основное 

история

рейтинг

режисёры

психологи

 юбилей

игротека

музыка

ресурсы

  главная

  заключение

древняя анимация

анимация

мультипликация

масяня

мировой

 популярные

лучшие

Котёночкин

Хитрук

Птушко

влияние

цитаты

Союзмультфильм

собери цветы

музыка

ссылки

Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое...

Интервью с Федором Хитруком

…«История одного преступления», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм», «Винни-Пух» - каждый из этих мультипликационных фильмов стал классикой мирового кинематографа, а их создатель патриарх советского и российского мультипликационного кино режиссер Федор Хитрук носит звание лауреата многих престижных премий и наград, народного артиста СССР. То есть человек он очень известный. Однако мало кто даже из знатоков истории Верхневолжья знает, что Федор Савельевич появился на свет 1 мая 1917 года в Твери. Именно с воспоминаний о тверском периоде его жизни мы и начали разговор со знаменитым режиссером в его небольшой уютной квартире в Москве на площади Гагарина.

- Федор Савельевич, что осталось в памяти от города, где вам довелось родиться?

- К сожалению, немногое. Перед вашим приходом я даже старшему своему брату Михаилу позвонил, чтобы он мне рассказал, что помнит о тех годах. Надо сказать, что отец мой родом из Витебска. Судьба занесла его в Ригу, где он познакомился с моей матерью, там они и поженились. Там родился мой старший брат. Отец принимал участие в революционных событиях 1905 года и после разгрома восстания вынужден был из Риги уехать. Года за два до Октябрьской революции семья наша приехала в Тверь. Вот там-то и я родился, и мой младший брат Владимир. Честно скажу, воспоминаний осталось о той поре немного. Знаю, что жили мы на Советской улице, которая тогда называлась Миллионной. Недалеко от нашего дома стоял памятник страшному бородатому человеку. Мне рассказали, что это Карл Маркс. Отец работал в губисполкоме, занимался вопросами социального обеспечения. Помню, что потом мы жили в Бежецке, где отец занимал пост комиссара по продовольствию. Ну а в 1924 году мы уехали в столицу. И с тех пор я навещал родной город только один раз - в 1938 году. Хотел найти дом, где родился и рос, да ничего у меня не получилось. И все же до сих пор к Твери у меня отношение совершенно особенное.

- А желание стать художником-мультипликатором, режиссером зародилось не в нашем городе?

- Нет, тогда о мультипликации и мыслей не было. Я в детстве кем только ни мечтал быть: и дирижером, и музыкантом, и актером, и писателем, и художником. Вот эта последняя мечта начала осуществиться в 1931 году, когда моего отца отправили от «Станкоэкспорта» в длительную командировку в Германию. Именно там я и поступил в художественно-ремесленное училище. Ну а вернувшись в Москву, продолжил этим заниматься. Учился на художника-графика, особенно любил рисовать зверей, много времени проводил в зоопарке. И когда в конце 30-х годов возникла студия «Союзмультфильм», мне посоветовали попробовать устроиться в нее на работу. С первой попытки ничего не вышло, а вот третья оказалось успешной. Так и начался мой путь в мультипликацию, или как я больше люблю говорить в анимацию, мне этот термин кажется более правильным. Ну а что касается музыки, то я очень люблю ее и по сей день. У меня сын музыкант, его жена, внуки.

- Вы действительно начинали не как режиссер, а как художник-мультипликатор?

- Совершенно верно. И занимался этим более двадцати лет. Мой первый персонаж был дворником в мультфильме «Дядя Степа». До сих пор помню, какое безмерное, пьянящее счастье я испытывал, создавая эту сцену. Я сидел над ней больше месяца, и, когда мои рисунки сняли камерой, когда персонаж ожил, заговорил и стал подметать двор, я испытывал чувство, какое не всегда вызывает у отца рождение первого ребенка. И всего таких мультипликационных ролей у меня набралось более двухсот. Некоторые из них - это всего секунд шесть-семь на экране. Мы ведь не играем роль целиком и полностью. Так, к примеру, в фильме «Петя и Красная Шапочка» я играю Волка, который притворяется Красной Шапочкой, Бабушку и Петю. Но были у меня роли и любимые, особенные, такие, как, например, Оле-Лукойе в «Снежной королеве». Это исключительно редкий случай, когда я один одушевлял его с начала до конца. Запомнился и гном из фильма «Заколдованный мальчик». Что-то меня все на гномов тянуло. Очень много сыграл я и всяческих лис, волков, медведей…

- …И вот наступил 1961 год, который стал переломным в вашей творческой биографии.

- Да, в ноябре 1961 года на экраны вышел фильм «История одного преступления», который стал моим режиссерским дебютом. Ноябрь для меня вообще месяц особенный. В ноябре 1937 года я пришел на студию «Союзмультфильм», в ноябре 1947 года, пройдя войну, отслужив больше шести лет в армии, вернулся к любимому своему делу, а вот в ноябре 1961 года представил зрителям свой первый фильм.

- Это был действительно первый в истории советского кино мультипликационный фильм для взрослых?

- Нет, это не совсем так. К сожалению, история мультипликационного кино у нас изучена не слишком хорошо. Наша советская мультипликация и началась именно с фильмов для взрослых. Их в середине 20-х годов создавал известный режиссер Дзига Ветров. Это были политические, пропагандистские фильмы. А студию «Союзмультфильм», действительно, сориентировали на создание именно детских фильмов. Поэтому «Историю одного преступления» в принципе можно назвать первым после такого вот значительного перерыва мультфильмом для взрослых. Тема его была мной выстрадана. Фильм во многом автобиографичен, хотя сам я, конечно же, никого не убивал. Однако жертвой шумового террора мне побывать довелось.

