|
Становление писателя
«Жизнь наша была бурной, стремительной,— вспоминает М. Колосов.— Дни проходили в работе, а вечерами на Покровке, у себя в комнатах, мы занимались литературной учебой» Первое такое занятие проходило в ноябре 1923 года. «После беседы «О сюжете» и разбора рассказа Чехова «Пересолил»,— вспоминает М. Колосов,— каждый из нас должен был написать рассказ «на обратный эффект». Наиболее прилежно это задание выполнил Шолохов. Его рассказ произвел на нас особое впечатление. Сюжет его до сих пор помню: секретарь волостного комсомольского комитета просит старика кучера проверить приехавшего из губкома агитатора по дороге в станицу, где этот агитатор должен выступать. Слишком щегольской был вид у представителя губкома комсомола. Смысл проверки был показателен для строгих нравов комсомольцев того времени. Среди агитаторов встречались и такие, которые не столько думали о том, чтобы просветить деревенскую молодежь, сколько «себя показать», произвести впечатление на сельских девчат... Старик кучер в дороге искушает агитатора, советует остановиться на хуторе, где у его кумы имеется самогон. Агитатор отмалчивается. Старик намекает, что на другом хуторе живет его родственница, которая лишь недавно вышла замуж, мужа взяли в Красную Армию, там можно заночевать. Агитатор продолжает молчать. Тогда кучер начинает ругать советскую власть: что это за власть такая, не может дегтем и овсом обеспечить... Тут и произошел «обратный эффект». Затем были второй , третий фельетоны. В конце 1924 года на страницах московской комсомольской газеты «Молодой ленинец» появился первый рассказ Шолохова «Родинка». Вскоре здесь была опубликована и повесть «Путь-дороженька». Часть рассказов печаталась в «Журнале крестьянской молодежи», многие другие — в «Комсомолии», «Смене», среди них и знаменитые рассказы: «Пастух», «Бахчевник», «Коловерть», «Жеребенок», «Лазоревая степь». В 1925 году Госиздат один за другим выпускает отдельными красочными книжками пять рассказов Шолохова («Двухмужняя», «Алешкино сердце», «Против черного знамени», «Нахаленок», «Красногвардейцы»). Большую помощь Шолохову оказывает известный в то время писатель Феоктист Березовский, а к М. Горькому в Сорренто доходят первые сведения о молодом талантливом рассказчике с тихого Дона. Острота классовой борьбы на Дону, осложненная сословными предрассудками, напряженность схватки нового мира со старым предстают в рассказах одновременно с утверждением высокого гуманизма революционной борьбы. Герои Шолохова беспощадны в своей ненависти к врагу. Они несут в себе многообразные чувства, благородные качества людей, утверждающих мир новых человеческих отношений, неизбежность торжества справедливости и подлинной человечности. В «Донских рассказах» поставлены многие из тех острых проблем, которые развернуты были и зрело решены писателем в «Тихом Доне» и «Поднятой целине». Конфликты и характеры, реалистическая образность рассказов напоены воздухом времени. Донские рассказы сыграли важную роль в творческом развитии Шолохова, но значение их выходит за пределы биографии писателя. Это был не только тот плацдарм, на котором оттачивалось мастерство, выковывались идейные убеждения, накапливались силы на подступах к эпическим полотнам. Молодой художник почти одновременно с Фурмановым, Серафимовичем, Фадеевым художественно зримо запечатлел особенности революционного времени, его типичные конфликты, расстановку классовых сил, образы тех, кто героически отстаивал победу революции, их духовное богатство, героизм, человечность, беззаветную преданность революционной нови. Во время работы над рассказами Шолохов задумал большое произведение о Доне, о народе в революции. Писатель покидает Москву, возвращается в родные края и начинает работать над романом, теперь всемирно известным под названием «Тихий Дон».
|