Главная

Как выбрать профессию?

Классификация
профессий

Профессия - лесничий

Интервью лесничего

Как стать лесничим?

Школьные
лесничества

История лесного
хозяйства России

Леса России

Леса Воронежа

Лесные пожары

Дары леса

Лесная лира

Библиотека

Галерея

 
Школьные лесничества

   В 1964 году в Советском Союзе возникло движение школьных лесничеств. Юные друзья леса оказывали огромную помощь взрослым лесоводам, на их счету тысячи полезных дел.

   В настоящее время повсеместно возрождаются школьные лесничества, ведь проблема восстановления российских лесов, пострадавших от рубок и пожаров, нуждается в решении во всех уголках России.

   Прежде всего, школьное лесничество — это объединение школьников, увлечённых единым делом — изучением природы, выращиванием и посадкой лесных растений, охраной лесных участков, оказанием помощи лесничествам в охране и благоустройстве леса. Это также и способ приобретения знаний по биологии, географии, экологии и многим другим наукам. Кто знает, ведь, может быть, именно работа в школьных лесничествах поможет вам выбрать жизненный дальнейший путь?

Как создать школьное лесничество

 

     В деятельности лесничества желательно использовать следующие организационные принципы: добровольность вступления, обязательность участия вступившего в делах лесничества, самоуправление учеников. А также отсутствие авторитарности. Каждый учащийся — личность, несущая персональную ответственность за порученное ей дело; он должен уметь отстаивать свою позицию и уважать при этом мнение коллектива. Дискуссии должны строиться на аргументах и логике. Нет абсолютного авторитета, знающего всё обо всём.

     Чёткость и конкретность в планировании работ. Невозможно браться одновременно за все работы, существует опасность не доделать ни одно из начатых дел.

     Разнообразие форм работы. В лесничестве работают школьники с различными   интересами,    поэтому нужно развивать разнообразные секторы (кружки), которые могут развить их творческий потенциал. Склонные к работе с животными занимаются в биокомплексе,  артистичные — в «Экологическом театре», сильные — в секторе борьбы с браконьерством, а склонные   к   науке,    логической деятельности занимаются в «Малой академии».
   Поощрение лучших. Активность и творческий подход   должны   поощряться.
Чем больше творческих людей принимает участие в работе, тем ярче и интересней будет результат. Следовательно, необходима система поощрения и широкой огласки достигнутых результатов (стенды, газеты, радио, телевидение).

   Сочетание труда и отдыха. Этот принцип должен соблюдаться на каждом уровне работы. Клубы выходного дня, дис­куссионные вечера, совместные турпоходы не только сплачивают коллектив, но и способствуют передаче знаний и опыта.

   Перспективность (непрерывный рост). Решив простую задачу, нужно развиваться дальше, усложняя цели.
   Работа школьного лесничества — это не эпизодические мероприятия, а целостная, спланированная круглогодичная система учебной, трудовой, исследовательской, просветительской и культурной деятельности учащихся. В этом случае традиции сплачивают старших и младших учеников в единый коллектив, быстрее формируется неформальное общение, каждый находит свое место в деле охраны природы. В то же время экологическое объединение способствует индивидуальному развитию и становлению личности не только самостоятельно думающей и действующей, но и согласовывающей свои действия с коллективом, умеющей привлечь к своей деятельности других людей и  способной  оказать  поддержку  своим  товарищам.

 

     Для успешной жизни на Земле, научиться жить в гармонии с Природой, знать и уважать ее законы. Кодекс любого члена школьно­го лесничества опирается на принцип равенства всех живых существ на этой планете. Всё живое имеет право на жизнь и возможность развиваться  естественным путем.
     Лучшая помощь — невмешательство и устранение вмешательств в жизнь любой экосистемы.
     Любая работа должна быть сделана грамотно, поэтому образование, самообразование — первый и самый важный шаг для любого дела.
     Среди членов лесничества главный лозунг — сделай как я, сделай лучше меня (а не как я сказал...).

     Мыслить глобально, действовать — локально. Знания должны быть обширными, тогда проще наметить самый правильный и эффективный путь для реализации задуманного, а вот действовать необходимо с учётом тех объёмов работ и на той территории, которые вам под силу реализовать самостоятельно.

     По различным вопросам работы школьного лесничества возникает необходимость в помощи профессиональных лесников из Лесного агентства, районных лесничеств, региональных органов Министерства природных ресурсов (Управлений по надзору в сфере природопользования), также в помощи землевладельцев и местных органов самоуправления. Если какая-либо организация готова оказывать помощь школьному лесничеству, то это может только приветствоваться, однако любая оказываемая поддержка сторонней организации должна отражаться в документах, чтобы в дальнейшем избежать претензий с чьей-либо стороны.

