основное |
история |
рейтинг |
режисёры |
психологи |
юбилей |
игротека |
музыка |
ресурсы |
|
|
|||||||||
|
|||||||||
![]() |
|||||||||
Когда перестаешь любить мультики - значит, взрослеешь. А когда начинаешь смотреть их вновь, то окончательно повзрослел. Настолько, что открываешь что-то новое... |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Александр Птушко В
конце 20-х гг. в Советском Союзе снова
стали снимать кукольные фильмы.
Энтузиастом объемной анимации был Юрий
Александрович Меркулов (1901-1979). Позже он
передал мастерскую А.Л. Птушко -
конструктору кукол, работавшему у него.
Птушко собрал вокруг себя почти всех
мастеров, занимавшихся в СССР объемной
мультипликацией, и создал первый
полнометражный комбинир+ованный (живой
актер и куклы) фильм "Новый Гулливер"
(1935). Для работы над ф Начав
работу в кино в 1927 году конструктором
кукол, Александр Птушко сразу увлекся
экспериментами, снимая маленькие
кукольные фильмы. Обладая неистощимой
выдумкой, блестящими техническими
способностями, он разработал ряд
оригинальных шарнирных конструкций
своих кукол и потом много усилий
потратил на изучение выразительных
возможностей их одушевления методом
покадровой съемки. По одаренности,
изобретательности и мастерству его
можно сравнить с Владиславом Старевичем.
Но, в отличие от Старевича, он не держал в
секрете своих изобретений, напротив,
щедро и весело передавал свой опыт
другим художникам. Конструкции его
кукол были настолько значительны и
совершенны, что, по признанию Иржи Трнки,
широко использовались чешскими
мультипликаторами при постановке
кукольных фильмов, принесших в 40-50-х
годах мировую славу чехословацкой
кинематографии. Совместно
с художником И.Никитченко и оператором Н.Ренковым
А.Птушко разработал методы
комбинированной съемки, объединяющей в
одном кадре реальную среду и живых
актеров с мультипликационными куклами.
Эти успешные опыты и подали ему идею
создания большого (2200 м)
комбинированного фильма "Новый
Гулливер". Успех на долю фильма выпал
необычайный. Пресса писала о нем как о
явлении выдающемся не только для
советской, но и для всей мировой
кинематографии. Фильм прежде всего
поражал изумительными достоинствами
игры кукол, грандиозностью массовых
сцен, где участвовали буквально сотни
кукольных персонажей. Особенно зрителей
восхищала масштабность постановки сцен
при одновременном участии в них кукол-лилипутов
и "живого" актера, исполняющего
роль Гулливера. Здесь
Птушко просто превзошел самого себя. Он
действительно творил чудеса. Мне
понятен успех этого фильма в Америке. То,
что не удалось в свое время в полной
художественной мере достичь Диснею при
постановке фильма "Алиса в стране
чудес", с блеском выполнил Александр
Птушко. Смелая,
оригинальная сатира на современное
капиталистическое общество,
выполненная средствами острого
гротеска в сочетании с интересной
образной игрой кукольных персонажей,
составляет главное достоинство фильма.
Я всегда считал А.Птушко талантливым
самородком, большим умельцем, подлинным
мастером - золотые руки в кукольном деле
и в комбинированных трюковых съемках.
Уже в "Гулливере" он применил
столько новых, оригинальных приемов
съемки, создал столько занимательных
конструкций и приспособлений, что ими до
сего времени пользуются на кукольных
студиях нашей страны, на них часто
ссылаются во время занятий со
студентами на операторском факультете
ВГИКа по курсу "Комбинированные
съемки". А
ведь это еще не все. Александр Птушко
впервые ввел в звуковую часть фильма
довольно интересный прием. При записи
актеров на роли кукол-лилипутов он,
изменяя частоты прохождения звука в
момент записи, сознательно изменял
тембр живой речи актера, доводя его до
предельно высокого, почти пискливого
звучания, добиваясь характерного "кукольного"
голоса персонажей. Это было необычно и
создавало волнующий эффект, особенно в
сценах диалога актера-Гулливера с
куклами-лилипутами. Подлинная
творческая смелость, невероятная
изобретательность и огромное
трудолюбие, вложенные в постановку
фильма "Новый Гулливер", полностью
себя оправдали и принесли Птушко
мировой успех. В этом успехе есть
большая заслуга Г.Рошаля, написавшего в
тесном контакте с А.Птушко интересный
сценарий. Успех
"Нового Гулливера" позволил
объединению объемной мультипликации
при киностудии "Мосфильм" ежегодно
выпускать по нескольку
короткометражных фильмов, постановку
которых осуществляли ближайшие
сотрудники Птушко - С.Мокиль, М.Бендерская,
И.Кадочников, В.Левандовский и другие. Сам
Птушко в 1937 году выпустил любопытный
трехчастевый цветной фильм "Сказка о
рыбаке и рыбке" по произведению А.
Пушкина, талантливо оформленный
известным палехским художником П.
Баженовым. В следующем После
ухода Птушко, по сути дела, распался и
коллектив работников объемной
мультипликации, чтобы заново
возродиться лишь много лет спустя, в
середине 50-х годов, но уже не на "Мосфильме",
а под маркой студии Союзмультфильм".
|
|||||||||
![]() |
|||||||||
Созмультпроект |
Команда 14 2005 | ||||||||