Василий (Вильям) Андреевич Каррик (1827 —1878) родился в шотландской семье, жившей в России, в Кронштадте. В 1850 году он окончил Петербургскую Академию художеств. Некоторое время жил в Риме среди художников. В 1857 году побывал в Шотландии, где изучил фотографическую технику и вошел в контакт с опытным техником фотографии Джоном Макгрегором. Весной следующего года они вместе отправились в Петербург. Каррик открыл портретное ателье. Оно было неплохого уровня. По примеру француза Диздери он монтировал «визитки», на которых соединялись несколько изображений одного человека или группы в разных положениях, то есть запечатлял временной признак, создавал снимки, которые мы относим сегодня к секвенциям. Близость с художниками помогла Каррику. Он с Макгрегором научился отлично выполнять репродукции с картин. Их репродукции произведений художников продавались на Невском. Каррик с Макгрегором составляли эмульсию, по возможности равно очувствленную к разным цветам, готовили мокрую коллодионную пластинку в домашней лаборатории и, живя недалеко от Академии художеств, имели возможность быстро принести такую пластинку в зал, где их ждала предназначенная для съемки картина. Этим Каррик занимался в продолжение многих лет, и в середине семидесятых годов знаменитый химик Д. И. Менделеев даже задумал было вместе с Карриком создать общество по распространению произведений искусства при помощи фотографии. Художнику становилось все теснее в застекленном павильоне. Он знал об искусстве Рейландера; попытки съемки жанровых народных сцен в студии уже предпринимал старший коллега Каррика портретист А. И. Деньер. Каррика же влекла подлинная натура. Он снял серию «Петербургские типы и сценки»— уличные продавцы, извозчики, дворники, трубочисты, люди из народа. Многолетняя съемка сцен быта и видов Петербургской и Новгородской губерний, а также селений Финляндии составила коллекцию в несколько сот негативов. Фотограф
мечтал о путешествии в глубь России.
Желание сбылось. Он с помощником побывал
в приволжских губерниях. Плодотворной
оказалась поездка 1871 года в Симбирскую
губернию. Не зная устали, на подводе, а то
и пешком, с дорожной камерой и, конечно,
с походной лабораторией посещал села и
деревни. Снимал виды, но главным образом
бытовые сцены, семейные портреты и
группы крестьян — русских, татар,
чувашей, мордвы. Иногда за день
удавалось сделать 20—25 снимков. Можно
представить увлечение, каким был
охвачен Каррик, сменивший кисть
живописца на трудности работы с камерой-обскурой!
Поездка кончилась трагично — умер
Макгрегор. Но труд Каррика был тепло
встречен передовыми художниками,
учеными. Фотограф продолжал
заниматься портретной съемкой в ателье
и репродуцированием картин. Ему
хотелось выпустить альбом или серию
альбомов по типу других фотографических
изданий, которые состояли бы из его «народных
снимков», но в деловых кругах столицы он
не нашел поддержки. Лишь Публичная
библиотека, очевидно, по почину В. В.
Стасова, хранителя отдела гравюр,
приобрела значительное количество его
работ. Сохранилось несколько похвальных
отзывов о его сериях снимков, в
частности, В. В. Стасова. Жанровыми
изображениями Каррика как этюдами
пользовались живописцы. В 1876 году В. А.
Каррику было присвоено звание фотографа
Академии художеств. Коллекция петербургского
фотографа была показана вне конкурса на
двух международных выставках
фотографии — в Лондоне и Париже. Члены
жюри Парижской выставки единогласно
решили присвоить автору медаль. Но
поскольку снимки Каррика выставлялись
неофициально, этого сделать было
нельзя. В 1878 году Василия Каррика,
полного творческих сил и замыслов,
настигла смерть. Есть версия, будто бы в
холодную погоду он, легко одетый,
поторопился в Академию художеств со
свежезаготовленными пластинками для
репродуцирования очередной картины,
простудился и
вскоре скончался. Ныне имя талантливого мастера часто встречается в трудах по истории светописи, ему посвящаются статьи. Снимки Каррика нельзя признать рядовыми этнографическими фотографиями. Он снимал крестьян в поле за работой, извозчика зимой у петербургского трактира. Он наделял изображение типическими подробностями, собранными воедино для характеристики ремесла фотографируемого человека — мастерового, крестьянина, уличного продавца и т. д., но допускал и театральную, иногда с юмором, наигранность. Это была форма ранней постановочной художественной фотографии, однако при съемке на одну пластинку, что относили тогда к достоинствам светописи.
|