основное |
история |
рейтинг |
режисёры |
психологи |
юбилей |
игротека |
музыка |
ресурсы |
|
|
|||||||||
|
|||||||||
![]() |
|||||||||
Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое... |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Заключение Эдуард
Успенский: "Кто должен воспитывать
новое поколение? Не требуйте этого от
детских писателей. Требуйте от
телевидения. В заявке на регистрацию
телеканала есть пункт, согласно
которому в его программе должны быть
передачи для детей (вот вам и забота
государства!). Канал отделывается одним-двумя
мультиками, которые показывает на заре
или глубокой ночью. Телевидение катится
в пропасть. Смотреть страшно: восемь
детективов с убийствами в день. Что
может сделать какая-то двадцатиминутная
детская программа, если идет такой
мощный процесс развращения страны? С
экрана льются жестокость и глупость.
Отдельные программы можно смотреть, но
все остальные "окна", "стирки" -
кузница пошлости. Чем пошлее - тем выше
рейтинг, и этим каналы гордятся. Надо
срочно восстанавливать пионерские и
трудовые лагеря. Это, на мой взгляд,
очень интересная и полезная вещь. Можно
сделать детское телеграфное агентство,
которое я давно собирался организовать,
еще в советское время, всероссийский
детский банк, чтобы дети каким-то
образом собирали средства и сами решали,
куда их направлять. Опасно только, что у
нас эти замыслы моментально
обюрокрачиваются и превращаются в свою
полную противоположность. Трудно
не согласиться с тем, что мультфильмы
оказывают огромное влияние на наших
детей. У малышей еще нет жизненного
опыта и необходимых знаний, весь мир они
познают через зрительные образы и
ощущения. И мультфильмы, языком этих
самых зрительных образов, ярких и
запоминающихся,усиленных музыкальным
сопровождением могут донести до
детского сознания множество информации
как позитивной, так и негативной…
Проблема заключается не в мультфильмах
как таковых, а в том, что и как в них
преподносится. Нет смысла в очередной
раз рассказывать страшные истории о
покемонах, трансформерах, черепашках-нинзях
и других героях американских и японских
мультсериалов. Каждый здравомыслящий
родитель должен сам сделать свой выбор,
осознав, что жестокость и насилие на
экране порождает точно такую же модель
поведения и в жизни. Малыш как губка
впитывает то, что видит по телевизору. Он
еще не умеет отличить вымысел от
реальности. Для него все герои абсолютно
живые и настоящие. И именно их он будет
копировать в своем поведении,
интонациях, играх. За границей на
кассетах с мультфильмом “Том и Джерри”
часто ставят маркировку: “Для детей
старше 6 лет”. Психологи однозначны в
своих выводах: этот мультик и подобные
ему искажают реальность, приводят к
своеобразному перекосу детского
сознания. Еще бы! Малыш воспринимает как
должное и естественное, что с кота можно
содрать шкуру, а он будет при этом не
только жив, но и весел. Или мышку можно
ударить по голове, взорвать, отравить, а
она останется неуязвимой, продолжая
строить козни несчастному Тому. Можно
привести совершенно реальный пример из
жизни. Знакомая мама однажды застала
своих пятилетних детей-двойняшек за тем,
что они методично колотили друг друга по
голове подручными предметами, а на
экране то же самое проделывали друг с
другом Том и Джерри. Комментарии излишни…
Почти каждый отечественный мультфильм
– это маленькая притча, где далеко не
все лежит на поверхности. Многое
остается как бы за кадром, заставляет
задуматься, посмотреть иначе на себя и
свои поступки. Говорят, что взрослые,
которые любят смотреть мультфильмы –
самые добрые люди на Земле. Это в полной
мере можно отнести к отечественной
мультипликации. Здесь все события
происходят в светлом, понимающем мире,
несут в себе заряд тепла, любви,
позитивной энергии. Каждый персонаж
индивидуален и неповторим. Даже злые
герои часто становятся добрее, потому
что добро, участие, понимание – великая
сила, способная и самого злого крокодила
превратить в довольно симпатичное и
дружелюбное существо (“Птичка Тари”). Понаблюдайте
за крохой, который смотрит хороший
мультфильм. На его лице – весь шквал
эмоций и переживаний. Вот он смеется
вместе с героем, вот хмурит бровки,
сопереживая и жалея, вот повторяет слова
знакомой песенки… Добрые мультфильмы
имеют огромное воспитательное значение.
