К тебе, всесильный Человек,
Я обращаюсь, заклиная:
Спаси
Природу на Земле,
Пока Она ещё живая!
Не дай погибнуть роднику,
Журчащему в лесной протоке,
Спаси ромашку на лугу
И выпь болотную в осоке.
Беднягу зайца не трави,
А воробьям дай хлебной крошки,
Шмеля лохматого возьми
И напои росой в ладошке.
Любовью и добром согрей
Свою прекрасную Планету,
Пойми и, наконец, поверь:
Другой такой на свете нету!
(МОУ "Борисоглебская гимназия №1") |
|
Многие люди обеспокоены
состоянием окружающей среды. В природные объекты поступает много
загрязняющих веществ. За последние 30-40 лет реки, озёра и леса сильно
изменились: вода стала намного грязнее, в некоторых местах «зацвела».
Вокруг городов и поселков — множество свалок, в лесу — бутылки, пакеты,
битое стекло. В таких местах стали исчезать птицы и звери, рыбы и другая
живность. (С краткой экологической обстановкой в России можно
познакомиться:
http://www.referatfrom.ru/watch/36504/1.html
)
Дело
не только в том, что природа стала некрасивой. Она перестала защищать
человека. Раньше природа «перерабатывала» отходы человеческой
деятельности. А теперь она не справляется с той нагрузкой, которую взвалил
на нее человек. Это очень серьезная угроза человечеству. Если мы не
научимся жить и работать так, чтобы не наносить вред природе, то не надо
никаких мировых войн: человечество так загрязнит окружающую среду, что
жить в ней будет невозможно. Поэтому нам надо учиться жить по-новому, не
нанося ущерба природе.
Сначала надо научиться понимать, как чувствует себя наша речка или парк,
или, по-научному, изучить их экологическое состояние. Специалисты
используют для этого различные приборы, последние достижения физики,
химии, биологии. Однако можно изучать экологическое состояние и простыми
методами, доступными любому человеку, в том числе и детям.
Но это самое начало. Надо научиться помогать природе. Этим умением тоже
можно овладеть с малых лет. Даже такие простые вещи, как не выбрасывать
мусор в воду, не ломать ветки, не убивать насекомых, — очень помогут
природе. А если посадить дерево, сделать скворечник или кормушку для птиц,
обустроить родник, убрать мусор, брошенный в лесу или на берегу, то
природе станет лучше. И не только ей. Вы тоже почувствуете себя лучше,
потому что сделали доброе дело.
В Борисоглебской гимназии № 1 существует объединение "Варварино", которое
постоянно ведет экологическую работу в Хоперском заповеднике (:http://www.gumnaziya.narod.ru/varvarino/index.htm).
Школьниками был разработан и размещен в сети интернет экологический
проект
"Энтомология" (на немецком языке) про бабочек и жуков:
http://www.gumnaziya.narod.ru/prog04/site/index.htm
В школе № 68
Левобережного района г. Воронежа 19 лет назад создан музей охраны природы
учителем биологии Г.В. Плешковой. Экспозиция музея раскрывает особую роль
природы в жизни человека, показывает значение Воронежского и Хоперского
заповедников в сохранении биоразнообразия флоры и фауны родного края.
Начиная с 1974 г. при школе действует экологический кружок.
В ЦРТДиЮ Ленинского района существует экологический клуб "Воронежский
меридиан", с деятельностью которого можно познакомиться
(http://vrn.fio.ru/works/63/3/301/index.htm).
Ученицы школы № 32 г. Тамбова
Копченкина Юлия Михайловна
(11Б) и Иванова Юлия Юрьевна (11Б) занимались экологической оценкой
качества воды в канале реки Цна.
Эта работа удостоена 1-го места на
городской научно-практической конференции. Копченкина Юлия награждены
стипендией Вернадского.
Не только учащимиеся школ
Тамбова, Воронежа, Борисоглебска и других городов России обеспокоены
экологической проблемой, но и школьники ближнего зарубежья. Совет
Ассоциированных школ ЮНЕСКО в республике Казахстан в 2002 г. объявил
конкурс "Проблемы водных ресурсов Центральной Азии глазами школьников". С
лучшими сочинениями этого конкурса можно познакомиться
http://www.aspkz.freenet.kz/index1.html.
Центром
экологической политики России был разработан проект «Приоритеты
национальной экологической политики России: от федерального центра к
регионам»
В
области экономики природопользования был проведен макроэкономический
анализ с учетом перспектив по реализации Киотского протокола, оценены
разные пути возможного развития регионов. Начата адаптация разработанных
методик по оценке размера убытков и возмещению разных видов экологического
ущерба. Их применение позволяет создавать финансовые источники для
проведения природоохранных мероприятий и снижать вредные воздействия на
природу за счет применения экономических санкций. В области правового
обеспечения особенно своевременным оказалось сотрудничество с Воронежской
областью по подготовке предложений по разграничению полномочий между
федеральными, региональными и муниципальными органами охраны природы.
Предложения экспертов Центра по разграничению полномочий использованы для
внесения поправок в новую редакцию Закона об охране окружающей природной
среды, одобренного Думой. Сотрудничество с регионами по формированию
экологической культуры позволило в республике Хакасия разработать и
принять комплексную программу формирования экологической культуры на
2001-2005 годы, а в Воронежской области начать работу по ведению
мониторинга отношения разных групп населения к природе и экологическим
проблемам. Организация оценки здоровья человека и здоровья среды в
Воронежской области объединила представителей природоохранных служб,
медиков, сотрудников заповедников в регионе и позволила охарактеризовать
ситуацию по разным регионам г. Воронежа, выявить потенциальные и реальные
источники опасности. Распространение разработанной методики оценки
здоровья среды поддержано Министерством природных ресурсов РФ и
Правительством Москвы.
(http://www.ecopolicy.ru/?id_rec=43)
Большую роль для улучшения
окружающей среды играют заповедники.
Сейчас
на территории РФ действует 99 государственных природных заповедников.
Общая площадь их составляет 33,257 млн. га или 1,56% всей территории нашей
страны. В соответствии с государственными актами и законами заповедники
имееют статус «природоохранных, научно-исследовательских,
эколого-просветительских учреждений». Основные функции и задачи
заповедников определены государством и заключаются в следующем:
восстановление типичных и уникальных природных ландшафтов, сохранение
разнообразия животного и растительного мира.
Развитее и укрепление заповедного дела на территории Российской
Федерации признано приоритетным направлением экологической политики
государства. С 1989 г. по 1999 г. было организованно 10 заповедников.
Однако в связи с тяжелым финансовым положением страны заповедники
испытывают значительные трудности. Наряду с финансовыми проблемами
возникают и другие проблемы, в частности, отсутствие правовой базы
заповедного дела, не совершенная система управления заповедниками, низкий
уровень оснащенности работников охраны, проблема подготовки и
переподготовки кадров и др., от решения которых зависит дальнейшая их
судьба.
|