|
|
|
|
|
Школьные
лесничества
В 1964 году в Советском Союзе возникло движение школьных лесничеств.
Юные друзья леса оказывали огромную помощь взрослым лесоводам, на
их счету тысячи полезных дел.
В настоящее время повсеместно возрождаются школьные
лесничества, ведь проблема восстановления российских лесов, пострадавших
от рубок и пожаров, нуждается в решении во всех уголках России.
Прежде всего, школьное лесничество — это объединение
школьников, увлечённых единым делом — изучением природы, выращиванием
и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи
лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ
приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим
наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах
поможет вам выбрать жизненный дальнейший путь?
Как создать
школьное лесничество
|
В
деятельности лесничества желательно использовать следующие организационные
принципы: добровольность вступления, обязательность участия вступившего
в делах лесничества, самоуправление учеников. А также отсутствие авторитарности.
Каждый учащийся — личность, несущая персональную ответственность за
порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать
при этом мнение коллектива. Дискуссии должны строиться на аргументах
и логике. Нет абсолютного авторитета, знающего всё обо всём.
Чёткость
и конкретность в планировании работ. Невозможно браться одновременно
за все работы, существует опасность не доделать ни одно из начатых
дел.
|
|
Разнообразие
форм работы. В лесничестве работают школьники с различными
интересами, поэтому нужно развивать разнообразные
секторы (кружки), которые могут развить их творческий потенциал. Склонные
к работе с животными занимаются в биокомплексе, артистичные
— в «Экологическом театре», сильные — в секторе борьбы с браконьерством,
а склонные к науке, логической
деятельности занимаются в «Малой академии».
Поощрение лучших. Активность и творческий
подход должны поощряться.
Чем больше творческих людей принимает участие в работе, тем ярче и
интересней будет результат. Следовательно, необходима система поощрения
и широкой огласки достигнутых результатов (стенды, газеты, радио,
телевидение).
Сочетание
труда и отдыха. Этот принцип должен соблюдаться на каждом
уровне работы. Клубы выходного дня, дискуссионные вечера, совместные
турпоходы не только сплачивают коллектив, но и способствуют передаче
знаний и опыта.
Перспективность
(непрерывный рост). Решив простую задачу, нужно развиваться
дальше, усложняя цели.
Работа школьного лесничества — это не эпизодические мероприятия,
а целостная, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой,
исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся.
В этом случае традиции сплачивают старших и младших учеников в единый
коллектив, быстрее формируется неформальное общение, каждый находит
свое место в деле охраны природы. В то же время экологическое объединение
способствует индивидуальному развитию и становлению личности не только
самостоятельно думающей и действующей, но и согласовывающей свои действия
с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей
и способной оказать поддержку своим
товарищам.
|
|
Для успешной жизни на Земле, научиться жить в гармонии
с Природой, знать и уважать ее законы. Кодекс любого члена школьного
лесничества опирается на принцип равенства всех живых существ на этой
планете. Всё живое имеет право на жизнь и возможность развиваться
естественным путем.
Лучшая
помощь — невмешательство и устранение вмешательств в жизнь любой экосистемы.
Любая
работа должна быть сделана грамотно, поэтому образование, самообразование
— первый и самый важный шаг для любого дела.
Среди
членов лесничества главный лозунг — сделай как я, сделай лучше меня
(а не как я сказал...).
|
Мыслить
глобально, действовать — локально. Знания должны быть обширными,
тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации
задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ
и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно.
По
различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость
в помощи профессиональных лесников из Лесного агентства, районных
лесничеств, региональных органов Министерства природных ресурсов (Управлений
по надзору в сфере природопользования), также в помощи землевладельцев
и местных органов самоуправления. Если какая-либо организация готова
оказывать помощь школьному лесничеству, то это может только приветствоваться,
однако любая оказываемая поддержка сторонней организации должна отражаться
в документах, чтобы в дальнейшем избежать претензий с чьей-либо стороны.
|
Осуществления
на практике принципа самостоятельности органом управления должен быть
Совет лесничества, который выбирается из членов школьного лесничества.
Руководитель лесничества не должен подменять Совет и
решения собраний. Его роль — быть куратором, помощником, советником.
Вся работа лесничества требует высокой дисциплинированности и сознательного
отношения к труду. Желательно чаще проводить соревнования групп (секторов)
и награждать лучших. Ребята с интересом работают, если видят результаты
своего труда, а главное — полезность, востребованность их усилий.
Очень важны традиции, которые формируются в каждом лесничестве. В
этом случае руководитель обязан всячески их поддерживать, являться
носителем традиций. У членов лесничества есть своя атрибутика — знамя,
печать, значки, медали. Символика на них разработана школьниками.
|
|
Школьное
лесничество — это клуб единомышленников, объединенных главной идеей:
самая священная цель — сохранение дикой природы, без которой невозможен
не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека.
