Главная
Олейников И. И.
Вислевский Ф. П.
Давиденко Г. М.
Скрынников С. А.
Авдеев Т. П.
Крутоголов А. Р.
Калашников И. А.
Зеленко Е. И.
Крейзер Я. Г.
Бочаров Н. П.
Рязанов А. К.
Астафьев В. М.
Жуков В. Ф.
Клоков П.Я.
Колбенев В. Ф.
Миронов П. В.
Пустовалов А. М.
Скатков В. М.
Толмачев Г. И.
   А.Р.Крутоголов родился 12 марта 1917 года в селе Александровка Павловского района. В 1932 году окончил семилетку. Работал прицепщиком, затем трактористом. С 1936 по 1938 год служил в армии. После увольнения работал в органах милиции Ленинграда. Член ВЛКМС с 1932 года. Член КПСС с 1943 года.
    Зимой 1939-1040 годов в качестве добровольца участвовал в боях с белофиннами на Карельском перешейке. Отличился при прорыве «линии Маннергейма». Был тяжело ранен.
    Звание Героя Советского Союза Алексею Романову Крутоголову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года.
    С августа 1940 года продолжал работать в органах милиции Ленинграда. В период Великой Отечественной войны находился в истребительном батальоне войск НКВД. Участвовал в обороне Москвы. В мае 1942 года был тяжело ранен. С 1942 года работал в органах милиции Москвы и Ростова.

Умер в  г. Крымске Краснодарского края в 1994 году

САПЕР ПОДРЫВАЕТ ДОТЫ

    Штурм «линии Маннегейма» намечалось начать 11 февраля 1940 года. Но прежде предстояло расчистить пути для движения танков и пехоты – сделать проходы в минных полях и проволочных заграждениях, разрушить надолбы и другие препятствия. Этой работой и занялись саперы. В ночь накануне наступления они приступили к делу. Одну из групп возглавлял младший командир Алексей Крутоголов. С ним действовали бойцы Изергин и Мухин.
    Ночь была тихая, морозная. Саперы, облаченные в белые халаты, пробрались по глубокому снегу к минному полю врага. Финны не заметили их. Крутоголов приказал Изергину и Мухину остаться на месте, а сам пополз дальше. Он отыскал мину, затем вторую, третью. «Все ясно, - решил Алексей, - заряды расставлены в обычном порядке».
    По сигналу командира к работе приступили и два других сапера. Коченели пальцы. Бойцы то и дело отогревали их дыханием. К рассвету проход был расчищен. Почти сто вражеских мин сняли воины группы Крутоголова.
    Саперы отогревались у небольшого костра, замаскированного палаткой. От усталости ныло тело. Слипались ресницы. Вдруг все вокруг загрохотало. Это открыла огонь наша артиллерия.

- Пошли! – коротко произнес Крутоголов, вставая.

Теперь саперам предстояло блокировать и взрывать доты – мощные долговременные огневые точки из железобетона. Каждая из них имела несколько амбразур, почти круговой обстрел.
    Крутоголов с товарищами погрузил ящики со взрывчаткой на бронированные сани. Танк потянул сани на буксире. Сквозь плотный огонь врага прорвались к первому доту. С трудом перенесли взрывчатку на купол сооружения. Сложили ящики, соединили их детонирующим шнуром.

- Отходи! – приказал Крутоголов.

    Изергин и Мухин отползли подальше от дота. Отошел и танк. Вскоре мощный взрыв потряс окрестности. Комья земли и железобетона взметнулись вверх.
    Пока наши части прогрызали «линию Маннергейма», Алексей Крутоголов уничтожил девять долговременных огневых точек врага, снял большое количество мин, проделал десятки проходов в заграждениях.