- Федор Савельевич, вы создали много прекрасных фильмов. «История одного преступления» удостоилась призов на международных кинофестивалях в США и Германии, неменьших лавров снискали такие фильмы, как «Топтыжка», «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм». И все же в первую очередь ваше имя всегда связывается с мультипликационным образом Винни-Пуха…

- Откровенно говоря, мне не хотелось бы, конечно, остаться в памяти зрителей только этим фильмом. Были у меня и другие, на мой взгляд, даже более удачные работы. Однако три фильма про Винни-Пуха мне тоже очень дороги. С книгой Алана Милна я познакомился лет за семь до того, как у меня возникли мысли сделать по ней фильм. Эта книга - шедевр мировой литературы. Я ее ставлю в один ряд с «Алисой в стране чудес». В ней писатель сумел на редкость тонко передать все очарование и мудрость детства. Когда мы начали работать над фильмом, то пришлось внести некоторые коррективы. Мы убрали Кристофера Робина, который никак не вписывался в нашу концепцию. Долго искали, каким должен быть каждый образ, чтоб он отвечал характеру персонажа, внутреннему его содержанию.

- А то, что Винни-Пух должен говорить голосом Евгения Леонова, было ясно сразу?

- Тут также все оказалось не все столь просто. Леонова я держал в уме с самого начала. Незадолго до этого он озвучивал фильм «Кот-рыболов», и его оригинальный голос, его неповторимые интонации сразу запали мне в душу. Мы пригласили его на пробы. Леонов прочитал сценарий, встал у микрофона и буквально превратился в Винни-Пуха. Я даже художников позвал: смотрите быстрее, схватывайте, каким Винни-Пух должен быть. А вот голос его не подошел. У Леонова, если помните, такой густой баритон был, а Винни-Пух он совсем маленький, и никак этот голос с ним не совпадал. Стали искать другие варианты, однако без большого успеха. И тут на помощь пришел наш звукооператор. Он пустил пленку с голосом Леонова в полтора раза быстрее, и стало ясно: вот оно то, что нужно. Впоследствии и сам Леонов признал эту роль одной из лучших в своей творческой биографии.

- Все с нетерпением ждали продолжения вашего сериала про Винни-Пуха, однако после третьей серии вы переключились на другую работу…

- Дело в том, что я не способен к серийному производству. Да, планировалось, что будет девять серий про Винни-Пуха. Первая из них мне самому очень понравилась, вторая уже меньше, после третьей я понял, что нужно заканчивать и браться за что-то другое. Это было мое решение, его мне никто не навязывал.

- Многие персонажи ваших мультфильмов стали знаковыми, хорошо узнаваемыми. А как вам работалось над ними, какие было создать сложнее всего, какие рождались быстро?

- Как это ни странно, самым сложным оказался образ льва Бонифация. Его нельзя было изобразить в фас. Сразу пропадало все обаяние. Однако он хорошо смотрелся в профиль, и мы старались именно такую магию образа сохранить. А вот Пятачок нашелся практически сразу. Я сказал: «У него тоненькая-тоненькая шейка, а сам он такой легкий, что не просто идет, а на сантиметр на два парит над землей». Винни-Пух у нас по первоначальному замыслу был лохматым, однако чтобы не умножать эти волосики на тысячу рисунков, пришлось его, как говорится, «побрить».

- Федор Савельевич, а вот если бы сейчас вы решили сделать фильм, о чем бы он был?

- Ну, сейчас я уже вряд ли решусь на такое дело. Все-таки мне уже перевалило за восемьдесят пять. А создание фильма сопряжено с огромными усилиями, причем не только творческими. Пусть уж теперь дерзают мои ученики. Я, кстати, до сих пор преподаю в студии «ШАР» («Школа Аниматоров России»). Правда, лежат у меня несколько сценариев. Иногда я их достаю, читаю, представляю, как и что можно сделать. Один из них называется «Семеро на одной метле». Из него мог бы получится полнометражный фильм часа на полтора. Его герои - два лоботряса, дети колдуньи, которые и сами немножко уже волшебники. И вот они однажды стащили автомобильный мотор, приладили его к метле колдуньи и полетели путешествовать, открывать новые земли... Другой сценарий называется «Продается земля», его мне подсказал покойный Аркадий Стругацкий. В этой истории Земля является частной собственностью, ее можно продать кому угодно, и вот какие-то инопланетяне начинают ее скупать. Согласитесь, в свете всех последних разговоров о продаже земли в нашей стране тема весьма актуальная.

- В последнее время экраны телевизоров заполонили низкопробные зарубежные мультсериалы. Отечественных фильмов создается все меньше. Есть ли у российской анимации будущее?

- Вы знаете, я уверен, что мы себя еще покажем. Да, сегодня дешевле сдублировать «мыло», чем сделать что-нибудь свое. Но зритель от этих низкопробных поделок уже устал. Правда, тревожно, что растет поколение, которое эти поделки воспринимает как норму, которое ничего другого не видело. И все же я надеюсь на лучшее, тем более что, как мне кажется, самое трудное время наша страна уже пережила…

(Беседовал Андрей УЛЬЯНОВ)

 

Созмультпроект

Команда 14 2005