основное 

история

рейтинг

режисёры

психологи

 юбилей

игротека

музыка

ресурсы

  главная

  заключение

древняя анимация

анимация

мультипликация

масяня

мировой

 популярные

лучшие

Котёночкин

Хитрук

Птушко

влияние

цитаты

Союзмультфильм

собери цветы

музыка

ссылки

Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое...


Студия  "Союзмультфильм"


Студия основана в 1936 году. Вплоть до 20 августа 1937 г. носит название «Союздетмультфильм». Образована приказом Главного Управления Кино и Фотопромышленности 10 июня 1936 г. из коллективов мультмастерских «Межрабпомфильма» и «Мосфильма» на базе мультстудии ГУКФ. Первые годы существования студии (1936-1938) были отданы освоению целлулоидной технологии (т.н. «Диснеевского конвейера»), необходимой для массового производства рисованных картин. Большую роль в организации производства сыграл первый директор студии Н.М. Кива. Но уже в это время появлялись удачные в художественном отношении картины (в первую очередь фильмы В. Сутеева «Колобок», «Шумное плавание» и др.). В 1939-41 году стали появляться ленты, вошедшие впоследствии в «золотой фонд» отечественного кино — «Лимпопо» и «Бармалей» Л. Амальрика и В. Полковникова, «Мойдодыр» И. Иванова-Вано, «Дядя Степа» и «Муха-Цокотуха» В. Сутеева, политические плакаты Д. Бабиченко и др. С 1937 г. на студии начал применяться цвет.

 В 1941-1943 гг. студия эвакуирована в Самарканд, многие сотрудники студии воевали на фронтах Великой Отечественной войны. Послевоенные успехи «Союзмультфильма» — выпуск первого полнометражного (часового) рисованного фильма «Конек-Горбунок» И. Иванова-Вано (1947), картин В. и 3. Брумберг «Пропавшая грамота» (1945) и «Федя Зайцев» (1948), фильма Л. Амальрика и В. Полковникова «Серая Шейка» (1948), лент, созданных ленинградцами М. Цехановским («Цветик-семицветик», 1948) и М. Пащенко («Песенки радости», 1946 — первый фильм студии, награжденный на международном кинофестивале — Венеция, 1947). В режиссуре осваиваются Б. Дежкин и Г. Филиппов («Тихая поляна», 1946; «Кто первый?», 1950 и др.). В 1940-50-е годы на студии появляются новые художники — выпускники ВГИКа и других учебных заведений — известные графики и книжные иллюстраторы — Е. Мигунов, А. Сазонов, Л. Мильчин, Л. Шварцман, Л. Азарх, А. Винокуров, В. Никитин, А. Савченко, П. Саркисян, П. Репкин, С. Русаков и др. Начиная с 1945 года, несколько раз набираются курсы художников-мультипликаторов — сперва 8-месячные, затем — двухгодичные.

 В 1950-е годы студия выпускает известные фильмы «классического» направления — преимущественно детские, часто основанные на применении «эклера» (ротоскопа) (особенно в 1950-55 гг.) В этот период сняты такие знаменитые ленты, как «Каштанка» (1952), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1950) М. Цехановского, «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957) Л. Атаманова; «Волшебный магазин» (1953) Л. Амальрика и В. Полковникова; «Заколдованный мальчик» (1955), «Оранжевое Горлышко» (1954) В. Полковникова и А. Снежко-Блоцкой; «Снегурочка» (1952), «Двенадцать месяцев» (1956), «В некотором царстве...» (1957) И. Иванова-Вано; «Дедушка и внучек» (1950) А. Иванова; «Первая скрипка» (1958) и «Миллион в мешке» (1956) Д. Бабиченко; «Кораблик» (1956), «Снеговик-почтовик» (1955), «Кошкин дом» (1958) Л. Амальрика; «Ночь перед Рожеством» (1951), «Остров ошибок» (1955) В. и З. Брумберг; «Ореховый прутик» (1955) И. Аксенчука; «Когда зажигаются елки» (1950), «Лесные путешественники» (1951), «Непослушный котенок» (1953) М. Пащенко; «Необыкновенный матч» (1955) и «Старые знакомые» (1956) М. Пащенко и Б. Дежкина, «В яранге горит огонь» О. Ходатаевой и Л. Аристова (1956); «Петя и Красная шапочка» (1958) Е. Райковского и Б. Степанцева. В 1957 году возрождается жанр мультплаката («Чудесница» А. Иванова — 1957г. и др.). В 1953 году организовывается Объединение кукольных фильмов (первое в СССР после войны). Первый успех объединения — фильм Е. Мигунова «Карандаш и Клякса — веселые охотники». Долгое время в кукольном объединении снимают в основном кукольные спектакли с добавлением покадровой съемки. Но к концу 1950-х годов производство объемных фильмов развернуто уже на высоком уровне. Об этом говорят работы таких режиссеров, как В. Дегтярев, А. Каранович, Р. Давыдов, Р. Качанов.