Они научат малыша дружить и
сочувствовать, помогать товарищам и
защищать слабого, быть щедрым и
великодушным, любить родителей и
бабушку с дедушкой, покажут выход из
многих непростых ситуаций, избавят от
детских страхов. В них маленький зритель
найдет еще одно подтверждение того, что
зло будет наказано, а добро всегда
восторжествует. Но, очень важно, не
оставлять малыша один на один с
телевизором. Первые несколько раз
просмотрите новую сказку вместе.
Обращайте внимание на заведомо
непонятные для крохи моменты,
объясняйте, почему герой поступил так, а
не иначе. Полезно дать возможность
малышу самому подумать над сюжетом и
определить кто прав, а кто нет, кто
поступил хорошо, а кто не очень и почему.
Обсуждая некоторые ситуации,
спрашивайте ребенка, что бы он сделал в
том или ином случае. Лучшее
время для мультиков – первая половина
дня. Не рекомендуется смотреть их перед
сном, особенно легковозбудимым малышам.
Вечером гораздо уместнее тихое чтение с
мамой в полутемной комнате. Старайтесь,
что бы ребенок не смотрел телевизор
больше получаса без перерыва, а если у
малыша проблемы со зрением, то и того
меньше. Длинный мультфильм разбейте на
“серии” и просмотрите в несколько “заходов”.
Так даже интереснее! Оптимальное
расстояние до экрана – два метра.
Желательно, что бы малыш находился прямо
перед телевизором, а не сбоку от него. Во
время просмотра нужно периодически
отводить глаза от экрана и смотреть в
течение нескольких секунд на близкие
предметы, например, на свои руки. Это
нужно для изменения фокусного
расстояния и снятия напряжения с глаз.
Если у малыша покраснели глазки или он
начинает тереть их ручками – значит,
пора заканчивать просмотр. Это верный
признак переутомления органа зрения. Иногда
родители впадают в крайности, позволяя
малышу помногу часов в день просиживать
перед телевизором. Плохо это по
нескольким причинам. Самая очевидная –
непосильная нагрузка на зрение и
нервную систему. Но гораздо опаснее
другое. Постепенно телевизор заменяет
малышу реальную жизнь. Если с крохой
активно занимаются родители, уделяют
ему много времени, играют в интересные
игры, он никогда не станет телеманом. Для
него мультфильм, а, позднее и другие
телепередачи не больше, чем приятное
дополнение к жизни, но не сама жизнь.