     Осуществления на практике принципа самостоятельности органом управления должен быть Совет лесничества, который выбирается из членов школьного лесничества.
   Руководитель лесничества не должен подменять Совет и решения собраний. Его роль — быть куратором, помощником, советником. Вся работа лесничества требует высокой дисциплинированности и сознательного отношения к труду. Желательно чаще проводить соревнования групп (секторов) и награждать лучших. Ребята с интересом работают, если видят результаты своего труда, а главное — полезность, востребованность их усилий. Очень важны традиции, которые формируются в каждом лесничестве. В этом случае руководитель обязан всячески их поддерживать, являться носителем традиций. У членов лесничества есть своя атрибутика — знамя, печать, значки, медали. Символика на них разработана школьниками.

   Школьное лесничество — это клуб единомышленников, объединенных главной идеей: самая священная цель — сохранение дикой природы, без которой невозможен не только прогресс человеческой цивилизации, но и сама жизнь человека. Главная задача человечества — прекратить чудовищную экспансию, направленную на уничтожение самой.

   Лесничество может быть создано учителями или директором школы, когда предлагается набрать школьников для проведения внеклассных работ по интересам, расширения кругозора школьников, оказания помощи в сохранении близлежащих лесов и озеленении территории населённого пункта. Это называется инициативой «сверху». Инициатива «снизу» — это когда школьникам надоедает бить фонари и заниматься всякой чепухой, они сами объединяются в группу и просят учителя, которому доверяют, оказать поддержку в создании школьного лесничества, и обратится с таким предложением к дирекции школы.

   Какие документы необходимо подготовить для создания и оформления школьного лесничества?

   Прежде всего, необходим «Устав» школьного лесничества. Как и любая организация, лесничество работает по определённым правилам, которые регламентируют работу отдельных членов, способы управления лесничеством, определяют цели и задачи работы. Правила создания лесничества, порядок управления его членами, система выборов руководства, система поощрений и контроля за работой расписаны в Уставе школьного лесничества.

   Другими   документами   являются   распоряжение   или приказ директора о создании лесничества и выделении времени использования кабинета для внеклассной работы. При подготовке положения о школьном лесничестве можно менять любые пункты данного шаблона по согласованию с дирекцией школы, районным лесничеством или лесохозяйственным предприятием, которое берет шефство над этой организацией.

   Дополнительно заключается Договор с лесничеством или лесхозом, в котором оговариваются условия работы школьников в лесу, выделенные им участки, способы оплаты работ и обязанности руководителей лесхоза по ока­занию консультативной помощи и закреплению куратора.
   Высшим органом руководства школьным лесничеством является общее собрание его членов, собираемое 2 раза в год. На собрании подводятся итоги сделанной работы, награждаются лучшие члены, принимается план работы на следующий год. На общем собрании выбирается Совет школьного лесничества, который руководит деятельностью учащихся и согласовывает все работы с кураторами. Совет состоит из лесничего, его помощника, руководителей направлений (или мастеров леса), ответственного за культурно-массовую работу (комиссара), представителей лесхоза и учителя — руководителя лесничества. Совет проводит заседания не реже 1 раза в месяц, на которых по каждому мероприятию обсуждается:

 Что удалось?  Что не удалось и почему?  Что необходимо сделать в следующем месяце? В какие работы необходимо запланировать на будущее, чтобы успеть подготовиться...

   В школьных лесничествах работу учащихся можно разделить по секторам (направлениям). У людей разные интересы — кому-то нравится сажать лес, кому-то — изучать жизнь растений и животных или охранять муравейники и других лесных обитателей. Все члены лесничества обязаны заботиться о природе, участвовать в работе лесничества, но это не значит, что нельзя выбрать себе занятие по душе. Группы единомышленников со сходными интересами формируют кружки, или секторы.

   «БСБ» — борьба с браконьерством; «Исследователь», «Фауна» — изучение растений и животных, их жизнедеятельности, распространения и т.д.; «Лесовод», «Питомник», «Лесник» - выращивание растений в питомнике, посадка леса и уход за ним; «Художественный», «Агитатор» и многие другие  исходя из фантазии и возможностей вашего коллектива.

   1. Лесной сектор.   Работа лесного сектора непосредственно связана с уходом за лесом и лесоразведением. За школьным лесничеством закрепляется лесная площадь, разделённая на участки — обходы (или кварталы по данным лесоустройства), обходы закреплены за конкретным лесником, под руководством которого члены школьного лесничества осуществляют свою помощь лесу.

Члены лесного сектора организуют зимнюю подкормку птиц и зверей, изготавливают и развешивают искусственные гнездовья, сажают деревья и кустарники, очищают лес от мусора. Лесные бригады могут работать на питомниках в лесхозах или на пришкольных питомниках лесничества.

   2. Сектор борьбы с браконьерством (БСБ). Сектор состоит из старшеклассников, задача которых — помогать соответствующим организациям в борьбе с браконьерством. Зимой проводятся целевые операции «Ёлочка», весной — «Берёзовый сок» и «Первоцветы», «Нерест». В летний период особое внимание уделяется охране лесных массивов от пожаров. Основная задача этого сектора — не наказание виновных, а предупреждение нарушений, информирование лесничеств и органов охраны природы о каких-либо факторах, представляющих угрозу природным объектам, разъяснительная работа среди населения о правилах поведения на природе.

