|
Фотографические
пластинки и пленки различаются по
светочувствительности, контрастности,
спектральной чувствительности; эти их
свойства обозначаются на упаковке.
Светочувствительность (чувствительность
к воздействию белого света) - важнейшее
качество негативных материалов; чем она
выше, тем короче нужна выдержка при
съемке. Контрастность негативного
материала - это его способность давать
негативные изображения с большей или
меньшей достижимой разностью между
самым темным и самым светлым участками.
По степени контрастности негативные
материалы бывают особо мягкие, мягкие (малоконтрастные),
нормальные, контрастные, особо
контрастные, сверхконтрастные.
Контрастность применяемого негативного
материала следует сообразовать со
светотеневыми свойствами
фотографируемого объекта и с характером
освещения. Мягкие фотослои служат для
съемок контрастных объектов и в
условиях контрастного (солнечного или
искусственного) освещения; контрастные
фотослои - для съемок монотонных
объектов, а также в пасмурную погоду;
нормальные - для съемок средних по тону
объектов и при среднем по яркости
освещении.
Простой бромосеребряный фотослой
чувствителен только к фиолетовым, синим
и голубым лучам (не считая невидимых
ультрафиолетовых), остальные лучи (зеленые,
желтые, оранжевые, красные) на него не
действуют. Нашим же глазом, наоборот,
желтые лучи воспринимаются как наиболее
яркие, а синие - как самые темные. В
результате такого несовпадения
цветовой чувствительности глаза и
фотослоя снимок, сделанный на простой (нецветочувствительной)
пластинке, кажется нам неправильно
передающим яркости красочного объекта:
темно-синее небо получается белым, а
ярко-желтая рожь выходит темно-серой.
Чтобы расширить пределы
чувствительности фотослоя, его при
изготовлении дополнительно очувствляют
(сенсибилизируют) к остальным лучам.
Такая дополнительная
цветочувствительность фотослоя и
называется спектральной
чувствительностью.
В настоящее время все негативные
материалы (за исключе- нием специальных)
выпускаются с той или иной степенью
спектральной чувствительности,
отражаемой в их названии. Материалы "Ортохром"
и "Изоорто" (помимо лучей
фиолетовых, синих и голубых)
дополнительно очувствлены к зеленым и
желтым лучам; материалы "Изохром"
чувствительны также к оранжевым лучам.
Материалы "Панхром" и "Изопанхром",
сенси- билизированные помимо того еще к
красным лучам, чувствительны, таким
образом, ко всем видимым лучам и потому
способны воспроизводить яркости
объекта съемки наиболее близко к
действительности.
|