|
Способ, названный калотипией (от греч.
слова "калос" - красота) был разработан Фоксом
Тальботом. Первые снимки Тальбот сделал в 1835 г.
Изображение получалось в камере
- обскуре на светочувствительном материале (бумаге, которая сначала
погружалась в слабый раствор соли, а затем в раствор нитрата серебра.
При этом в бумаге образовывался хлорид серебра, и она становилась светочувствительной).
Выдержка длилась в течение часа. Бумажную пластинку проявляли, потом
закрепляли. Так получился первый в мире негатив. К нему прикладывался
другой такой же лист бумаги и засвечивался. Так Тальбот сделал позитивный
отпечаток. Первые снимки были темными, нечеткими и пятнистыми, а чувствительность
его бумаги была очень низкой.
Именно калотипия положила начало основам фотографии,
какой мы ее знаем сегодня.
Способом Тальбота рано заинтересовалась Петербургская академия наук.
Сотрудник ее, И. X. Гамель, познакомился в Англии с Тальботом и прислал
в Петербург усовершенствованную камеру-обскуру и несколько его снимков.
Адъюнкту академии, химику Ю. Ф. Фрицше было поручено заняться изучением
и даже усовершенствованием способа Тальбота. Увлеченно взялся молодой
ученый за труд и представил в заключение письменный отчет с приложением
нескольких калотипных снимков собственного изготовления. Доклад был
сделан 24 мая 1839 года и, насколько известно, оказался первым исследованием
метода Тальбота, а калотипии Фрицше — первыми фотографическими опытами
в России. Какими-то судьбами коллекция снимков Тальбота оказалась вскоре
в Эстонии; двадцать одна работа англичанина хранится в университете
Тарту.
Дагеротипия и тальботипия первоначально назывались фотографией
немногими учеными, например Дж. Гершелем и Д. Араго. В России вошло
в обиход слово «светопись». Впервые это слово упоминается
на страницах журнала «Библиотека для чтения». В статье, так и названной
«Светопись» (1839, т. 34), отдано предпочтение «вкусу и скромности»
Тальбота. «Он первоначально придумал для своих «бумажек» очень простое
название photogenic picture, то есть
«светородная живопись», или «светопись», и этот
термин мы охотно принимаем, как очень дельный, удачный и, главное, чуждый
шарлатанства»,— писал журнал с явным намеком на некорректность Дагера,
присвоившего изобретению свое имя.
К 1851 г. английским исследователем Фридериком Скот
Арчером был разработан новый способ фотографии — мокрый
коллодионный процесс.
Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем. Нитроклетчатку
(продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют
в смеси спирта и эфира. В полученную массу — коллодион — вводят соли
йода и брома, и раствор поливают на стеклянную пластинку. После того
как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с
раствором азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют.
Все операции проделывают при неактиничиом освещении. В результате химической
реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра — вещества,
чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают
в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогалловой
кислоты, или пирогаллола, и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.
Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион при этом растрескивался
и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого
коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье.
Были и энтузиасты — фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде
на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали
в собранном виде на тележках.
Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись
работы теоретического характера. В 1855— 1861 гг. английский физик Д.
К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.
В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями
делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 60-х годах
прошлого века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей
среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан
щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее
вещество.
Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач
по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ
изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу
появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде,
но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить,
что основной метод современной фотографии также основан на применении
галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот
способ претерпел значительные усовершенствования.
Первые снимки
Тальбота
|