|
Начало литературной деятельности
Как и раньше, его тянуло к молодежи, к тем, кто славил новую жизнь и смело окунался в нее. Приход молодого писателя в только что созданную литературную группу «Молодая гвардия» не был случайным. Здесь собралась талантливая поэтическая молодежь, которая вслед за Маяковским училась будить «большевистского пафоса медь», агитировала за поэзию революционных будней (А. Жаров, А. Безыменский, М. Светлов и др.). В трудные нэповские дни «солнценосная» комсомольская поэзия молодогвардейцев стала выражением идей ведущих сил литературы. «Прозаическое крыло» молодогвардейцев также состояло из талантливых молодых людей (А. Веселый, В. Кудашев, М. Колосов, Г. Шубин, В. Герасимова). «Жизнь наша была бурной, стремительной,— вспоминает М. Колосов.— Дни проходили в работе, а вечерами на Покровке, у себя в комнатах, мы занимались литературной учебой». 19 сентября 1923 года читатели «Юношеской правды», развернув поутру свежий номер своей комсомольской газеты, прочли небольшой фельетон «Испытание» за подписью: «М. Шолохов». Это было первое выступление Шолохова в печати. Старик кучер в дороге искушает агитатора, советует остановиться на хуторе, где у его кумы имеется самогон. Агитатор отмалчивается. Старик намекает, что на другом хуторе живет его родственница, которая лишь недавно вышла замуж, мужа взяли в Красную Армию, там можно заночевать. Агитатор продолжает молчать. Тогда кучер начинает ругать советскую власть: что это за власть такая, не может дегтем и овсом обеспечить... Тут и произошел «обратный эффект». Второй фельетон Шолохова — «Три» — посвящался рабфаку имени Покровского и был связан с контрастами нэпа. Простые, дышащие молодостью и здоровьем, упрямые и веселые парни изучают марксизм, готовятся быть стойкими бойцами за новое, хозяевами своего рабоче-крестьянского государства. Шолохов противопоставляет их не только тем, кто с презрением относится к новой жизни, но и тем, кого засосало мирное затишье, для кого героическая борьба минула, «как сладкий сон», кто стал обывателем. В третьем фельетоне — «Ревизор» — Шолохов обращается к изображению родного Дона. «Истинное происшествие» происходит в станице Букановской. Комсомолец Кособугоров, рассеянность которого «достигла анекдотических размеров», командируется в эту станицу для работы среди батрачества. Перетрусивший, позеленевший от страха кассир кредитного товарищества принимает Кособугорова за ревизора. В конце фельетона недоразумение выясняется. Оказывается, Кособугоров по рассеянности надел на постоялом дворе лохматое пальто, которое принадлежало остановившемуся там ревизору.
В конце 1924 года на страницах московской комсомольской
газеты «Молодой ленинец» появился первый рассказ Шолохова «Родинка». Вскоре здесь была опубликована
и повесть «Путь-дороженька». Часть рассказов печаталась
в «Журнале крестьянской молодежи», многие другие —
в «Комсомолии», «Смене», среди них и
знаменитые рассказы: «Пастух», «Бахчевник», «Коловерть», «Жеребенок»,
«Лазоревая степь». В 1925 году Госиздат один
за другим выпускает отдельными красочными книжками пять рассказов
Шолохова («Двухмужняя», «Алешкино сердце»,
«Против черного знамени», «Нахаленок»,
«Красногвардейцы»). Большую помощь
Шолохову оказывает известный в то время писатель Феоктист Березовский, а к М.
Горькому в Сорренто доходят первые сведения о молодом талантливом
рассказчике с Острота классовой борьбы на Дону, осложненная сословными предрассудками, напряженность схватки нового мира со старым предстают в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Герои Шолохова беспощадны в своей ненависти к врагу. Они несут в себе многообразные чувства, благородные качества людей, утверждающих мир новых человеческих отношений, неизбежность торжества справедливости и подлинной человечности. |