Реальное для него гораздо интереснее,
ярче, красочнее, чем самое захватывающее
вымышленное. И главная “прививка” от “телемании”
– умеренный просмотр мультфильмов в
раннем детстве и максимум внимания со
стороны родителей. Непонятна
и другая крайность – полный отказ от
мультфильмов. Как уже упоминалось,
мультики – мощный помощник в деле
воспитания крохи. И его не стоит
сбрасывать со счетов, нужно лишь
научиться пользоваться этим
инструментом грамотно. К тому же, малыш
живет не в вакууме. Он общается со
сверстниками, учится жить в коллективе,
и ему просто необходимо понимать, что
обсуждают его товарищи, в каких героев
они играют. Не стоит искусственно
отгораживать ребенка от жизни. Иногда
может быть полезным посмотреть и
мультфильм про какого-нибудь
Спайдермена, что бы малыш, выросший на
добрых историях мог сравнить и сам
сделать свой выбор. Плохие мультики тоже
развивают вкус, когда ложатся на заранее
подготовленную почву. Понятно, что
смотреть их нужно с непременными
комментариями взрослых и последующим
обсуждением. Существует
мнение, что просмотр мультфильмов
отбивает у детей желание слушать (а, в
старшем возрасте, и читать) книги. Ведь
здесь не нужно думать, напрягать
фантазию, представлять героев и
обстановку. Все это уже есть, только
смотри. Это не совсем так. Действительно,
мультфильмы навязывают малышу
определенный образ героя, но, вместе с
тем, дают огромное количество сюжетов
для игр, т.е. все равно развивают
фантазию. Часто, после просмотра
мультфильма, ребенок с удовольствием
послушает именно эту сказку, открыв для
себя, что книжка гораздо полнее и
интереснее. Полезно чередовать чтение
книг, мультфильмы, прослушивание
аудиосказок. Разумное сочетание этих
занятий принесет неоценимую пользу и
подскажет идеи для дальнейших игр и
творчества. Самое
простое – это проиграть с игрушками
сюжет, спеть песенки, еще раз
побеседовать о героях и их поступках. И
не беда, что в вашем игрушечном арсенале
нет “птички Тари”. Ее с успехом заменит,
например, цыпленок - “как будто бы”.
Такие игры развивают речь и фантазию,
учат малыша пересказывать сюжет,
помогают, как бы пропускать сказку через
себя, проживать ее, острее ощущать
ситуацию. Предложите крохе скопировать
кого-то из понравившихся персонажей. Как
он ходит, с какими интонациями говорит?
Поиграйте в игру “А что было бы, если…”
Например, Красная Шапочка не встретила
бы волка, или пришла бы в домик Бабушки
раньше… Или Буратино не продал бы
азбуку и отправился в школу…
Придумывайте продолжение историй,
добавляйте в сказку новых персонажей,
круто меняйте поворот сюжета… Многие
мультфильмы хороши для расширения
знаний о природе и окружающем мире.
Отлично прорисованные, натуральные
повадки зверей и птиц можно заметить в
лентах “Серая шейка”, “Оранжевое
горлышко”, “Крепыш”, “Мышонок Пик”, “Лесные
путешественники”. Добрые, трогательные
сюжеты не оставят малыша равнодушным к
“меньшим братьям”, научат более
бережному отношению к природе.
Мультфильм “Рикки-Тики-Тави” перенесет
кроху в мир индийских джунглей,
национальных орнаментов, характерной
музыки. Вот вам и прекрасный повод найти
на карте Индию, поговорить о ее природе,
культуре, животном мире. То же самое
можно сказать и о других экранизациях
сказок Р. Киплинга: “Слоненок”, “Как
появились броненосцы” и др. В первом
случае путешествуем в Африку, во втором
– в Южную Америку. А вместе с Умкой сразу
перенесемся на Северный полюс. Не правда
ли, Умка так похож на вашего малыша?
Такой же наивный, любопытный,немного
неуклюжий, но непосредственный и очень
милый… Мультфильмы
дают множество сюжетов и для творчества.
Можно нарисовать любимых героев,
вылепить их из пластилина или соленого
теста, сделать аппликацию или оригами,
смастерить поделку из природного
материала, даже вышить. Предложите
малышу нарисовать героя иначе, чем в
мультфильме, как он сам себе его
представляет. Вот где непростая задача
– отойти от привычного образа и создать
что-то свое. А еще лучше, если вы тоже
попытаетесь нарисовать своего
Чебурашку или Пятачка, а потом показать
крохе. Рисуйте или лепите домики для
мультгероев, мебель, одежду, еду, все, что
малышу будет интересно. Придумывайте
вместе новые игры, сочиняйте новые
сказки… (Юлия
Каспарова |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Созмультпроект |
Команда 14 2005 | ||||||||