 Начало 1960-х годов ознаменовано творческими поисками и экспериментами - как в рисованном ("Козленок" Р. Давыдова, 1961; "Большие неприятности" В. и З. Брумберг, 1961; "Знакомые картинки" Е. Мигунова,1957; "История одного преступления" Ф. Хитрука, 1962; "Ключ" Л. Атаманова, 1961), так и в кукольном кино ("Баня" А. Карановича и С. Юткевича, 1962; "Машенька и медведь" Р. Качанова, 1960; "Конец Черной топи" В. Дегтярева, 1960). С этого времени начинается период огромного диапазона стилистических, жанровых, тематических направлений в творчестве художников и режиссеров, живущих единым студийным коллективом, характерного для мультипликации 1960-70-х и начала 1980-х годов. Количество международных наград, возраставшее в течение 1950-х годов, в это время уже исчисляется десятками. В новых поисках ярко проявляют себя как ветераны студии (И. Иванов-Вано - "Левша", 1964, "Поди туда - не знаю куда...", 1966; Л. Атаманов - "Пастушка и трубочист", 1965, "Балерина на корабле",1969, “Скамейка”,1967; Л. Амальрик - "Про бегемота, который боялся прививок", 1966, "Дюймовочка", 1964; В. и З. Брумберг - "Tри толстяка", 1963, "Кот в сапогах", 1968; Б. Дежкин - "Чиполлино", 1961, "Снежные дорожки", 1963, "Шайбу! Шайбу!!", 1964, "Матч-реванш", 1968; В. Полковников - "Тараканище", 1963, "Кот-рыболов", 1964; А. Снежо-Блоцкая - "Баранкин, будь человеком”, 1963, так и недавно пришедшие в режиссуру художники (Б. Степанцев - "Окно", 1966, "Вовка в Тридевятом царстве", 1965; Ф. Хитрук – “Топтыжка”, 1955, “Каникулы Бонифация”, 1965, "Человек в рамке”, 1966, "Фильм, фильм, фильм”, 1968, и др.). Дебютируют в режиссуре В. Пекарь и В. Попов ("Случилось это зимой", 1968 и др.), В. Котеночкин ("Лягушка-путешественница”, 1965, "Межа", 1967), Н. Мильчин (“Бабушкин зонтик”,1969), Е. Гамбург (“Шпионские страсти”, 1967), А. Хржановский ("Жил-был Козявин'', 1966, "Стеклянная гармоника", 1968). В кукольном объединении самые яркие работы 60-х годов - фильмы Р. Качанова "Потерялась внучка”, 1966, "Варежка", 1967; В. Дегтярева "Кто сказал мяу?”, 1962, "Тимошкина елка", 1966, “Козленок, который считал до десяти", 1968 и др., И. Иванова-Вано и Л. Мильчина (см. выше). Яркие дебютанты кукольного кино этого времени - В. Курчевский ("Мой зеленый крокодил", 1966, "Легенда о Григе”, 1967, "Фратишек", 1967), Н. Серебряков (Я жду птенца", 1966, "Не в шляпе счастье", 1968, "Клубок", 1968), а также М. Камецкий и И. Уфимцев ("Чьи в лесу шишки?" 1965 и др. картины). В шестидесятые и семидесятые годы заявляют о себе художники A. Курицын, С. Алдимов, А. Спешнева, М. Соколова, Н. Днигубский, М. Жеребчевский, Д. Менделевич, В. Лернер, И. Урманче, Т. Полетика, В. Зуйков и другие. 

