основное 

история

рейтинг

режисёры

психологи

 юбилей

игротека

музыка

ресурсы

  главная

  заключение

древняя анимация

анимация

мультипликация

масяня

мировой

 популярные

лучшие

Котёночкин

Хитрук

Птушко

влияние

цитаты

Союзмультфильм

собери цветы

музыка

ссылки

Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое...

Александр Птушко

В конце 20-х гг. в Советском Союзе снова стали снимать кукольные фильмы. Энтузиастом объемной анимации был Юрий Александрович Меркулов (1901-1979). Позже он передал мастерскую А.Л. Птушко - конструктору кукол, работавшему у него. Птушко собрал вокруг себя почти всех мастеров, занимавшихся в СССР объемной мультипликацией, и создал первый полнометражный комбинир+ованный (живой актер и куклы) фильм "Новый Гулливер" (1935). Для работы над фильмом А. Птушко удалось объединить практически всех художников, работавших в области объемной мультипликации. И среди них И.Никитченко, С.Мокиль, Ф.Красный, Ю.Швец, Р.Гуров, оператор Н.Ренков.

Начав работу в кино в 1927 году конструктором кукол, Александр Птушко сразу увлекся экспериментами, снимая маленькие кукольные фильмы. Обладая неистощимой выдумкой, блестящими техническими способностями, он разработал ряд оригинальных шарнирных конструкций своих кукол и потом много усилий потратил на изучение выразительных возможностей их одушевления методом покадровой съемки. По одаренности, изобретательности и мастерству его можно сравнить с Владиславом Старевичем. Но, в отличие от Старевича, он не держал в секрете своих изобретений, напротив, щедро и весело передавал свой опыт другим художникам. Конструкции его кукол были настолько значительны и совершенны, что, по признанию Иржи Трнки, широко использовались чешскими мультипликаторами при постановке кукольных фильмов, принесших в 40-50-х годах мировую славу чехословацкой кинематографии.

Совместно с художником И.Никитченко и оператором Н.Ренковым А.Птушко разработал методы комбинированной съемки, объединяющей в одном кадре реальную среду и живых актеров с мультипликационными куклами. Эти успешные опыты и подали ему идею создания большого (2200 м) комбинированного фильма "Новый Гулливер". Успех на долю фильма выпал необычайный. Пресса писала о нем как о явлении выдающемся не только для советской, но и для всей мировой кинематографии. Фильм прежде всего поражал изумительными достоинствами игры кукол, грандиозностью массовых сцен, где участвовали буквально сотни кукольных персонажей. Особенно зрителей восхищала масштабность постановки сцен при одновременном участии в них кукол-лилипутов и "живого" актера, исполняющего роль Гулливера.

Здесь Птушко просто превзошел самого себя. Он действительно творил чудеса. Мне понятен успех этого фильма в Америке. То, что не удалось в свое время в полной художественной мере достичь Диснею при постановке фильма "Алиса в стране чудес", с блеском выполнил Александр Птушко.

Смелая, оригинальная сатира на современное капиталистическое общество, выполненная средствами острого гротеска в сочетании с интересной образной игрой кукольных персонажей, составляет главное достоинство фильма. Я всегда считал А.Птушко талантливым самородком, большим умельцем, подлинным мастером - золотые руки в кукольном деле и в комбинированных трюковых съемках. Уже в "Гулливере" он применил столько новых, оригинальных приемов съемки, создал столько занимательных конструкций и приспособлений, что ими до сего времени пользуются на кукольных студиях нашей страны, на них часто ссылаются во время занятий со студентами на операторском факультете ВГИКа по курсу "Комбинированные съемки".

А ведь это еще не все. Александр Птушко впервые ввел в звуковую часть фильма довольно интересный прием. При записи актеров на роли кукол-лилипутов он, изменяя частоты прохождения звука в момент записи, сознательно изменял тембр живой речи актера, доводя его до предельно высокого, почти пискливого звучания, добиваясь характерного "кукольного" голоса персонажей. Это было необычно и создавало волнующий эффект, особенно в сценах диалога актера-Гулливера с куклами-лилипутами.

Подлинная творческая смелость, невероятная изобретательность и огромное трудолюбие, вложенные в постановку фильма "Новый Гулливер", полностью себя оправдали и принесли Птушко мировой успех. В этом успехе есть большая заслуга Г.Рошаля, написавшего в тесном контакте с А.Птушко интересный сценарий.

Успех "Нового Гулливера" позволил объединению объемной мультипликации при киностудии "Мосфильм" ежегодно выпускать по нескольку короткометражных фильмов, постановку которых осуществляли ближайшие сотрудники Птушко - С.Мокиль, М.Бендерская, И.Кадочников, В.Левандовский и другие.

Сам Птушко в 1937 году выпустил любопытный трехчастевый цветной фильм "Сказка о рыбаке и рыбке" по произведению А. Пушкина, талантливо оформленный известным палехским художником П. Баженовым. В следующем году Александр Птушко ставит полнометражный фильм "Золотой ключик", насыщенный разнообразными элементами трюковой комбинированной съемки. Мультипликация в этом фильме играла уже менее значительную роль. В ней не было таких грандиозных массовых сцен, как в "Гулливере", но натурная и мультипликационная съемки ловко соединялись в единое целое. В этом фильме ярко проявилось умение Птушко пользоваться комбинированными съемками. Мастерству комбинированных съемок в этом фильме удивлялись не только рядовые зрители, но и многие специалисты. Недаром же "Золотой ключик" в дальнейшем стал "настольной книгой", наглядным пособием не только для операторов комбинированных съемок, но и для всех любителей мультипликации. После этого фильма, к нашему великому сожалению, Александр Птушко уходит из мультипликации, целиком переключаясь на постановку художественных картин.

После ухода Птушко, по сути дела, распался и коллектив работников объемной мультипликации, чтобы заново возродиться лишь много лет спустя, в середине 50-х годов, но уже не на "Мосфильме", а под маркой студии Союзмультфильм".

 

 

Созмультпроект

Команда 14 2005