ”Как Львенок и Черепаха
пели песню”), Р. Давыдов – исторические
”полотна” ("Василиса Микулишна'', “Детство
Ратибора”), Ф. Хитрук – фильмы-притчи
("Остров”, “Икар и мудрецы”), Б.
Дежкин – спортивный фильм и фильм-концерт
(“Футбольные звезды”, “Метеор на ринге”),
Г. Качанов – лирические детские картины
("Письмо", "Аврора"), В.
Курчевский – экранизация "большой”
литературы и фильмы, объединенные темой
судьбы художника ("Мастер из Кламси",
"Пер Гюнт", "Тайна запечного
сверчка"), Е. Гамбург – пародию и
сатирический фильм (“Голубой щенок, "Ограбление
по…", "Пес в сапогax”), Л. Носырев –
экранизация сказок С. Писахова и Б.
Шергина ("Не любо – не слушай”, "Дождь",
"Волшебное
кольцо"), В. Пекарь -
этнографическую серию ('Легенды
перуанских индейцев" и др.), Б. Тарасов
- фантастику ("Контакт", "Пуговица").
М. Каменецкий, И. Уфимцев, В. Данилевич и
другие мастера кукольного объединения
по-прежнему большое внимание уделяют
детской аудитории. М. Каменецкий - "Заветная
мечта”, “Самый маленький гном", "Боцман
и попугай”, "Волк и Теленок", И.
Уфимцев - "38 попугаев" "Ежик плюс
черепаха", "Три лягушонка"; В.
Данилевич - "Пластилиновый ежик",
"Хвастливый мышонок" и др. Поиски
мастеров цеха объемной анимации
выявляются в картинах “Времена года"
И. Иванова-Вано, "Сеча при Керженце"
И. Иванова-Вано и Ю. Норштейна, "Золоченые
лбы”, "Ваня Датский”, "Поезд памяти"
Н. Серебрякова, в лентах новых
режиссеров: И. Гараниной (''Журавлиные
перья”, "Бедная Лиза", "Балаган"),
Ю. Норштейна ("Лиса и заяц", “Заяц и
журавль", "Ежик в тумане").
Широкую популярность завоевывают такие
разные картины, как “Шелкунчик" Б.
Степанцева, “И мама меня простит" и
"Полигон" Ан. Петрова,
разработавшего уникальный метод съемки
"натуралистического" изображения (т.н.
"фотографику”). "Шкатулка с
секретом", "На задней парте”, "Халиф-аист"
В. Угарова, "Котенок по имени Гав" Л.
Атаманова, "Бобик в гостях у Барбоса"
и "Трое из Простоквашино" В. Попова;
картины И. Аксенчука, Г. Бариновой, Г.
Сокольского, И. Головановой, Л. Мильчина,
Ю. Прыткова - мастеров разных поколений и
пристрастий. Особняком стоят поиски А.
Хржановского ("В мире басен", '"Дом,
который построил Джек"), и особенно
его трилогия по рисункам А.С. Пушкина /Госпремия
РСФСР 1986 г.). Лауреатами Госпремии СССР
становятся Ф. Хитрук (1976,1982), Ю. Норштейн,
Ф. Ярбусова и А. Жуковский (1979) и другие
мастера киностудии. В 1970-е годы на "Союзмультфильме”
производится в среднем около тридцати
фильмов в год, он считается крупнейшей в
Европе студией анимации. В Японию вторглась хитрая американка Джоан Бернстайн-Видова (жена нашего бывшего соотечественника артиста Олега Видова), которая взяла напрокат на десять лет советские мультипликационные фильмы. Катает их уже двенадцать лет. И получается, что ей все должны. Оказывается, она потратила деньги на переозвучивание, на замену музыки. С ней сейчас разбирается студия "Союзмультфильм" - идет судебный процесс, хотят вернуть коллекцию. У Эдуарда Успенского есть интересные герои, которые не дошли до детей, потому что "Союзмультфильм" развалился. Если бы студия была жива, у них появился бы Жаб Жабыч Сковородкин, Вера и Анфиса, Камнегрыз со станции Клязьма, - бери и снимай! Удастся реанимировать "Союзмультфильм" - сделаем! Сейчас он ютится в страшном помещении - хижина дяди Тома! Поэтому пожелаем студии "Союзмультфильм" нового рождения и новых замечательных мультфильмов для детей. |
|||||||||||
Созмультпроект |
Команда 14 2005 | ||||||||||