На рубеже 1970-х годов возникает созвездие фильмов-сериалов с постоянными персонажами: “Маугли” (Р. Давыдов, 1967-71), "Малыш и Карлсон" (Б. Степанцев, 1968-70), "Умка" (1969-70, В. Пекарь и В. Попов), "Ну, погоди!" (В. Котеночкин 1969-93, Госпремия СССР 1988г.), "Бременские музыканты" И. Ковалевской и "По следам Бременских музыкантов'' В. Ливанова (1969-73), "Винни Пух” (Ф. Хитрук, 1969-72), “Крокодил Гена'' (Г. Качанов 1969-83). С 1969 года выпускается альманах “Веселая карусель”, где пробуют силы режиссеры, определившие "лицо" мультипликации в 1970-80 годы (А. Петров, В. Угаров, Г. Баринова, Л. Носырев, Г. Сокольский и др.). Осуществляются первые совместные постановки с зарубежными студиями ("Странная птица”, 1969 – с Загреб - Фильмом; “Юноша Фридрих Энгельс”, 1970 - со студией “ДЕФА”. В 1970-80 годы подчас уже каждый режиссер разрабатывает свое направление: И. Ковалевская - музыкальный фильм ("Катерок”, “В порту”, ”Как Львенок и Черепаха пели песню”), Р. Давыдов – исторические ”полотна” ("Василиса Микулишна'', “Детство Ратибора”), Ф. Хитрук – фильмы-притчи ("Остров”, “Икар и мудрецы”), Б. Дежкин – спортивный фильм и фильм-концерт (“Футбольные звезды”, “Метеор на ринге”), Г. Качанов – лирические детские картины ("Письмо", "Аврора"), В. Курчевский – экранизация "большой” литературы и фильмы, объединенные темой судьбы художника ("Мастер из Кламси", "Пер Гюнт", "Тайна запечного сверчка"), Е. Гамбург – пародию и сатирический фильм (“Голубой щенок, "Ограбление по…", "Пес в сапогax”), Л. Носырев – экранизация сказок С. Писахова и Б. Шергина ("Не любо – не слушай”, "Дождь", "Волшебное кольцо"), В. Пекарь - этнографическую серию ('Легенды перуанских индейцев" и др.), Б. Тарасов - фантастику ("Контакт", "Пуговица"). М. Каменецкий, И. Уфимцев, В. Данилевич и другие мастера кукольного объединения по-прежнему большое внимание уделяют детской аудитории. М. Каменецкий - "Заветная мечта”, “Самый маленький гном", "Боцман и попугай”, "Волк и Теленок",  И. Уфимцев - "38 попугаев" "Ежик плюс черепаха", "Три лягушонка"; В. Данилевич - "Пластилиновый ежик", "Хвастливый мышонок" и др. Поиски мастеров цеха объемной анимации выявляются в картинах “Времена года" И. Иванова-Вано, "Сеча при Керженце" И. Иванова-Вано и Ю. Норштейна, "Золоченые лбы”, "Ваня Датский”, "Поезд памяти" Н. Серебрякова, в лентах новых режиссеров: И. Гараниной (''Журавлиные перья”, "Бедная Лиза", "Балаган"), Ю. Норштейна ("Лиса и заяц", “Заяц и журавль", "Ежик в тумане"). Широкую популярность завоевывают такие разные картины, как “Шелкунчик" Б. Степанцева, “И мама меня простит" и "Полигон" Ан. Петрова, разработавшего уникальный метод съемки "натуралистического" изображения (т.н. "фотографику”). "Шкатулка с секретом", "На задней парте”, "Халиф-аист" В. Угарова, "Котенок по имени Гав" Л. Атаманова, "Бобик в гостях у Барбоса" и "Трое из Простоквашино" В. Попова; картины И. Аксенчука, Г. Бариновой, Г. Сокольского, И. Головановой, Л. Мильчина, Ю. Прыткова - мастеров разных поколений и пристрастий. Особняком стоят поиски А. Хржановского ("В мире басен", '"Дом, который построил Джек"), и особенно его трилогия по рисункам А.