Дoмoй ] [ Великий  современник ] Детство и юность ] Начало литературной ] Становление ] Тихий Дон ] Война ] Нобелевская премия ] Кто же он? ] Викторина ]

 

Наш Великий современник

 

Как и всякий большой художник, Шолохов вошел в литературу со своими идеями и образами, со своими героями — крупными человеческими характерами, рожденными самой жизнью, развороченной бурными переменами Октябрьской революции и еще дымящейся пожарищами войн. Правдивый летописец этой эпохи, он вторгался в жизнь современников, завладевал их переживаниями и властно вел за собой.

Шолохову выпала доля произнести такие слова о судьбах народа в революции, какие до него никогда и никем еще не были сказаны, да еще с такой силой художественной выразительности.

Произведения Шолохова — это собственно одна книга о судьбах народа на разных этапах его революционного пути. Началом этой книги были «Донские рассказы», следующим звеном — «Тихий Дон», эпическое полотно о путях народа в революции, его продолжением — «Поднятая целина», роман о росте народного сознания, о единстве партии и народа в борьбе за новую, социалистическую жизнь. Героическая борьба народа за свободу и независимость в годы Великой Отечественной войны стала содержанием романа «Они сражались за Родину», рассказов «Наука ненависти», «Судьба человека».

В созданных художником образах выразились узловые моменты эпохи, с большими историческими событиями связаны судьбы его героев. Они, как тут не вспомнить меткое наблюдение Серафимовича, «вываливались живой сверкающей толпой и у каждого свой нос, свои морщины, свои глаза с лучиками в углах, свой говор», каждый ненавидит по-своему, и любовь «искрится и несчастна у каждого по-своему». Этот свой «внутренний человечий строй», свое открытие человека и истории в дни величайших революционных потрясений и принес Шолохов своими книгами в мировую художественную культуру.

Историзм, масштабность изображения современной жизни — существенная особенность таланта Шолохова. Как известно, М. Горький известил мир о приходе нового героя и раскрыл его характер преимущественно в ситуациях революционной борьбы дооктябрьского времени. Шолохов вместе с Маяковским, каждый своими средствами, своим голосом и в своих формах, но одинаково ярко и самобытно изображали те процессы, которые происходили в канун Октября и на основных этапах развертывания великой революции.

Вклад Шолохова в литературу как писателя социалистической эпохи, как величайшего выразителя «духа времени» определяет не только обаяние и самобытность художественного облика писателя, его неповторимое творческое лицо, но и Место в литературе, воздействие на нее. Шолохов начинал, по наблюдению Алексея Толстого, «новую народную прозу», скрепляя своим талантом советскую литературу со «старшими богатырями», с реалистическими традициями русской классики и определяя одновременно с этим «шолоховское направление» в современной литературе как направление связи жизни и литературы, утверждения ее народности и национального своеобразия.

Романы Шолохова стоят в ряду лучших достижений великой русской литературы. Продолжая реалистические традиции классики, автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» доказал их неисчерпаемость, великую жизненную силу богатства народа на большом переломе его жизни, раскрывал философию борьбы за новое общество, утверждал веру в торжество идей революционного гуманизма.

Сегодня Шолохов всемирно известен прежде всего как великий художник, ушедший глубинными корнями в русскую национальную почву и питавшийся ее живительными соками, как самобытный современный художник, реалист и новатор, воздействие эстетических принципов которого испытывают писатели различных творческих индивидуальностей и творческих судеб, как у нас, так и за рубежом.

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества»,— в этих шолоховских словах основная программа всего его творчества. С этой программой он вступил в литературу и остался верен ей. Его герои  несут в себе многообразные чувства — от радости до страдания, великие чувства доброты, гордости и достоинства, благородные качества людей, утверждающих неви­данный в истории социальный, духовный, нравственно-психологический строй, имя которому — социализм.

Народность Шолохова как художника прежде всего — в раскрытии неторенных исторических путей народа-первооткрывателя. Органическая связь с думами, чаяниями, чувствами людей, вступивших на путь решительного переустройства жизни,— вот главный стержень творчества и одновременно тот животворный источник, из которого неизменно питается его могучий художественный талант.

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том,— говорил Шолохов, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ...  всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору».

