![]() |
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]()
|
9.07.1894 - 8.04.1984 Нобелевский лауреат 1978 г. Петр Леонидович Капица родился 9 июля 1894 года в Кронштадте в семье военного инженера, генерала Леонида Петровича Капицы, строителя кронштадтских укреплений. Петр Леонидович сначала год учился в гимназии, а затем в Кронштадтском реальном училище. В 1912 году Капица поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. В том же году в "Журнале русского физико-химического общества" появилась первая его статья. Первую Мировую войну Пётр Леонидович провел в Глазго, в семье предпринимателя Миллара. В 1916 году едет в Китай, женится на Надежде Кирилловне Черносвитовой. В 1918 году Иоффе основал в Петрограде один из первых в России научно-исследовательских физических институтов. Закончив в том же году Политехнический институт, Петр был оставлен в нем в должности преподавателя физико-механического факультета. В мае 1921 года Капица приехал в Англию. Он попал в лабораторию Резерфорда. Во время работы в Англии Пётр Леонидович получает стипендию Департамента Научных и Промышленных Исследований Англии, организует работу физического семинара (позже он стал называться "семинаром Капицы") и исследует По поручению Резерфорда Капицаискривление траекторий альфа-частиц в сильном магнитном поле. Темой его докторской диссертации, которую он защитил в Кембридже в 1922 году, было "Прохождение альфа-частиц через вещество и методы получения магнитных полей". В 1923 году он стал доктором наук. В 1924 году он был назначен заместителем директора Кавендишской лаборатории по магнитным исследованиям. В 1928 году Академия наук СССР присвоила Капице ученую степень доктора физико-математических наук и в 1929 году избрала его своим членом-корреспондентом. В следующем году Капица становится профессором-исследователем Лондонского королевского общества. За
время своего тринадцатилетнего пребывания
в Англии Капица несколько раз возвращался в
Советский Союз, чтобы прочитать лекции, На установке, доставленной в Москву из Кавендишской лаборатории, Капица продолжал исследования в области сверхсильных магнитных полей. Ему удалось обнаружить уменьшение вязкости жидкого гелия при охлаждении до температуры ниже 2,17 К, при которой он переходит в форму, называемую гелием-2. Утрата вязкости позволяет ему беспрепятственно вытекать через мельчайшие отверстия и даже взбираться по стенкам контейнера, как бы "не чувствуя" действия силы тяжести. Отсутствие вязкости сопровождается также увеличением теплопроводности.
В конце марта 1926 года Пётр Леонидович
приезжает в СССР, а в конце мая возращается
обратно в Англию.
Капица был смещен с поста директора института и в течение восьми лет находился под домашним арестом. Работая в пятидесятые годы над созданием микроволнового генератора, ученый обнаружил, что микроволны большой интенсивности порождают в гелии отчетливо наблюдаемый светящийся разряд. Измеряя температуру в центре гелиевого разряда, он установил, что на расстоянии в несколько миллиметров от границы разряда температура изменяется примерно на два миллиона градусов Кельвина. Это открытие легло в основу проекта термоядерного реактора с непрерывным подогревом плазмы.
