Способ, названный калотипией (от греч. слова "калос" - красота) был разработан Фоксом Тальботом. Первые снимки Тальбот сделал в 1835 г.

Изображение получалось в камере - обскуре на светочувствительном материале (бумаге, которая сначала погружалась в слабый раствор соли, а затем в раствор нитрата серебра.  При этом в бумаге образовывался хлорид серебра, и она становилась светочувствительной). 
Выдержка длилась в течение часа. Бумажную пластинку проявляли, потом закрепляли. Так получился первый в мире негатив. К нему прикладывался другой такой же лист бумаги и засвечивался. Так Тальбот сделал позитивный отпечаток. Первые снимки были темными, нечеткими и пятнистыми, а чувствительность его бумаги была очень низкой. 

Именно калотипия положила начало основам фотографии, какой мы ее знаем сегодня.
Способом Тальбота рано заинтересовалась Петербургская академия наук. Сотрудник ее, И. X. Гамель, познакомился в Англии с Тальботом и прислал в Петербург усовершенствованную камеру-обскуру и несколько его снимков. Адъюнкту академии, химику Ю. Ф. Фрицше было поручено заняться изучением и даже усовершенствованием способа Тальбота. Увлеченно взялся молодой ученый за труд и представил в заключение письменный отчет с приложением нескольких калотипных снимков собственного изготовления. Доклад был сделан 24 мая 1839 года и, насколько известно, оказался первым исследованием метода Тальбота, а калотипии Фрицше — первыми фотографическими опытами в России. Какими-то судьбами коллекция снимков Тальбота оказалась вскоре в Эстонии; двадцать одна работа англичанина хранится в университете Тарту.
Дагеротипия и тальботипия первоначально назывались фотографией немногими учеными, например Дж. Гершелем и Д. Араго. В России вошло в обиход слово «светопись». Впервые это слово упоминается на страницах журнала «Библиотека для чтения». В статье, так и названной «Светопись» (1839, т. 34), отдано предпочтение «вкусу и скромности» Тальбота. «Он первоначально придумал для своих «бумажек» очень простое название photogenic picture, то есть «светородная живопись», или «светопись», и этот термин мы охотно принимаем, как очень дельный, удачный и, главное, чуждый шарлатанства»,— писал журнал с явным намеком на некорректность Дагера, присвоившего изобретению свое имя.

К 1851 г. английским исследователем Фридериком Скот Арчером был разработан новый способ фотографии — мокрый коллодионный процесс.
Принцип мокрого коллодионного процесса состоит в следующем. Нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотной кислотами) растворяют в смеси спирта и эфира. В полученную массу — коллодион — вводят соли йода и брома, и раствор поливают на стеклянную пластинку. После того как слой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с раствором азотнокислого серебра, т. е. коллодионный слой очувствляют. Все операции проделывают при неактиничиом освещении. В результате химической реакции в коллодионном слое образуются галогениды серебра — вещества, чувствительные к свету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат и фотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогалловой кислоты, или пирогаллола, и закрепляют в растворе тиосульфата натрия.
Пластинки нельзя было сушить, так как коллодион при этом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилось существенным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его в основном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты — фотографы-пейзажисты, бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток, которые транспортировали в собранном виде на тележках.
Одновременно с совершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретического характера. В 1855— 1861 гг. английский физик Д. К. Максвелл разрабатывает теорию трехцветной фотографии.
В связи с недостатками мокрого коллодионного процесса многими исследователями делались попытки заменить коллодий другими веществами. Так, в 60-х годах прошлого века проводились опыты по применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этот период в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своем составе органическое проявляющее вещество.
Основываясь на работах предшественников, англичанин Ричард Медокс, врач по специальности, предложил в 1871 г. первый практически пригодный способ изготовления бромосеребряной желатиновой эмульсии. Благодаря этому способу появилась возможность не только сохранять фотопластинки в сухом виде, но и значительно повысить их светочувствительность. Следует отметить, что основной метод современной фотографии также основан на применении галогенидосеребряных желатиновых фотослоев. Со времени изобретения этот способ претерпел значительные усовершенствования. 

Первые снимки Тальбота