   3. Биологический центр. Учащиеся изучают жизнь животных и растений, ухаживают за ними. Биоцентр может стать ветеринарной клиникой, в которую несут раненых животных и оставшихся без родителей детенышей. Если это возможно, то вылеченное животное отпускается в природу, но надо быть готовым к тому, что большинство пациентов станут постоянными обитателями центра. Здесь может вестись работа по паспортизации и огражде­нию муравейников, спасению рыбы от зимних заморов и многое другое.

   4.  Сектор экологического просвещения. Задачи этого сектора включают в себя проведение экологических занятий в младших классах, экологических игр в детских садах, Можно проводить открытые занятия перед учителями школы, родителями, организовывать природоохранные акции в своем городе, вести экологическую рубрику в местных газетах и даже на телевидении.

   5.  Экологический театр.  Состоит из учащихся,  склонных к артистичности. Сценарии пишутся по произведениям писателей или самостоятельно. Одна из главных тематик — природоохранная.

   6. Малая академия. Этот сектор помогает учащимся правильно организовать исследования в природе V в школьных лабораториях, проводит подготовку к олимпиадам и конкурсам. Ведутся работы по изучению экологической обстановки в окрестностях населённой пункта, на реках. Некоторые исследования могу! проводиться совместно с научными организациями  природоохранными службами.

   Темы исследовательских работ могут быть самыми разнообразными. К примеру: влияние на рост лесных культур различных агротехнических приемов; наблюдение за ростом различных пород в разных почвенных условиях; фенологические наблюдения за цветением и плодоношением деревьев и кустарников; наблюдение за ростом и формированием широколиственных пород под пологом лиственных насаждений; динамика развития травянистого покрова на гарях и вырубках; выявление видового разнообразия животных в лесных биотопах, выявление деревьев с дуплами, в которых поселяются птицы и летучие мыши, и установка предупредительных табличек для их сохранности.

   Главное отличие — вы должны делать свою работу добровольно, выбирать тему для исследования самостоятельно. Работа в лесничестве, в том числе и учебно-познавательная, проводится во внеклассное время.

Кабинет школьного лесничества должен выполнять три основные функции:

быть штаб-квартирой, обучающим центром и способствовать распространению природоохранной идеологии.
   Для того чтобы каждый член школьного лесничества мог своевременно получить информацию о проделанной работе и планирующихся акциях, оборудуется доска объявлений.    На стендах размещаются: схема участков леса, закреплённых за лесничеством, другие наиболее важные материалы. Это должны быть материалы о текущей работе лесничества, помогающие в практической работе.

   Не менее важно оформлять стенгазеты о совместном отдыхе или проведенных акциях. С одной стороны, приятные воспоминания сплачивают коллектив, с другой, любой посторонний человек будет иметь представление о Вашей работе.
   Стенд лесничества, доска объявлений — самый насыщенный по информативности уголок кабинета. Материалы на стенде могут вывешивать учителя, члены Совета лесничества и любой член лесничества. Доска объявлений — самый лучший способ для высказывания своих идей, передачи информации и сообщений типа: «1 мая в сквере возле школы будем сажать кустарники и деревья, которые привезут к 10 часам из лесничества; кто желает участвовать — записывайтесь». После этого сообщения нужно оставить место, чтобы желающие помочь могли записать свою фамилию, тогда инициатор идеи будет точно знать, кто может ему помочь и сколько лопат нести в сквер.

   Наглядные пособия могут быть в виде макетов, образцов древесины или других природных объектов, засушенных растений, рисунков, таблиц, схем и т.д. Если вы решили сами изготовить наглядные пособия, то попросите преподавателя помочь правильно сделать надписи и пояснения.

   Можно составить гербарий растений леса на следующие темы: деревья, кустарники, травы, лекарственные, съедобные, технические растения; по морфологии растений — например, листья различной формы, характер прикрепления к стеблю, жилкование, типы стеблей, цветков и соцветий. Можно также приготовить наглядные  пособия  по  различным породам деревьев, древесина, коллекции сухих плодов и  семян местных древесных и кустарниковых пород, образцы объявления и отчеты большим количеством непонятных, а повреждений древесины и листьев насекомыми. На каждом зачастую препарате или коллекции должна быть этикетка с указанием, даты сбора и названия представленного объекта.

   В последнее время, чтобы избегать уничтожения растений   и насекомых (особенно редких) в оформлении,  используются рисунки и фотографии. Хорошая фотография более полно передает облик живого объекта, чем его высушенное тельце. Можно организовывать фотовыставки и выставки рисунков выставки рисунков. Они могут быть не только школьными, но и размещаться в сельских советах, районных и областных администрациях и прочих организациях. В кабинете школьного лесничества необходимо иметь   библиотеку из книг по лесоведению, лесоводству, экологии и смежным  дисциплинам.

   Не лишним было бы ведение летописи школьного лесничества, что способствует преемственности поколений.


Проект создан объединённой командой №3: ЦДО "Созвездие", г. Воронеж, Павловская станция юных натуралистов, Кантемировский лицей.