|
Сергей
Левицкий
совершенствовался в технике
фотографирования в Париже.
Возвратившись в Петербург в 1849 году,
открыл дагеротипное заведение под
названием «Светопись». Спустя десять
лет снова переехал в Париж. В России о
нем писали: «Владеющий в Париже лучшим
фотографическим заведением, вполне
артистическим, завален и там работою. В
этом заведении приготовляется
ежедневно до 1500 карточек, и все же далеко
не все заказы удовлетворяются» («Фотограф»,
1864).
Как Диздери во Франции был
фотографом императора, так Левицкий в
России был фотографом царского двора.
Известный в Европе портретист в 1867 году
снова вернулся на родину, открыл в
Петербурге большое ателье, которым
руководил уже вместе с сыном Львом
Сергеевичем. Человек, всегда полный
энергии и замыслов, С. Л. Левицкий в 1878
году выступил одним из организаторов и
деятелей пятого, фотографического,
отдела Русского технического общества.
Много раз был членом жюри русских и
международных выставок фотографии.
Левицкий создал обширнейшую галерею
портретов. Их встречают читатели на
страницах книг по истории русской
литературы, искусства и науки. Их видят
на стендах посетители мемориальных и
литературных музеев, хотя часто и без
указания имени фотографа.
Еще в 1851 году Левицкий отправил на
Всемирную выставку в Париж серию
больших дагеротипных портретов и
групповых снимков, исполненных на
пластинках размером 30X40 и 24X30
сантиметров. И получил за них золотую
медаль.
Связанный с прогрессивной русской
интеллигенцией, Левицкий на дружеской
ноге был со многими писателями и
художниками. Большое количество
портретов русских писателей он выполнил
уже мокроколлодионным способом.
Портреты напечатаны в петербургском
иллюстрированном журнале В. М. Тамма «Русский
художественный листок». Среди них
широко известный ныне групповой портрет
Гончарова, Тургенева, Л. Толстого,
Григоровича, Дружинина и Островского,
исполненный в 1856 году. Этот снимок
четверть века спустя был воспроизведен
в журнале «Русская старина» с
сообщением, раскрывшим интересные
обстоятельства съемки. Со слов Левицкого объяснялось, что в группе совершенно случайно (по нездоровью) отсутствовал Н. А. Некрасов, а положение «вятского изгнанника М. Е. Салтыкова-Щедрина еще не настолько было тогда географически улучшено (после ссылки в Вятку), чтоб он мог занять свое место в этой группе» (Милюков, 1880). В дневнике Дружинина так описаны обстоятельства этого примечательного дня: «Среда 1856, 15 февраля. Утром по плану Толстого сошлись у Левицкого я, Тургенев, Григорович, Толстой, Островский, Гончаров. Утро в павильоне фотографическом, под кровлей, имело нечто интересное. Просматривали портреты свои и чужие, смеялись, беседовали и убивали время. Общая группа долго не давалась, наконец удалась по желанию» (Лакшин, 1976). Считались
ли снимки, подобные группе писателей,
художественными? Да, считались. Удачные
работы профессионалов относили к
искусству скорее потому, что
образованные, овладевшие своим делом,
наделенные вкусом, портретисты
проявляли в работе чувство меры,
изящество, артистизм. Творчество скорее
сказывалось в преодолении технических
несовершенств ранней светописи. С. Л.
Левицкий в 40-х годах сделал попытку
съемки дагеротипных портретов при свете
электрической дуги Петрова — Вольты.
Позже в петербургской мастерской он
проводил новые опыты съемки при
электричестве: снимал портреты при
свете от батарей Бунзена, затем
испытывал угли Яблочкова, участвовал в
приготовлении углей специально для
целей портретной фотографии.
В 1879 году Левицкий снимал портреты
при электрическом свете с углями
петербургского производства при
выдержке 15 секунд. Он первым в России и
одним из первых в Европе в 1880 году
перевел свою фотографию на съемку при
электрическом свете. Уже тогда удачно фотографировали при электрическом освещении многие мастера в Англии и во Франции. Левицкий пошел дальше. После долгих опытов в 1882 году он сочетал в павильоне дневное освещение с электрическим. «Сколько нам известно, — заключил свою статью о таком нововведении Левицкий, — это новое применение электрического света не было еще никогда испытано, оно составляет новость, которая по своей простоте и практичности будет принята фотографами».
В 1860 году венский фотограф Эмиль
Ребендинг, живший в Париже, предложил
ввести в фотографическую технику
негативную ретушь: удалять технические
недостатки негатива, выявлять слишком
светлые, высветлять излишне темные
места. Левицкий поддержал и развил в
своей студии это новшество. Однако
падкие на внешние эффекты ремесленники
увидели в негативной ретуши верное
средство польстить заказчикам. Они
стали приукрашивать лица на портрете
столь усердно, что ретушь вошла в
противоречие с самой природой фотографии.
Впоследствии Левицкий выступал в
печати против злоупотребления ретушью,
а будучи экспертом фотографических
выставок — отечественных и
международных — резко противился
присуждению наград фотографам,
прибегающим к ретуши для придания
эффектности портретам.
С. Л. Левицкий много потрудился на
благо отечественной и европейской
фотографии. Это был прогрессивный
деятель. И образованный — в научно-техническом
и художественном отношении — мастер. Он
скончался в возрасте 79 лет. Его ателье,
которым всецело руководил сын, уже
утеряло к тому времени признаки
новаторства.
|