Главная
Олейников И. И.
Вислевский Ф. П.
Давиденко Г. М.
Скрынников С. А.
Авдеев Т. П.
Крутоголов А. Р.
Калашников И. А.
Зеленко Е. И.
Крейзер Я. Г.
Бочаров Н. П.
Рязанов А. К.
Астафьев В. М.
Жуков В. Ф.
Клоков П.Я.
Колбенев В. Ф.
Миронов П. В.
Пустовалов А. М.
Скатков В. М.
Толмачев Г. И.
   С. А. Скрынников родился 14 июля 1906 года в селе Пески Павловского района. В семье крестьянина-бедняка, погибшего в империалистическую войну.  Окончил начальную школу с малых лет трудился в хозяйстве матери. Член КПСС с 1930 года.
   В армию призван 1928 году и продолжает служить в ней до сих пор. В 1939 году участвовал в освободительном походе в западную Белоруссию. Великую Отечественную войну встретил под Минском, затем сражался под Москвой, Орлом, в Белоруссии, Восточной Пруссии. С лета 1942 и до конца войны командовал стрелковым полком. Награжден многими орденами и медалями.  Звание Героя Советского Союза Степану Андреевичу Скрынникову присвоено Указом Президента верховного совета СССР от 24 марта 1945 года. Умер в 1968 году.

ВО ГЛАВЕ ГВАРДЕЙСКОГО ПОЛКА

    Оборона противника прорвана на всю глубину, Орша освобождена. Фашисты отступают. Теперь задача заключается в том, чтобы не давать им передышки, расчленять вражеские группировки, окружать и уничтожать их по частям. Уверен, что наш гвардейский полк с самой лучшей стороны покажет себя и в этих боях…. Гвардии подполковник Степан Андреевич Скрынников приглашает присутвующих у него на совещании офицеров поближе подойти к карте, разложенной на столе, приказывает скопировать маршруты движения подразделений.
    На рассвете 26 июня 1944 года полк начал движение на северо-запад. По двадцать, тридцать, а иногда по пятьдесят километров в сутки проходили гвардейцы. На плечах противника они врывались в населенные пункты, окружали расчлененные группы фашистов, уничтожали их или брали в плен. Полк все ближе и ближе подходил к Неману.

— Немецкое радио уверяет, что советские войска никогда не сумеют форсировать Неман, — доложил начальник разведки командиру полка. – Они действительно уже взорвали все переправы, видно, рассчитывают удержать на западном берегу.
— Пусть, — спокойно произнес Степан Андреевич. – На всех реках они уничтожали переправы, а мы все идем да идем вперед. Перемахнем и через Неман.
   13июля вечером полк первым в дивизии вышел к Неману южнее Каунаса. Переправочных средств не было. На скорый подход их рассчитывать не приходилось. По приказу Скрынникова солдаты сняли обмундирование, а с автоматами за плечами, не раздумывая, бросились в воду. Вторая группа десанта переправилась на подручных средствах. За ночь весь полк был на левом берегу. Немецкое командование узнало об этом только во второй половине дня, Когда гвардейцы успели хорошо окопаться и подготовились к отражению контратак. Двенадцать суток подряд фашисты пытались ликвидировать плацдарм, предпринимая контратаки крупными силами. Но гвардейцы стояли насмерть. Выстояв, они снова пошли вперед и 19 октября 1944 года перешли границу Восточной Пруссии в районе Пелипенен. Это был знаменательный день. Солдаты поздравляли друг друга, салютовали в честь изгнания фашистов с советской земли.
    Однако бои на территории Восточной Пруссии сразу же приняли ожесточенный характер. Здесь каждый населенный пункт был превращен врагом в мощный узел сопротивления. Гвардейцам приходилось иметь дело с дотами, дзотами, врытыми в землю танками.
   — Изменился характер боев, надо менять и тактику, — сказал гвардии подполковник Скрынников. По его приказу в батальонах стали создаваться штурмовые группы. Командир полка умело использовал приданные средства, выделив в каждую стрелковую роту два противотанковых орудия, одну 122 – миллиметровую пушку, два танка, по взводу станковых пулеметов, минометов и саперов, отделение огнеметчиков. Сам Степан Андреевич разработал организационное построение штурмовых групп и тактику их действия.
    Его инициатива быстро распространилась по всем полкам и особенно широко была использована в последствии при штурме Кенигсберга.
    Но пока до этой крепости было далеко, полк дрался еще на подступах к ней. Гитлеровцы прилагали все силы, чтобы задержать продвижение гвардейцев. Скрынников стал обходить узлы сопротивления, нанося по ним удары с флангов.
   21 октября враг бросил против полка большое количество пехоты и танков. Фашистам удалось зайти в тыл полка, отрезать его от остальных частей дивизии. Оказавшись в тяжелом положении, гвардии подполковник не стал просить о помощи.

— Сами справимся, — доложил он комдиву.

    В течение 6 часов гвардейцы дрались в окружении с частями отборной дивизии «Герман Геринг». Потеряв много пехоты и 6 танков, гитлеровцы отошли.
    На другой день полк Скрынникова снова был почти окружен. При этом в распоряжении командира находилась только своя артиллерия да приданная батарея. Степан Андреевич лично водил в атаку гвардейцев и вынудил фашистов отступить.
   «Решительные и смелые действия полка Скрынникова, — отмечается в реляции, подписанной командующим 3-го Белорусского фронта генералом И.Д Черняховским, — обеспечили выход 16-й гвардейской дивизии в глубь Восточной Пруссии и удержание плацдарма на западном берегу реки Роминте, позволили выиграть позволили выиграть двухдневный бой в трех километрах южнее Гумбинена».
   40-й гвардейский трижды орденоносный стрелковый полк под командованием Степана Андреевича Скрынникова не раз отличался и в последующих боях, особенно в решительной схватке за цитадель Восточной Пруссии – Кенигсберг. Только за подвиги в завершающих боях 738 гвардейцев были награждены орденами и медалями, а восемь из них стали Героями Советского Союза.