Воронежский государственный природный биосферный заповедник

 



 
Экология

К тебе, всесильный Человек,
Я обращаюсь, заклиная:
Спаси Природу на Земле,
Пока Она ещё живая!
Не дай погибнуть роднику,
Журчащему в лесной протоке,
Спаси ромашку на лугу
И выпь болотную в осоке.
Беднягу зайца не трави,
А воробьям дай хлебной крошки,
Шмеля лохматого возьми
И напои росой в ладошке.
Любовью и добром согрей
Свою прекрасную Планету,
Пойми и, наконец, поверь:
Другой такой на свете нету!

   (МОУ "Борисоглебская гимназия №1")


 

 

 

 

 

 

 

Многие люди обеспокоены состоянием окружающей среды. В природные объекты поступает много загрязняющих веществ. За последние 30-40 лет реки, озёра и леса сильно изменились: вода стала намного грязнее, в некоторых местах «зацвела». Вокруг городов и поселков — множество свалок, в лесу — бутылки, пакеты, битое стекло. В таких местах стали исчезать птицы и звери, рыбы и другая живность.  (С краткой экологической обстановкой в России можно познакомиться:   http://www.referatfrom.ru/watch/36504/1.html )
Дело не только в том, что природа стала некрасивой. Она перестала защищать человека. Раньше природа «перерабатывала» отходы человеческой деятельности. А теперь она не справляется с той нагрузкой, которую взвалил на нее человек. Это очень серьезная угроза человечеству. Если мы не научимся жить и работать так, чтобы не наносить вред природе, то не надо никаких мировых войн: человечество так загрязнит окружающую среду, что жить в ней будет невозможно. Поэтому нам надо учиться жить по-новому, не нанося ущерба природе.
Сначала надо научиться понимать, как чувствует себя наша речка или парк, или, по-научному, изучить их экологическое состояние. Специалисты используют для этого различные приборы, последние достижения физики, химии, биологии. Однако можно изучать экологическое состояние и простыми методами, доступными любому человеку, в том числе и детям.
Но это самое начало. Надо научиться помогать природе. Этим умением тоже можно овладеть с малых лет. Даже такие простые вещи, как не выбрасывать мусор в воду, не ломать ветки, не убивать насекомых, — очень помогут природе. А если посадить дерево, сделать скворечник или кормушку для птиц, обустроить родник, убрать мусор, брошенный в лесу или на берегу, то природе станет лучше. И не только ей. Вы тоже почувствуете себя лучше, потому что сделали доброе дело.
В Борисоглебской гимназии № 1 существует объединение "Варварино", которое постоянно ведет экологическую работу в Хоперском заповеднике (
:http://www.gumnaziya.narod.ru/varvarino/index.htm). Школьниками был разработан и размещен в сети интернет экологический проект "Энтомология" (на немецком языке) про бабочек и жуков: http://www.gumnaziya.narod.ru/prog04/site/index.htm
В школе № 68 Левобережного района г. Воронежа 19 лет назад создан музей охраны природы учителем биологии Г.В. Плешковой. Экспозиция музея раскрывает особую роль природы в жизни человека, показывает значение Воронежского и Хоперского заповедников в сохранении биоразнообразия флоры и фауны родного края. Начиная с 1974 г. при школе действует экологический кружок.
В ЦРТДиЮ Ленинского района существует экологический клуб "Воронежский меридиан", с деятельностью которого можно познакомиться 
(http://vrn.fio.ru/works/63/3/301/index.htm).
Ученицы школы № 32 г. Тамбова 
Копченкина Юлия Михайловна (11Б) и Иванова Юлия Юрьевна (11Б) занимались экологической оценкой качества воды в канале реки Цна.  Эта работа удостоена 1-го места на городской научно-практической конференции. Копченкина Юлия награждены стипендией Вернадского.
Не только учащимиеся школ Тамбова, Воронежа, Борисоглебска и других городов России обеспокоены экологической проблемой, но и школьники ближнего зарубежья. Совет Ассоциированных школ ЮНЕСКО в республике Казахстан в 2002 г. объявил конкурс "Проблемы водных ресурсов Центральной Азии глазами школьников". С лучшими сочинениями этого конкурса можно познакомиться http://www.aspkz.freenet.kz/index1.html.
Центром экологической политики России был разработан проект «Приоритеты национальной экологической политики России: от федерального центра к регионам»
В области экономики природопользования был проведен макроэкономический анализ с учетом перспектив по реализации Киотского протокола, оценены разные пути возможного развития регионов. Начата адаптация разработанных методик по оценке размера убытков и возмещению разных видов экологического ущерба. Их применение позволяет создавать финансовые источники для проведения природоохранных мероприятий и снижать вредные воздействия на природу за счет применения экономических санкций. В области правового обеспечения особенно своевременным оказалось сотрудничество с Воронежской областью по подготовке предложений по разграничению полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами охраны природы. Предложения экспертов Центра по разграничению полномочий использованы для внесения поправок в новую редакцию Закона об охране окружающей природной среды, одобренного Думой. Сотрудничество с регионами по формированию экологической культуры позволило в республике Хакасия разработать и принять комплексную программу формирования экологической культуры на 2001-2005 годы, а в Воронежской области начать работу по ведению мониторинга отношения разных групп населения к природе и экологическим проблемам. Организация оценки здоровья человека и здоровья среды в Воронежской области объединила представителей природоохранных служб, медиков, сотрудников заповедников в регионе и позволила охарактеризовать ситуацию по разным регионам г. Воронежа, выявить потенциальные и реальные источники опасности. Распространение разработанной методики оценки здоровья среды поддержано Министерством природных ресурсов РФ и Правительством Москвы.
(http://www.ecopolicy.ru/?id_rec=43)

Большую роль для улучшения окружающей среды играют заповедники.  Сейчас на территории РФ действует 99 государственных природных заповедников. Общая площадь их составляет 33,257 млн. га или 1,56% всей территории нашей страны. В соответствии с государственными актами и законами заповедники имееют статус «природоохранных, научно-исследовательских, эколого-просветительских учреждений». Основные функции и задачи заповедников определены государством и заключаются в следующем: восстановление типичных и уникальных природных ландшафтов, сохранение разнообразия животного и растительного мира.
    Развитее и укрепление заповедного дела на территории Российской Федерации признано приоритетным направлением экологической политики государства. С 1989 г. по 1999 г. было организованно 10 заповедников. Однако в связи с тяжелым финансовым положением страны заповедники испытывают значительные трудности. Наряду с финансовыми проблемами возникают и другие проблемы, в частности, отсутствие правовой базы заповедного дела, не совершенная система управления заповедниками, низкий уровень оснащенности работников охраны, проблема подготовки и переподготовки кадров и др., от решения которых зависит дальнейшая их судьба.

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

[Карта] [История] [Экология] [Звери] [Птицы] [Насекомые] [Деревья] [Цветы] [Грибы] [Авторы]