Главная
Олейников И. И.
Вислевский Ф. П.
Давиденко Г. М.
Скрынников С. А.
Авдеев Т. П.
Крутоголов А. Р.
Калашников И. А.
Зеленко Е. И.
Крейзер Я. Г.
Бочаров Н. П.
Рязанов А. К.
Астафьев В. М.
Жуков В. Ф.
Клоков П.Я.
Колбенев В. Ф.
Миронов П. В.
Пустовалов А. М.
Скатков В. М.
Толмачев Г. И.
Г. М. Давиденко родился 24 февраля 1916 года в семье крестьянина - бедняка села Петровка Павловского района. По окончании начальной школы работал в единоличном хозяйстве, затем в колхозе. Член КПСС с1944 года. На действительную военную службу Г. М. Давиденко был призван в 1937 году и направлен на Краснознаменный Балтийский флот, где прослужил до 1948 года. Был рулевым и старшим рулевым сигнальщиком, командиром катера и тральщика. Всю войну находился в действующих частях на Балтийском море, участвовал в боях на полуострове Ханко и прилегающих к нему островах, в высадке морских десантов, в минировании и тралении.
    Звание Героя Советского Союза Григорию Митрофановичу Давиденко присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июля 1944 года. Он также награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, тремя медалями.

После демобилизации Г. М. Давиденко жил в Ленинграде. Работал бригадиром такелажников автобазы №1. Умер в 1996 году.

МОРСКАЯ ДУША

    Детство и юность Григория Давиденко прошли в селе Петровка, на берегу мелководной Осереди – притоке Дона. А с морем он познакомился, когда его призвали на военную службу.
    Войну старшина первой статьи Григорий Давиденко встретил, находясь на мостике судна, которым командовал. В ночь на 22 июня 1941 года его катер нес дозор на траверзе мыса Ханко. На рассвете к нему приблизился и обстрелял гитлеровский самолет. Давиденко скомандовал :»Огонь!».Застрочили пулеметы, и стервятник с паучьей свастикой на крыльях поспешил уйти. Вся боевая деятельность экипажа катера старшины первой статьи Григория Давиденко в 1941 году была связана с героической обороной полуострова Ханко и островов в западной части Финского залива. Совместно с отрядом капитана Гранина он участвовал в 11 десантных операциях на многие острова. Рейсы и высадка десанта производилась под сильным огнем противника. Не раз экипажу и его командиру приходилось браться за оружие, чтобы помочь десантникам. Важную роль сыграл экипаж в боях за остров Эзель и Даго. Двенадцать раз проводил Григорий Давиденко свой катер под ураганным огнем, доставляя боеприпасы и увозя раненых. А когда стало ясно, что острова не удержать, снял и эвакуировал их защитников. Свыше трехсот солдат и офицеров спас от гибели и фашистского плена экипаж катера в бою за порт Палдиски. Григорий Давиденко буквально не выносил бездеятельности. Если катер оставался на базе, он шел к снайперам. В течении месяца на острове Хеста командир катера уничтожил семнадцать фашистов.
    Наступил декабрь 1941 года. Советское командование отдало приказ эвакуировать защитников Ханко. Экипаж катера Давиденко снял гарнизоны на островах Хеста, Бранкольм, Германсе, Куэм и Хестевузе, доставив на Ханко 372 наших бойца и командира с вооружением. Потом он выполнил задание по минированию и уничтожению объектов на островах и базе Ханко. Последним подорвал свой катер : его нельзя было вести через лед.
    При переходе с Ханко на Гогланд Григорий Давиденко командовал катером ОВР-9. Кроме экипажа на борт была взята команда подрывников из десяти человек. Рейс начался в ночь на 2 декабря. Этот переход моряки назвали прыжком через тысячу смертей. Ночью катер потерпел аварию и стал наполнятся водой. Члены экипажа и подрывники, руководимые Григорием Давиденко, вступили в борьбу со стихией. Откачивали воду, забивали пробоины. Почти сверхчеловеческими усилиями они удержали катер на плаву. Командир сутки не сходил с мостика, выбирая путь среди льда.
    Когда до Гогланда оставалось не более десяти миль, катер атаковали два вражеских истребителя. Новые пробоины еще больше осложнили дело. Но израненное судно продолжало двигаться вперед. И вот уже виден Гогланд…
    Однако испытания силы и воли краснофлотцев на этом не закончились. Замерли двигатели – закончился бензин. Шторм подхватил теперь уже беспомощный катер и стал уносить его в море. Что же конец? Нет! Командир приказал продолжить откачку воды. Одну за другой посылал он ракеты, вызывая помощь. Сигнал заметили. Катер МО-204 взял на буксир защитников Ханко и доставил его в гавань Гогланда. Внезапно оборвался буксир, и катер Давиденко начало относить к берегу, где находились противолодочные сети и минное поле. Спасти судно не удалось. Взрывом сетевого патрона разворотило корму, и оно стало тонуть. Подоспевший спасательный катер снял экипаж. Григорий Давиденко дважды прыгал в ледяную воду и спас двух раненых бойцов.
    Григория Давиденко перевели на тральщик. Вначале он был старшиной рулевых, а с 1942 года до конца войны —- командиром судна. И здесь Давиденко не раз показывал образцы стойкости и героизма. За летнюю кампанию 1942 года он участвовал в двадцати двух боевых операциях по обезвреживанию вражеских мин, проводке и конвоированию судов на островные базы флота. 3августа, ночью, в тумане, корабль подорвался на мине и затонул. Давиденко последним покинул его, сбрасывая бойцам и офицерам спасательные средства.
    В летней кампании 1943 года Григорий Давиденко участвовал в восьмидесяти семи боевых операциях, пройдя на своем катерном тральщике 6200 миль. А летом 1944 года он покрыл на своем катере уже 6660 миль, умело выводя его из-под ударов вражеской авиации и артиллерии.