Главная задача человечества — прекратить чудовищную экспансию, направленную
на уничтожение самой.
Лесничество может быть создано учителями или директором школы, когда
предлагается набрать школьников для проведения внеклассных работ по
интересам, расширения кругозора школьников, оказания помощи в сохранении
близлежащих лесов и озеленении территории населённого пункта. Это
называется инициативой «сверху». Инициатива «снизу» — это когда школьникам
надоедает бить фонари и заниматься всякой чепухой, они сами объединяются
в группу и просят учителя, которому доверяют, оказать поддержку в
создании школьного лесничества, и обратится с таким предложением к
дирекции школы.
Какие документы необходимо подготовить для создания
и оформления школьного лесничества?
Прежде всего, необходим «Устав» школьного лесничества. Как и любая
организация, лесничество работает по определённым правилам, которые
регламентируют работу отдельных членов, способы управления лесничеством,
определяют цели и задачи работы. Правила создания лесничества, порядок
управления его членами, система выборов руководства, система поощрений
и контроля за работой расписаны в Уставе школьного лесничества.
|
|
Другими
документами являются распоряжение
или приказ директора о создании лесничества и выделении времени использования
кабинета для внеклассной работы. При подготовке положения о школьном
лесничестве можно менять любые пункты данного шаблона по согласованию
с дирекцией школы, районным лесничеством или лесохозяйственным предприятием,
которое берет шефство над этой организацией.
|
Дополнительно
заключается Договор с лесничеством или лесхозом, в котором оговариваются
условия работы школьников в лесу, выделенные им участки, способы оплаты
работ и обязанности руководителей лесхоза по оказанию консультативной
помощи и закреплению куратора.
Высшим органом руководства школьным лесничеством является
общее собрание его членов, собираемое 2 раза в год. На собрании подводятся
итоги сделанной работы, награждаются лучшие члены, принимается план
работы на следующий год. На общем собрании выбирается Совет школьного
лесничества, который руководит деятельностью учащихся и согласовывает
все работы с кураторами. Совет состоит из лесничего, его помощника,
руководителей направлений (или мастеров леса), ответственного за культурно-массовую
работу (комиссара), представителей лесхоза и учителя — руководителя
лесничества. Совет проводит заседания не реже 1 раза в месяц, на которых
по каждому мероприятию обсуждается:
Что удалось?
Что не удалось и почему? Что необходимо сделать в следующем
месяце? В какие работы необходимо запланировать на будущее, чтобы
успеть подготовиться...
В школьных лесничествах работу учащихся можно разделить по секторам
(направлениям). У людей разные интересы — кому-то нравится сажать
лес, кому-то — изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники
и других лесных обитателей. Все члены лесничества обязаны заботиться
о природе, участвовать в работе лесничества, но это не значит, что
нельзя выбрать себе занятие по душе. Группы единомышленников со сходными
интересами формируют кружки, или секторы.
«БСБ» — борьба с браконьерством; «Исследователь», «Фауна» — изучение
растений и животных, их жизнедеятельности, распространения и т.д.;
«Лесовод», «Питомник», «Лесник» - выращивание растений в питомнике,
посадка леса и уход за ним; «Художественный», «Агитатор» и многие
другие исходя из фантазии и возможностей вашего коллектива.
|
|
1.
Лесной сектор. Работа лесного сектора непосредственно
связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством
закрепляется лесная площадь, разделённая на участки — обходы (или
кварталы по данным лесоустройства), обходы закреплены за конкретным
лесником, под руководством которого члены школьного лесничества осуществляют
свою помощь лесу.
|
Члены лесного
сектора организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и
развешивают искусственные гнездовья, сажают деревья и кустарники,
очищают лес от мусора. Лесные бригады могут работать на питомниках
в лесхозах или на пришкольных питомниках лесничества.
2.
Сектор борьбы с браконьерством (БСБ). Сектор состоит из старшеклассников,
задача которых — помогать соответствующим организациям в борьбе с
браконьерством. Зимой проводятся целевые операции «Ёлочка», весной
— «Берёзовый сок» и «Первоцветы», «Нерест». В летний период особое
внимание уделяется охране лесных массивов от пожаров. Основная задача
этого сектора — не наказание виновных, а предупреждение нарушений,
информирование лесничеств и органов охраны природы о каких-либо факторах,
представляющих угрозу природным объектам, разъяснительная работа среди
населения о правилах поведения на природе.
3. Биологический центр. Учащиеся изучают жизнь животных и растений,
ухаживают за ними. Биоцентр может стать ветеринарной клиникой, в которую
несут раненых животных и оставшихся без родителей детенышей. Если
это возможно, то вылеченное животное отпускается в природу, но надо
быть готовым к тому, что большинство пациентов станут постоянными
обитателями центра. Здесь может вестись работа по паспортизации и
ограждению муравейников, спасению рыбы от зимних заморов и многое
другое.