Созданные Шолоховым книги народны по природе своей, по духу, по форме. Писатель раскрыл в них богатый духовный мир человека-труженика, его неиссякаемую талантливость, нравственную чистоту, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде. Народ на страницах книг Шолохова предстает в удивительном разнообразии человеческих индивидуальностей, в труде, походах и битвах, в героических и трагических ситуациях, эпохальных конфликтах. Это — поистине движущая сила истории.

Автор «Тихого Дона» и «Поднятой целины» одновременно и бытописатель, и историк народной жизни. Сравните жизнь в Татарском и Гремяченском хуторах — и вы воочию убедитесь в том, что именно логика, реальное движение истории определяют художественное видение автора, круг героев, их дела. Большие исторические события раскрываются не просто как цепь эпизодов — они преломляются в сознании народа, воплощаются в судьбах людей.

Поступательное движение, истории в романах Шолохова насыщено большим философским смыслом. Родная стихия его романов — мудрость народной жизни. Эпохальные исторические события, определяющие народные судьбы, идеалы и победное шествие народное, сложность взаимоотношений личности и народа всегда у Шолохова многозначны, философски емки и значительны.

Своеобразие писательского облика Шолохова как художника русского и подлинно народного диктуется во многом эстетической школой устной народной поэзии, ставшей живительным источником творчества автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Это вместе с тем — надежный источник познания мировоззренческих позиций народа, его самобытных оценок, это — и яркое средство характеристики богатства народной жизни, традиций и чаяний, чувств и переживаний народных.

Неиссякаемый источник  его книг - жизнь, и писатель черпает из нее факты родниковой свежести, знает из не хуже любого краеведа, историка, этнографа, фольклориста, диалектолога, вместе взятых. Это знание, освещенное талантом большого художника, создает жизненную атмосферу во всей ее конкретности и цельности, в которую читатель погружается с головой, забывая о том, что он листает страницы книги. Он живет этой жизнью.

Так рождается вера читателя в художника, та связь писателя с народом, которая дает ему право называться народным художником.

Шолохов — русский писатель резко выраженной индивидуальности. Жизненные ситуации, изображенные им, имеют конкретный исторический, временной адрес. И тем не менее, он стал художником мировым, вызывающим отклик в сердцах людей самых различных национальностей, стал художником, оказавшим существенное воздействие на ход литературы XX века. Почему же так случилось? Велик талант Шолохова — это бесспорно, очевидно. Но талант художника проявился не только живописной стороной, не только великолепным психологическим мастерством и самобытной языковой стихией. Этот талант сказался прежде всего в способности увидеть и совершенно воплотить решающие события и проблемы века.

Масштабность взгляда писателя, народность, взятая не просто как верность тем или иным типам и обстоятельствам, но как принцип подхода к действительности,— вот чем определяется немеркнущее значение Шолохова, его художественного вклада в сокровищницу мировой литературы.

Это — личный шолоховский вклад, но это и вклад всего искусства социалистического реализма как нового эстетического образования, того искусства, которое именно в творчестве советского классика нашло одно из высших своих проявлений.

Еще раз вспомним речь Шолохова при вручении ему Нобелевской премии по литературе. Утверждая значение реализма как наиболее прогрессивного творчества, Шолохов уточняет свою мысль: «Я говорю о реализме, несущем в себе идею обновления жизни, переделки ее на благо человеку. Я говорю, разумеется, о таком реализме, который мы называем сейчас социалистическим. Его своеобразие в том, что он выражает мировоззрение, не приемлющее ни созерцательности, ни ухода от действительности, зовущее к борьбе за прогресс человечества, дающее возможность постигнуть цели, близкие миллионам людей, осветить им путь борьбы».

В этих шолоховских словах содержится скрытая полемика с теми зарубежными «ценителями» его таланта, которые силились приписать автору «Тихого Дона» и «Поднятой целины» верность идее «независимости искусства от общества», вывести его как крупнейшего художника за пределы социалистического реализма и тем обеднить основное направление идейно-художественных исканий и успехов советской литературы.

Имя Михаила Шолохова как автора эпических повествований о нашем времени неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода — метода социалистического реализма. Его книги — живое свидетельство идейно-художественной зрелости советской литературы, торжества в ней принципов социалистического реализма, получивших в творчестве автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» художественное цельное воплощение.

