Василий (Вильям) Андреевич Каррик (1827 —1878) родился в шотландской семье, жившей в России, в Кронштадте. В 1850 году он окончил Петербургскую  Академию  художеств. Некоторое время жил в Риме среди художников. В 1857 году побывал в Шотландии, где изучил фотографическую технику и вошел в контакт с опытным техником фотографии Джоном Макгрегором. Весной следующего года они вместе отправились в Петербург. Каррик открыл портретное ателье. Оно было неплохого уровня. По примеру француза Диздери он монтировал «визитки», на которых соединялись несколько изображений одно­го человека или группы в разных положениях, то есть запечатлял времен­ной признак, создавал снимки, которые мы относим сегодня к секвенциям.

Близость с художниками помогла Каррику. Он с Макгрегором научился отлично выполнять репродукции с кар­тин. Их репродукции произведений художников продавались на Невском. Каррик с Макгрегором составляли эмульсию, по возможности равно очувствленную к разным цветам, готови­ли мокрую коллодионную пластинку в домашней лаборатории и, живя не­далеко от Академии художеств, име­ли возможность быстро принести такую пластинку в зал, где их ждала предназначенная для съемки картина. Этим Каррик занимался в продолжение многих лет, и в середине семидесятых годов знаменитый химик Д. И. Менделеев даже задумал было вместе с Карриком создать общество по распространению произведений искусства при  помощи  фотографии.

Художнику становилось все теснее в застекленном павильоне. Он знал об искусстве Рейландера; попытки съемки жанровых народных сцен в студии уже предпринимал старший коллега Каррика портретист А. И. Деньер. Каррика же влекла подлинная натура. Он снял серию «Петербургские типы и сценки»— уличные продавцы, извозчики, дворники, трубочисты, люди из народа. Многолетняя съемка сцен быта и видов Петербургской и Новгородской губерний, а также селе­ний Финляндии составила коллекцию в несколько сот негативов.

Фотограф мечтал о путешествии в глубь России. Желание сбылось. Он с помощником побывал в приволжских губерниях. Плодотворной оказалась поездка 1871 года в Симбирскую губернию. Не зная устали, на подводе, а то и пешком, с дорожной камерой и, конечно, с походной лабораторией посещал села и деревни. Снимал виды, но главным образом бытовые сцены, семейные портреты и группы крестьян — русских, татар, чувашей, мордвы. Иногда за день удавалось сделать 20—25 снимков. Можно представить увлечение, каким был охвачен Каррик, сменивший кисть живописца на трудности работы с камерой-обскурой! Поездка кончилась трагично — умер Макгрегор. Но труд Каррика был тепло встречен передовыми художни­ками, учеными.

    Фотограф продолжал заниматься портретной съемкой в ателье и репродуцированием картин. Ему хотелось выпустить альбом или серию альбомов по типу других фотографических изданий, которые состояли бы из его «народных снимков», но в деловых кругах столицы он не нашел поддержки. Лишь Публичная библиотека, очевидно, по почину В. В. Стасова, хранителя отдела гравюр, приобрела значи­тельное количество его работ. Сохранилось несколько похвальных отзывов о его сериях снимков, в частности, В. В. Стасова. Жанровыми изображениями Каррика как этюдами пользовались живописцы. В 1876 году В. А. Каррику было присвоено звание фотографа Академии художеств.

    Коллекция петербургского фотографа была показана вне конкурса на двух международных выставках фотографии — в Лондоне и Париже. Члены жюри Парижской выставки единогласно решили присвоить автору медаль. Но поскольку снимки Каррика выставля­лись неофициально, этого сделать бы­ло нельзя. В 1878 году Василия Каррика, полного творческих сил и замыслов, настигла смерть. Есть версия, будто бы в холодную погоду он, легко одетый, поторопился в Академию художеств со свежезаготовленными пластинками для репродуцирования очередной карти­ны, простудился  и  вскоре  скончался.

    Ныне имя талантливого мастера часто встречается в трудах по истории светописи, ему посвящаются статьи. Снимки Каррика нельзя признать рядовыми этнографическими фотографиями. Он снимал крестьян в поле за работой, извозчика зимой у петербургского трактира. Он наделял изображение типическими подробностями,   собранными воедино для характеристики ремесла фотографируемого человека — мастерового, крестьянина, уличного продавца и т. д., но допускал и театральную, иногда с юмором, наигранность. Это была форма ранней постановочной художественной фотографии, однако при съемке на одну пластинку, что относили тогда к достоинствам светописи.

 В. Каррик

Из серии "Петербургские типы и сценки" (1870)

 В. Каррик

Уличная сценка

 В. Каррик

Из серии "Петербургские типы и сценки" (1870)