С. Пушкина /Госпремия РСФСР 1986 г.). Лауреатами Госпремии СССР становятся Ф. Хитрук (1976,1982), Ю. Норштейн, Ф. Ярбусова и А. Жуковский (1979) и другие мастера киностудии. В 1970-е годы на "Союзмультфильме” производится в среднем около тридцати фильмов в год, он считается крупнейшей в Европе студией анимации.
К 1980-м годам списки режиссеров пoпoлняют имена Г. Бардина ("Конфликт", "Брак!", "Банкет", "Выкрутасы" и др.), Э. Назарова ("Жил-был пес”, "Путешествие муравья"), С. Соколова ("Догада", "Черно-белое кино") и других. Продолжают выпускаться картины, увеличивающие число поклонников студии и международных наград - "Тайна третьей планеты" Р. Качанова (Госпремия СССР 1983г.), "Возвращение блудного попугая" В. Караваева, "Контакты, конфликты" Е. Гамбурга, "Про Сидорова Вову" и "Мартынко" Э. Назарова, "Осторожно, обезьянки!" Л. Шварцмана и М. Мирошкиной, "Геракл у Адмета" Ан. Петрова, фильмы В. Кафанова, А. Шелманова, А. Туркуса, E. Пророковой, Н. Шориной, Н. Дабижа, А. Горленко, А. Давыдова, Е. Ганрилко и других художников подтверждают высокий творческий потенциал студии. Указом Президиума ВС СССР от 9 июня 1986г. за заслуги в развитии советского киноискусства студия "Союзмультфильм" награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Но к середине 1980-х годов "Союзмультфильм" лишается большого числа мастеров, ушедших из жизни, либо оставивших работу и вышедших на пенсию, центробежные тенденции отечественного кино проявляются и на "Союзмультфильме” уходом со студим большинства режиссеров и художников - Ю. Норштейна, чей фильм "Сказка сказок" (1979) признан международным рейтингом в США в 1984 году лучшим фильмом всех времен и народов, Г. Бардина, В. Караваева, В. Котеночкина и многих других. Заботы о воспроизводстве кадров руководство не предпринимает. Производство фильмов в 1990-е годы сильно падает.

В Японию вторглась хитрая американка Джоан Бернстайн-Видова (жена нашего бывшего соотечественника артиста Олега Видова), которая взяла напрокат на десять лет советские мультипликационные фильмы. Катает их уже двенадцать лет. И получается, что ей все должны. Оказывается, она потратила деньги на переозвучивание, на замену музыки. С ней сейчас разбирается студия "Союзмультфильм" - идет судебный процесс, хотят вернуть коллекцию.  У Эдуарда Успенского есть интересные герои, которые не дошли до детей, потому что "Союзмультфильм" развалился. Если бы студия была жива, у них появился бы Жаб Жабыч Сковородкин, Вера и Анфиса, Камнегрыз со станции Клязьма, - бери и снимай! Удастся реанимировать "Союзмультфильм" - сделаем! Сейчас он ютится в страшном помещении - хижина дяди Тома! Поэтому пожелаем студии "Союзмультфильм" нового рождения и новых замечательных мультфильмов для детей.

 

Созмультпроект

Команда 14 2005