Обогатив традиции предшественников, традиции советских писателей старшего поколения, Шолохов принес в литературу свою неповторимую самобытную творческую индивидуальность, утвердил свое право на новаторство как мастера социалистического реализма, прочно связавшего свою писательскую судьбу с эпохой социализма. Как художник социалистического реализма Шолохов шел в русле устремлений всей советской литературы. И теперь многие писатели, как у нас, так и за рубежом, признают, что Шолохов продолжает будить их писательскую мысль, заставляя зорче вглядываться в процессы современности. Его великое реалистическое мастерство и сегодня служит пробным камнем, на котором проверяется истинное искусство.

Мир этот обретал у Шолохова масштабные формы эпического повествования, поднимавшиеся на самые большие высоты мирового искусства. Рисуя характеры русских людей крупно, во всей психологической глубине, показывая их благородные идеалы, самоотверженность и человечность в достижении великих целей, Шолохов обогащал человечество знанием нашей эпохи, нашего народа, вносил в сокровищницу мировой культуры такой значительный вклад, который только теперь начинает оцениваться.

Сегодня Шолохов всемирно известен прежде всего как великий художник, ушедший глубинными корнями в русскую национальную почву и питавшийся ее живительными соками, как самобытный современный художник, реалист и новатор, воздействие эстетических принципов которого испытывают писатели различных творческих индивидуальностей и творческих судеб, как у нас, так и за рубежом.

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждать любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества»,— в этих шолоховских словах основная программа всего его творчества. С этой программой он вступил в литературу и остался верен ей. Его герои несут в себе многообразные чувства — от радости до страдания, великие чувства доброты, гордости и достоинства, благородные качества людей, утверждающих невиданный в истории социальный, духовный, нравственно-психологический строй, имя которому — социализм.

Народность Шолохова как художника прежде всего — в раскрытии неторенных исторических путей народа-первооткрывателя. Органическая связь с думами, чаяниями, чувствами людей, вступивших на путь решительного переустройства жизни,— вот главный стержень творчества и одновременно тот животворный источник, из которого неизменно питается его могучий художественный талант.

«Я видел и вижу свою задачу как писателя в том,— говорил Шолохов, чтобы всем, что написал и напишу, отдать поклон этому народу-труженику, народу-строителю, народу-герою, который ни на кого не нападал, но всегда умел с достоинством отстоять созданное им, отстоять свою свободу и честь, свое право строить себе будущее по собственному выбору».

Созданные Шолоховым книги народны по природе своей, по духу, по форме. Писатель раскрыл в них богатый духовный мир человека-труженика, его неиссякаемую талантливость, нравственную чистоту, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде. Народ на страницах книг Шолохова предстает в удивительном разнообразии человеческих индивидуальностей, в труде, походах и битвах, в героических и трагических ситуациях, эпохальных конфликтах. Это — поистине движущая сила истории.

Своеобразие писательского облика Шолохова как художника русского и подлинно народного диктуется во многом эстетической школой устной народной поэзии, ставшей живительным источником творчества автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины». Это вместе с тем — надежный источник познания мировоззренческих позиций народа, его самобытных оценок, это — и яркое средство характеристики богатства народной жизни, традиций и чаяний, чувств и переживаний народных.

Так рождается вера читателя в художника, та связь писателя с народом, которая дает ему право называться народным художником.

Имя Михаила Шолохова как автора эпических повествований о нашем времени неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода — метода социалистического реализма. Его книги — живое свидетельство идейно-художественной зрелости советской литературы, торжества в ней принципов социалистического реализма, получивших в творчестве автора «Тихого Дона» и «Поднятой целины» художественное цельное воплощение.

Обогатив традиции предшественников, традиции советских писателей старшего поколения, Шолохов принес в литературу свою неповторимую самобытную творческую индивидуальность, утвердил свое право на новаторство как мастера социалистического реализма, прочно связавшего свою писательскую судьбу с эпохой социализма. Как художник социалистического реализма Шолохов шел в русле устремлений всей советской литературы. И теперь многие писатели, как у нас, так и за рубежом, признают, что Шолохов продолжает будить их писательскую мысль, заставляя зорче вглядываться в процессы современности. Его великое реалистическое мастерство и сегодня служит пробным камнем, на котором проверяется истинное искусство.