Дoмoй ] Великий  современник ] Детство и юность ] Начало литературной ] Становление ] Тихий Дон ] Война ] Нобелевская премия ] Кто же он? ] [ Викторина ]

 

Викторина по произведениям Шолохова

1. Какие чины казачьего войска тебе известны?

2. Каким чинам соответствуют:

  а) есаул (от тюркского "ясаул" – начальник; с XVI века – должность, с XVIII – чин в казачьих войсках; в 1798 году приравнен к чину ротмистра в кавалерии, соответствующему чину капитана в пехоте);

  б) подъесаул (соответствовал чину штабс-капитана и штаб-ротмистра в регулярных войсках);

  в) хорунжий (из польского, первоначально – знаменосец, затем – первый офицерский чин в казачьих войсках; в регулярных войсках ему соответствовал подпоручик);

  г) подхорунжий (соответствовал званию подпрапорщика);

  д) урядник (унтер – офицерское звание в казачьих войсках; существовали чины старшего и младшего урядника; так же назывался нижний чин уездной полиции в России в 1878 – 1917 годах, ближайший помощник станового пристава).

3.Что значат слова и названия, встречающиеся в романе "Поднятая целина":

а) стожары (стожар – шест, втыкаемый твёрдо в землю посреди стога, чтобы он не клонился. Стожары – созвездия плеяд, волосожары, утиное гнездо; местами зовут так созвездие медведицу (южн. – воз), причислив к ней Полярную звезду, которая и представляет стожар, кол, вокруг которого ходят лось или лошадь на приколе);

б) полсть (полотнище, плющеная мякоть, толстый и плотный лоскут, иногда тканый (ковёр), плетёный (половик), стёганый, чаще валяный (кошма, войлок) или половинка звериного меху, на подстилку, покрышку, отгорожку чего-либо);

в) чигирь (водоподъёмный снаряд для поливки садов, виноградников, бахчей, баштанов; лошадь или волы вертят стоячий вал, этот обращает шестернею лежачий вал с колесом, над колодцем; через колесо перекинута круглая цепь ковшей, бадеек на верёвке, они черпают и выливают воду опрокидкою через колесо в корыто, оттуда она растекается скатными канавками по бахче; главное искусство – расположить канавки).

4.Назовите персонаж "Поднятой целины", которому принадлежит описание:

"Приезжий снял башлык и белого курпяя папаху, обнажив могучий угловатый череп, прикрытый редким белесым волосом. Из-за крутого, волчьего склада, лысеющего лба он бегло оглядел комнату и, улыбчиво сощурив светло-голубые глазки, тяжко блестевшие из глубоких подвалов глазниц, поклонился сидевшим на лавке бабам…"

"Был он широк в груди и по-кавалерийски клещеног. Над желтоватыми глазами его с непомерно большими, как смолой налитыми, зрачками срослись разлатые черные брови. Он был бы красив той неброской, но запоминающейся мужественной красотой, если бы не слишком хищный вырез ноздрей небольшого ястребиного носа, не мутная наволочь в глазах."

"Из соседней комнаты вышел плотный казак в козьей серой папахе, сбитой на затылок, в куртке из шинельного сукна и казачьих с лампасами шароварах, заправленных в белые шерстяные чулки <…> Он рассматривал Давыдова с наивной беззастенчивостью, часто мигая ясными, как летнее небушко, глазами. На смуглом, давно не бритом лице его с косо опоясавшим лоб голубым шрамом явно сквозило нетерпеливое ожидание".          

"Ей в ту осень перевалило за сорок, но она ещё сохранила в полном и сильном теле, в смуглом лице степенную, неяркую красоту <…> Андрей искоса, молча посматривал на гордую её голову, отягощенную глянцевито-чёрным узлом волос. Были они у неё густы, на вид жёстки, как конская грива, но возле крохотных ушей по детски беспокойно и мягко курчавились".  

"…Маленький, тщедушный старичишка с клиноватой бородёнкой и оторванной левой ноздрёй (ещё в детстве обезобразил лицо, падая с яблони, отсюда и прозвище…)".

