Крупным мастером портретной фотографии, одновременно и изобретатель­ным предпринимателем, вошел в историю француз Адольф Диздери (1819—1890). Едва только был освоен мокроколлодионный способ, как с легкой руки Диздери был введен размер сним­ков на паспарту 6x8 сантиметров, равный визитным карточкам. В обиход входили снимки и большего, кабинетного, размера, но предложенный фотографом размер «визиток» настолько пришелся по вкусу, что буквально за несколько лет завоевал симпатию заказ­чиков в Европе и в Америке. Карточками обменивались; тогда и появились первые семейные альбомы. Это стало новым и заметным явлением в бытовой культуре городов, а со временем и в бытовой культуре сел.

    Об Адольфе Диздери написано много. Он по праву занимает видное место среди портретистов середины прошлого века. Ни одно новшество не обошло его павильона. Фотограф снимал не только императора Франции и особ из великосветского общества, но и людей других сословий. Одно время это был законодатель вкусов в профессиональной портретной фотографии. Его ателье с восхищением называли храмом фотографии, здесь умели угождать разнообразным желаниям клиентов. Диздери был пытливым и предприимчивым человеком. Он ввел одним из первых съемку с печатанием в формате «визитки» человека в нескольких позах, при этом размещал изображения на общем паспарту. Мечтой фотографов еще в 60-х—70-х годах было показать фигуру клиента как бы в движении, создать ощущение действия во времени. То были попытки съемки первых секвенций, как в наше время называют серии запечатленных в движении фигур, фотографируемых с одной точки. Но когда портретная фотография перестала быть заманчивой новинкой, Диздери, несмотря на свою изобретательность, вышел из моды. Он умер в бедности в начале девяностых годов.

А Диздери. Франция. Восемь портретов - "визиток" на одном паспарту