Дoмoй ] Великий  современник ] Детство и юность ] [ Начало литературной ] Становление ] Тихий Дон ] Война ] Нобелевская премия ] Кто же он? ] Викторина ]

 

Начало литературной деятельности

В октябре 1922 года Шолохов приезжает в Москву с намерением продолжать учебу. Но поступить на рабфак, как он хотел, не удается. Тогда молодой человек в солдатской шинели, в серой казацкой папахе появляется на Малой Бронной, на бирже труда, и на вопрос о профессии гордо отвечает: «Продовольственный комиссар». Другой специальности у него не было. Усиленно занимаясь самообразованием, пришлось работать грузчиком, мостить мостовые в артели каменщиков, служить счетоводом на Красной Пресне, жить «на скудные средства, добытые временным трудом чернорабочего».

Как и рань­ше, его тянуло к молодежи, к тем, кто славил новую жизнь и смело окунался в нее. Приход молодого писателя в только что созданную литературную группу «Молодая гвардия» не был случайным. Здесь собралась талантливая поэтиче­ская молодежь, которая вслед за Маяковским училась будить «большевистского пафоса медь», агитировала за поэзию революционных будней (А. Жаров, А. Безыменский, М. Светлов и др.). В трудные нэповские дни «солнценосная» комсомольская поэзия молодогвардейцев стала выраже­нием идей ведущих сил литературы. «Прозаическое крыло» молодогвардейцев также состояло из талантливых молодых людей (А. Веселый, В. Кудашев, М. Колосов, Г. Шубин, В. Герасимова).

«Жизнь наша была бурной, стремительной,— вспоминает М. Колосов.— Дни проходили в работе, а вечерами на Покровке, у себя в комнатах, мы занимались литературной учебой».

19 сентября 1923 года читатели «Юношеской правды», развернув поутру свежий номер своей комсомольской газеты, прочли небольшой фельетон «Испытание» за подписью: «М. Шолохов». Это было первое выступление Шолохова в печати.  Старик кучер в дороге искушает агитатора, советует остановиться на хуторе, где у его кумы имеется самогон. Агитатор отмалчивается. Старик намекает, что на другом хуторе живет его родственница, которая лишь недавно вышла замуж, мужа взяли в Красную Армию, там можно заночевать. Агитатор продолжает молчать. Тогда кучер начинает ругать советскую власть: что это за власть такая, не может дегтем и овсом обеспечить... Тут и произошел «обратный эффект».

Второй фельетон Шолохова — «Три» — посвящался рабфаку имени Покровского и был связан с контрастами нэпа. Простые, дышащие молодостью и здоровьем, упрямые и веселые парни изучают марксизм, готовятся быть стойкими бойцами за новое, хозяевами своего рабоче-крестьянского государства. Шолохов противопоставляет их не только тем, кто с презрением относится к новой жизни, но и тем, кого засосало мирное затишье, для кого героическая борьба минула, «как сладкий сон», кто стал обывателем.

В третьем фельетоне — «Ревизор» — Шолохов обращается к изображению родного Дона. «Истинное происшествие» происходит в станице Букановской. Комсомолец Кособугоров, рассеянность которого «достигла анекдотических размеров», командируется в эту станицу для работы среди батрачества. Перетрусивший, позеленевший от страха кассир кредитного товарищества принимает Кособугорова за ревизора. В конце фельетона недоразумение выясняется. Оказывается, Кособугоров по рассеянности надел на постоялом дворе лохматое пальто, которое принадлежало остановившемуся там ревизору.

В конце 1924 года на страницах московской комсо­мольской газеты «Молодой ленинец» появился первый рас­сказ Шолохова «Родинка». Вскоре здесь была опублико­вана и повесть «Путь-дороженька». Часть рассказов печата­лась в «Журнале крестьянской молодежи», многие другие — в «Комсомолии», «Смене», среди них и знаменитые расска­зы: «Пастух», «Бахчевник», «Коловерть», «Жеребенок», «Лазоревая степь». В 1925 году Госиздат один за другим выпускает отдельными красочными книжками пять расска­зов Шолохова («Двухмужняя», «Алешкино сердце», «Против черного знамени», «Нахаленок», «Красногвардейцы»). Большую помощь Шолохову оказывает известный в то время писатель Феоктист Березовский, а к М. Горькому в Сорренто доходят первые сведения о молодом талантливом рассказчике с тихого Дона.

Острота классовой борьбы на Дону, осложненная сословными предрассудками, напряженность схватки нового мира со старым предстают в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Герои Шолохова беспощадны в своей ненависти к врагу. Они несут в себе многообразные чувства, благородные качества людей, утверждающих мир новых человеческих отношений, неизбежность торжества справедливости и подлинной человечности.