4. Сектор экологического просвещения. Задачи этого сектора
включают в себя проведение экологических занятий в младших классах,
экологических игр в детских садах, Можно проводить открытые занятия
перед учителями школы, родителями, организовывать природоохранные
акции в своем городе, вести экологическую рубрику в местных газетах
и даже на телевидении.
5. Экологический театр. Состоит из учащихся,
склонных к артистичности. Сценарии пишутся по произведениям писателей
или самостоятельно. Одна из главных тематик — природоохранная.
6. Малая академия. Этот сектор помогает учащимся правильно
организовать исследования в природе V в
школьных лабораториях, проводит подготовку к олимпиадам и конкурсам.
Ведутся работы по изучению экологической обстановки в окрестностях
населённой пункта, на реках. Некоторые исследования могу! проводиться
совместно с научными организациями природоохранными службами.
Темы исследовательских работ могут быть самыми разнообразными.
К примеру: влияние на рост лесных культур различных агротехнических
приемов; наблюдение за ростом различных пород в разных почвенных условиях;
фенологические наблюдения за цветением и плодоношением деревьев и
кустарников; наблюдение за ростом и формированием широколиственных
пород под пологом лиственных насаждений; динамика развития травянистого
покрова на гарях и вырубках; выявление видового разнообразия животных
в лесных биотопах, выявление деревьев с дуплами, в которых поселяются
птицы и летучие мыши, и установка предупредительных табличек для их
сохранности.
Главное отличие — вы должны делать свою работу добровольно,
выбирать тему для исследования самостоятельно. Работа в лесничестве,
в том числе и учебно-познавательная, проводится во внеклассное время.
Кабинет школьного
лесничества должен выполнять три основные функции:
|
быть штаб-квартирой,
обучающим центром и способствовать распространению природоохранной
идеологии.
Для того чтобы каждый член школьного лесничества мог
своевременно получить информацию о проделанной работе и планирующихся
акциях, оборудуется доска объявлений. На стендах размещаются:
схема участков леса, закреплённых за лесничеством, другие наиболее
важные материалы. Это должны быть материалы о текущей работе лесничества,
помогающие в практической работе.
|
|
Не
менее важно оформлять стенгазеты о совместном отдыхе или проведенных
акциях. С одной стороны, приятные воспоминания сплачивают коллектив,
с другой, любой посторонний человек будет иметь представление о Вашей
работе.
Стенд лесничества, доска объявлений — самый насыщенный
по информативности уголок кабинета. Материалы на стенде могут вывешивать
учителя, члены Совета лесничества и любой член лесничества. Доска
объявлений — самый лучший способ для высказывания своих идей, передачи
информации и сообщений типа: «1 мая в сквере возле школы будем сажать
кустарники и деревья, которые привезут к 10 часам из лесничества;
кто желает участвовать — записывайтесь». После этого сообщения нужно
оставить место, чтобы желающие помочь могли записать свою фамилию,
тогда инициатор идеи будет точно знать, кто может ему помочь и сколько
лопат нести в сквер.
Наглядные пособия могут быть в виде макетов, образцов древесины или
других природных объектов, засушенных растений, рисунков, таблиц,
схем и т.д. Если вы решили сами изготовить наглядные пособия, то попросите
преподавателя помочь правильно сделать надписи и пояснения.
Можно составить гербарий растений леса на следующие темы: деревья,
кустарники, травы, лекарственные, съедобные, технические растения;
по морфологии растений — например, листья различной формы, характер
прикрепления к стеблю, жилкование, типы стеблей, цветков и соцветий.
Можно также приготовить наглядные пособия по различным
породам деревьев, древесина, коллекции сухих плодов и семян
местных древесных и кустарниковых пород, образцы объявления и отчеты
большим количеством непонятных, а повреждений древесины и листьев
насекомыми. На каждом зачастую препарате или коллекции должна быть
этикетка с указанием, даты сбора и названия представленного объекта.
В последнее время, чтобы избегать уничтожения растений
и насекомых (особенно редких) в оформлении, используются рисунки
и фотографии. Хорошая фотография более полно передает облик живого
объекта, чем его высушенное тельце. Можно организовывать фотовыставки
и выставки рисунков выставки рисунков. Они могут быть не только школьными,
но и размещаться в сельских советах, районных и областных администрациях
и прочих организациях. В кабинете школьного лесничества необходимо
иметь библиотеку из книг по лесоведению, лесоводству,
экологии и смежным дисциплинам.
Не лишним было бы ведение летописи школьного лесничества,
что способствует преемственности поколений.
|
|
Проект
создан
объединённой командой №3:
ЦДО "Созвездие", г. Воронеж, Павловская станция юных натуралистов, Кантемировский
лицей.
|
|