В 1955 году Петра Леонидовича восстановили в
должности директора Института Физических
Проблем Академии Наук СССР, назначили
главным редактором "Журнала
экспериментальной и теоретической физики". В
1965 году, впервые после более чем
тридцатилетнего перерыва, Капица получил
разрешение на выезд из Советского Союза в
Данию для получения Международной золотой
медали Нильса Бора. 17 октября 1978 года
Шведская академия наук направила из
Стокгольма Петру Леонидовичу Капице
телеграмму о присуждении ему Нобелевской
премии по физике за фундаментальные
исследования в области физики низких
температур. О хобби... В одном из изданий "Who s who" написано, что хобби П. Л. Капицы - это шахматы. Но с не меньшей долей истины можно сказать, что он в часы отдыха любит придумывать красивые задачи по физике и находить для них строгие, изящные решения. В этих задачах много юмора. Они бывают связаны с курьезными экспериментами, предполагают хорошее знание истории физики, принципов действия некоторых игрушек и серьезных технических устройств. Есть среди них и шуточные задачи. Многие, конечно слышали о физических задачах академика П.Л.Капицы. За последние годы им было предложено много новых задач, которые уже "испытали" на себе выпускники Физтеха (Московского физико-технического института) во время вступительных аспирантских экзаменов и стажеры-исследователи, проходившие практику в Институте физических проблем им. С.И.Вавилова. Чтобы в самом общем виде уловить идею решения этих задач, часто бывает достаточно и школьной подготовки. Однако это вовсе не означает, что любой студент или аспирант легко даст полный ответ. Точнее было бы сказать, что таких случаев вовсе не было, потому что задачи П.Л.Капицы - это целые темы для исследований. Нет ничего удивительного в том, что на экзаменах подчас возникали жаркие споры даже среди членов приемной комиссии, состоящей в основном из академиков. Как правило, экзаменующимся предлагается 3-4 задачи и после этого дается несколько часов на подготовку. Напряженная работа в библиотеке, где есть все необходимые книги, включая справочники и математические таблицы, позволяет только наметить пути решения. Сдающих экзамен обычно не так много - человек пять, а иногда и того меньше. По существу это не экзамен в привычном смысле слова, а "состязание" экзаменующегося с представительной комиссией, возглавляемой П.Л.Капицей, по темам, которые в этот день уже не безразличны не только самим участникам и "жюри", но и "болельщикам" - всему научному штату Института. В Институте царила атмосфера праздника. Какую радость испытывает тот, кому удается найти красивые решения и отстоять их! Но иногда складывается совсем другая ситуация, не менее запоминающаяся... Примеры задач Капицы №1. Во время солнечного затмения люди обычно смотрят на Солнце через закопченное стекло. Оцените необходимую для этого толщину слоя копоти на поверхности стекла. №2. Два спутника летят один другому навстречу. Опишите, что произойдет при их лобовом столкновении. №3. На корабле установлен воздушный двигатель типа ветряной мельницы, который вращает гребной винт корабля. Рассмотрите возможность движения такого корабля против ветра. №4. В аудиторию входит студентка. Она надушена духами "Красная Москва". Оцените промежуток времени, через который профессор сможет почувствовать запах духов. №5.Исходя из предположения, что 4 миллиарда лет назад Луна и Земля были окружены атмосферой так же, как сейчас Земля, следовало оценить изменение со временем плотности атмосферы этих небесных тел. Это очень трудная и интересная задача, важная в практическом отношении. (Ее решение можно найти в книге: Струве О., и др. "Элементарная астрономия" Пер.с англ. М.: 1967, с.113). Отметим только то, что, меньше масса планеты, тем быстрее она теряет массу при прочих равных условиях. Притяжение Луны значительно (примерно в 6 раз) слабее земного, поэтому наш естественный спутник за 4 млрд лет успел бы полностью утратить свою атмосферу, если бы она у него была. Готовые работы были представлены на суд экзаменационной комиссии. Она основывалась в общем-то на одинаковых физических предпосылках и различалась только вычислениями, приводящими, впрочем, к вполне разумным оценкам. Но никто из сдавших тогда экзамен не обратил внимания на одно интересное обстоятельство: возможный захват Землей лунной атмосферы. А именно эта физическая идея оказалась центральной в задаче П.Л.Капицей. То-то был сюрприз для сдающих экзамен! Да и знакомство в такой необычной обстановке с явлениями, которое происходит во Вселенной и еще более крупных масштабах, скажем в системе взаимодействующих галактик, и которому экзаменующиеся просто не придали значения, - разве что это не хороший урок, который не проходит даром и запоминается надолго? Задачи П.Л.Капицы - это большая физика, а в их постановке - взгляд современного физика на окружающий мир. |