"… Известный тем, что говорил только при крайней необходимости, а остальное время молча работал, молча курил с казаками, собравшимися в праздник на проулке, молча сидел на собраниях и, обычно толко изредка отвечая на вопросы собеседника, улыбался виновато и жалостно".

"Из задних рядов долго пробивался к сцене невысокий, в сером зипуне, казак. Выцветший шишак будёновки покачивался над папахами и треухами, над разноцветьем бабьих шалек и платков. Подошёл, стал спиной к президиуму, неторопливо полез в карман шаровар <…> достал засаленную записную книжонку, торопливо стал искать исчерченные каракулями странички".

"… Издавна считался человеком, имеющим деньжата. Знали, что ещё до войны у него было немалое состояние, так как старик не брезговал и в долг ссужать под лихой процент и ворованное потихоньку скупать. Одно время были упорные слухи, что на базу его передерживались краденые кони. К нему временами, всё больше по ночам, наведывались цыгане, лошадники-купцы. Будто бы через (его) жилистые руки шли кони воровским широким трактом на Царицын, Таганрог и Урюпинскую. Хутору доподлинно было известно, что (он) в старое время три раза в год возил менять в станицу бумажные екатериновки на золотые империалы".

"На вид ей было не больше двадцати пяти лет. Мелкие веснушки густо крыли её продолговатые щёки, пёстрым лицом она напоминала сорочье яйцо. Но какая-то приманчивая и нечистая красота была в её дегтярно-черных глазах, во всей сухощавой статной фигуре. Круглые ласковые брови её всегда были чуточку приподняты, казалось, что постоянно ждет она что-то радостное; яркие губы в уголках наизготове держали улыбку, не покрывая плотно слитой подковы выпуклых зубов. Она и ходила-то, так шевеля покатыми плечами, словно ждала, что вот кто-нибудь сзади прижмёт ее, обнимет ее девичье узкое плечо. Одевалась, как все гремяченские казачки, была, может быть, немного чистоплотней".

"… С хворостинкой похаживает по двору. Ветерок заигрывает с сивой его бородой, сушит на лбу зернистый пот. Ходит "курощуп", расталкивая валенками кур; через плечо у него висит мешок, наполовину наполненный озадками. Сыплет дед озадки узкой стежкой от амбара к сараю, а под ногами у него кипят куры…"

(Половцев, Нагульнов, Разметнов, Марина Пояркова, Фрол Дамасков, Демид Молчун, Кондрат Майданников, Лапшинов, Лушка Нагульнова, дед Аким Бесхлебнов).

5. Назовите произведение и героя, которому принадлежит следующее высказывание или размышление:

"… Ну, ладно, я без спросу поступлю в твою войску и буду воевать за бедный народ. Но ежели дедуля меня за это зачнет хворостиной драть, тогда ты за меня заступись!…" ("Нахалёнок " -Мишка Коршунов"

" И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить. Словом, всякая такая стариковская штука. …" ("Судьба человека" – Соколов".

"… Успеть бы только перевооружить армию новой техникой. Но дадут ли они нам на это время? Там тоже не дураки. Дважды мне пришлось сталкиваться с немцами, в мировую войну и в Испании на них пришлось посмотреть. Боюсь, что на первых порах тяжело нам будет. Армия у них отмобилизованная, обстрелянная, настоящую боевую выучку за два года приобрела, да и вообще противник серьёзный. Но, черт возьми, ведь "русские прусских всегда бивали"? Побьём и на этот раз…." ("Они сражались за Родину" – Стрельцов).

" Ты шути, да знай, над чем шутить! За социализм самый цвет людской погиб, а ты, дерьмо собачье, над чем вышучиваешься? Удались зараз же отседова, контра, а то вот дам тебе в душу, и поплывешь на тот свет. Пошел. гад, пока из тебя упокойника не сделал! Я ить тоже шутить умею!" ("Поднятая целина" – Нагульнов)