 |
Не сохами-то славная землюшка каша распахана...
Распахана наша землюшка
лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка
казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий
Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом
Дону отцовскими,
материнскими слезами
|
Работе над четырехтомной эпопеей «Тихий Дон»Шолохов
отдал
пятнадцать лет жизни. Судя
по всему, в самом начале работы над романом
писатель столкнулся с большими
трудностями. Возникали и сомнения:
под силу ли ему все это, верную ли дорогу избрал, с того ли начал и так ли
строит повествование? Привлекала
задача «показать казачество в революции», рассказать об истоках
гражданской войны, о роли казачьих дивизий после февральской революции,
особенно об участии их в подавлении
революции, в корниловском путче —
все это свидетельствует о том, что молодой писатель, приступив
к работе над романом, не предполагал того, что его замысел выльется в
эпическое повествование («первоначально
я не мыслил так широко его развернуть») о народных
судьбах в революции.
Роман поначалу был назвал «Донщина»,
затем он вырос из него.
«В мою
задачу входит... показать
различные социальные слои населения на Дону за время двух войн и
революции...» Вставала
перед писателем и еще одна
важная, по его словам, задача:
«...проследить за
трагической судьбой отдельных людей,
попавших в мощный
водоворот событий, происходивших
в 1914—1921 годах».
Шолохов, как видно, с самого начала
работы над «Тихим Доном» не
отрывал трагическую судьбу
Григория Мелехова от
других творческих задач, от эпической
темы народных судеб в революции.
Самыми,
пожалуй, тяжелыми, но и плодотворными на
творческом пути Шолохова
оказались 1929—1931 годы. Все это время было отдано созданию третьей,
кульминационной в
структуре всей эпопеи, книги «Тихого Дона». Печатание
этой книги, начатое в
журнале «Октябрь» еще в 1929 году, несколько раз обрывалось и продолжалось с
большими
затруднениями. В самом начале 1930 года Шолохову
предлагали такие
сокращения и исправления, какие для него
были неприемлемы. Мало того, некоторые «ортодоксальные
вожди» РАППа обвинили писателя в том, что он
будто бы оправдывает в
третьей книге «Тихого Дона» Верхне-Донское
восстание. Работа над романом осложнялась
тем, что вспыхнувшее в
тылу наступающей Красной Армии
восстание необходимо было
изобразить изнутри, мотивировав
и его возникновение, и логику поведения в нем героев
(«Я описываю борьбу белых с
красными, а не борьбу красных
с белыми»). В этом и была та «большая трудность»,
которую совершенно
отчетливо осознавал писатель, стремившийся
художественно крупно раскрыть и сложнейшие противоречия
гражданской
войны, и трагические
судьбы людей в этой войне.
|