Крупнейшим
мастером МАГНУМа, самым известным
фотографом-реалистом Западной Европы
середины и следующих десятилетий нашего
века заслуженно считается Анри
Картье-Брессон (р. 1908).
Он начал свою деятельность в 30-х годах.
Его фотографическую привязанность
определили, по его же словам, два фактора:
вхождение в практику малоформатной
камеры «лейка» и знакомство с альбомами
снимков французского реалиста начала
века Эжена Атже, чье творчество покорило
молодого фотографа. Еще в съемках 1933
года в Испании и у себя на родине
в 30-х
годах Картье-Брессон
познал силу репортажных навыков
фотографирования и отказался от
постановочных съемок. Во время второй
мировой войны он участвовал в борьбе
против немецко-фашистских оккупантов.
Особенно развился и окреп его талант в
послевоенные годы. Альбом Картье-Брессона
«Сохраненные образы» — 126 снимков,
выполненных почти за двадцать лет в
разных странах,— стал своего рода
программным для нового направления
творческой фотографии. Картье-Брессон много путешествует по странам Европы, Азии, Америки. Он — автор книг и альбомов, участник крупнейших международных выставок. В 1955 году в истории французской фотографии произошло примечательное событие. В знаменитом Луврском музее была открыта персональная выставка фотографа Картье-Брессона. Он показал четыреста работ, выполненных за четверть века. Голосом прогрессивного мастера фотография заявила о себе как о большом искусстве нашего времени. Картье-Брессон недолюбливает слова «художественная фотография». Он сторонится эстетических канонов, которые долгое время были приняты ценителями подражания фотографии другим искусствам. Избегает декоративности в снимках. Предпочитает печатать работы полным кадром. Вместе с автором мы переживаем минуты радости и грусти людей, жителей разных стран и континентов. Парижский мальчуган с покупкой на улице, праздничный день в Гарлеме, бытовые фотозарисовки в других странах. Из поездки по Советскому Союзу Картье-Брессон в разные годы привозил серии снимков, из которых составил два альбома. Общая гуманистическая настроенность автора обязывает отдать должное положительным сторонам его наблюдательности. В книгах 50-х годов Картье-Брессон, как мастер «большого репортажа», создал несколько снимков эпического звучания, например, в Индии: «На похоронах Ганди». Если
в съемке празднеств и шествий само
событие несет в себе силу выразительности,
то в съемках повседневной жизни очень
много зависит от таланта фотографа.
Вот что
говорит по
этому поводу
сам Картье-Брессон: «Фотограф
ориентируется во времени и пространстве,
имея в виду сюжет и себя. Он должен
стушеваться, забыть все, думая лишь о том,
как через простую, но значительную
деталь показать действительность,
успеть молниеносно нажать спуск в
нужное мгновенье. Поднося аппарат к
глазу, фотограф интуитивно
сосредоточивает на одной линии глаз,
мысль и сердце. Именно эта доля секунды
для фотографа — единственный момент
созидания. В этом — накопление опыта,
жизненного стиля, образа мышления, культуры,
эмоциональности, воображения,
случайности и я не
знаю еще
чего».
В этих словах обрисована роль музы
современнейшего из «механических»
искусств. Музы — властительницы
мгновений, иной раз решающих и в жизни
людей, и в искусстве самого фотографа.
Снимок создается автором в минуты
съемки. Манипуляции в лаборатории при
посредстве химии им не признаются или
сводятся к минимуму.
Мастер — за «динамический реализм»
в фотографии. В уловленном мгновении
увидеть и раскрыть подлинное
человеческое содержание — вот его
постоянная задача, выполнению которой
он остается верен уже многие
десятилетия.
Картье-Брессон редко пользуется
установившимися правилами композиции;
чаще нарушает их, чем следует им. Ему
важнее донести в снимке непосредственность
уловленного мгновенья, нежели
произвести эстетический эффект в
обычном понимании художественной
фотографии. Он мастер сочетания первого
плана с фоном, который, однако, иногда
несет не меньше эмоционального
содержания, чем первый план. Любит
резкость изображения, четкость рисунка.
Иногда явно натуралистическую
подробность он показывает
преувеличенно, если этот прием
усиливает эмоциональное содержание
снимка. Фотографирует преимущественно с
уровня глаз и объективом с фокусным
расстоянием 50 миллиметров.
Широкоугольные и длиннофокусные
объективы применяет очень редко. В пору
увлечения эффектами съемки «скрытой
камерой» французский мастер остается
верен принципу непосредственного ощения с людьми.
Он чаще
работает «открытой» камерой. В этом
одна из особенностей его манеры.
В поэтику нынешней фотографии от
практики Картье-Брессона вошло понятие
«решающего момента». В событии ли, в
бытовой ли сцене, в уличной ли сутолоке,
в народном ли обряде он интуитивно
выискивает нужное мгновение, в котором
раскрывается не только данная ситуация,
но содержание человеческой жизни, даже
судьбы. Фотограф как бы координирует
движение своего оценочного взгляда и
объектива камеры, совмещая их в этот
решающий момент. Так создается не образ
действительности, а сама
действительность предстает перед
зрителем-читателем. В этом сила документальной
жанровой фотографии, развившейся с 50-х
годов. Творчество Картье-Брессона тому пример. Он часто бывает ироничным, ему близок, однако, и юмор. Наблюдая событие или какое-либо явление жизни, Картье-Брессон наготове вскинуть камеру в любой момент, он все время в работе, расходует пленку в изобилии, улавливая «решающий момент» в ходе съемки или отыскивая затем самый выразительный кадр в ленте. |